26.07.2012 | 21:17
Якутия: путь в будущее
В прошлом номере мы опубликовали статью известного сибирского публициста Дмитрия Николаевича Верхотурова о путях развития Якутска как столичного города.
Автор: EXO-YKT
Сейчас мы начинаем печатать его неопубликованный труд, который был написан в 2008 году и, естественно, не имел шанса во время президентства В. А. Штырова выйти в свет.
Оценки автора («русское завоевание», «сырьевая колония») могут показаться кому-то весьма жесткими, но они отражают взгляды многих представителей российской интеллигенции. В отличие от якутян, которые прибегают к политкорректным терминам, они привыкли называть события и тенденции так, как они себе их представляют.
Якутия, начиная с момента русского завоевания и до сегодняшнего дня, практически всегда воспринималась в качестве сырьевой окраины, богатого склада сырьевых ресурсов и эксплуатировалась в интересах Российской Империи и СССР. Теперь, после краткого периода самоуправления в составе Российской Федерации, связанного с правлением первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, старое восприятие Якутии снова стало доминирующим, снова были подняты старые советские планы разработки сырьевых запасов Южной Якутии, и снова началась сырьевая колонизация.
Вся история нахождения Якутии в составе России в качестве сырьевой колонии неопровержимо свидетельствует, что сырьевая колонизации способна принести богатство и процветание кому угодно, только не живущим в Якутии народам – якутам, русским, эвенкам, эвенам и др. Таланты и способности основного коренного народа саха оставались неиспользованными и неразвитыми, богатое культурное наследие оставалось неизвестным и получило признание только в самое последнее время, когда Якутия уже стала самостоятельной республикой. И сразу же якутский эпос Олонхо вошел в число мирового наследия ЮНЕСКО.
Думается, что это далеко не единственное явление якутской культуры, которое заслуживает мирового признания и таланты народа саха еще могут создать выдающиеся произведения. Однако, это невозможно, пока Якутия будет сырьевой колонией. До тех пор, пока Якутия будет только и исключительно источником сырья, ни народ саха, ни другие народы Якутии не могут рассчитывать на богатство, развитие и достойное место в мире.
Поэтому темой нашей работы будет вопрос о том, как создать в Якутии самостоятельную интенсивно развивающуюся несырьевую экономику и как решить многочисленные проблемы и трудности, накладываемые суровым климатом и специфическими условиями. Мы верим в будущее народа саха и других живущих в Якутии народов, и потому считаем такую постановку вопроса полностью оправданной.
Другие экономисты, может быть, в работе, посвященной Якутии, пытались определить, насколько Якутия соответствует общепринятым калькам экономического развития, и в какой степени там может быть создана экономика, привычная для западного экономиста или инвестора. С нашей точки зрения, это - бессмысленное обсуждение. Интенсивное развитие Якутии – это важнейшая задача, стоящая перед республикой. Это вопрос выживания коренных народов, сохранения их достоинства и защиты их будущего. Развитая и товаропроизводящая экономика Якутии должна быть создана. Все, кто не согласен с этой мыслью по любым причинам, в сущности своей противники развития Якутии и враги населения республики. Да, якутская экономика будет создаваться по совершенно особенным методам, радикально отличным от всего, известного в мире; она будет полностью оригинальна. Потому в дальнейшем будет, главным образом, обсуждаться вопрос о том, что и как можно создать в Якутии, как можно повернуть якутские условия на пользу.
Поскольку Якутия в силу своих особенных условий не может следовать общепринятым моделям, а интенсивное экономическое развитие является залогом дальнейшего существования якутской нации, то общепринятые модели и методы должны быть отвергнуты. С нашей точки зрения, будущее будет за оригинальными якутскими методами экономического развития, которые предстоит разработать.
До настоящего времени вопрос создания в Якутии передовой высокотехнологичной товаропроизводящей экономики никем всерьез не ставился. Это оправдывалось множеством отговорок, в числе которых назывался суровый, холодный климат, трудности с транспортом, удаленность и труднодоступность региона. На деле же частично это было следствие слепого следования моделям и методикам развития других, резко не похожих на Якутию стран и регионов, а частично – следствие нежелания развивать в Якутии передовую экономику.
С нашей точки зрения, условия Якутии не только не являются помехой для интенсивного экономического развития, но даже более того, дают уникальные возможности, которых нет больше ни в одной стране мира. Весь вопрос состоит только в степени изучения этих условий (климата, географии, геологии, природы и так далее) Якутии и гибкого подхода к ним.
Скажем сразу, что выработка методов интенсивного экономического развития Якутии сопряжена с многочисленными трудностями. Часть из них проистекает из того, что практически совершенно нет накопленного опыта. В развитии идей не на что опираться и не на что ориентироваться. Новаторские идеи прокладываются практически по концептуальной целине. Другая часть трудностей проистекает оттого, что значительная часть Якутии до сих пор не охвачена достаточно подробным изучением, имеется далеко не вся необходимая информация.
Поскольку в настоящей работе предлагается первый опыт изложения концепции интенсивного экономического развития Якутии, то с учетом обозначенных трудностей поневоле придется обозначить только самые общие абрисы этой концепции. Надеемся, что эта небольшая работа внесет свой вклад в заложение основ развитой якутской экономики.
От чего нужно решительно
отказаться?
Вначале нужно кратко охарактеризовать тот подход к экономике Якутии, от которого нужно решительно отказаться. Речь идет о различных программах сырьевой колонизации республики, и в частности о новейшей разработке такого рода – программе «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».
После того, как экономическая политика Правительства Республики Саха (Якутия) стала вызывать много споров и резких оценок в якутской прессе (вплоть до определения «сырьевая колонизация»), встают вопросы о причинах негодности предложенной правительством программы развития до 2020 года. Базовый документ: «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», который был утвержден Правительством РСЯ 6 сентября 2006 года и одобрен Правительством РФ 8 февраля 2007 года. На основе этого документа формируются долгосрочные тенденции развития РС (Я), в частности, реализация крупных инвестиционных проектов в Южной Якутии. Нынешнее правительство республики возлагает большие надежды на реализацию этого плана.
Однако, с нашей точки зрения, этот план не решает основных проблем развития республики и ее экономики, не в состоянии вывести якутскую экономику в число передовых и вообще, не может не провалиться, поскольку совершенно не учитывает современные тенденции в экономике и промышленности. Разберем ключевые моменты «Схемы комплексного развития», чтобы показать справедливость этой оценки.
«Схема комплексного развития» предлагает два сценария развития: инерционный и инновационный. В документе утверждается, что инновационный этап предполагает более высокие темпы инвестиций в основной капитал, значительный рост добычи полезных ископаемых, ускорением динамики добычи нетопливных полезных ископаемых и как следствие, более позитивные тенденции развития экономики РС (Я). Но на деле существенной разницы между ними нет.
К примеру, инерционный сценарий развития предполагает ежегодные инвестиции в размере 40-45 млрд рублей, а инновационный - 60-65 млрд рублей. Наиболее ярко отсутствие существенных отличий между вариантами показывает распределение инвестиций (инерционный/инновационный):
Как видим, в разрезе инвестиций разница между вариантами состоит лишь в 30-процентном увеличении объема инвестиций и некотором перераспределении средств в сторону топливно-энергетического комплекса в инновационном варианте. Далее в «Схеме» перечисляются инновации в разрезе конкретных проектов: разработка Эльгинского угольного месторождения, строительство железной дороги Улак – Эльга, нефтепереработка в объеме до 500 тысяч тонн в год, строительство Нерюнгринской ГРЭС, создание энергомоста в Китай. Ни одного товарного или высокотехнологичного производства среди проектов инноваций нет.
Это означает, что «инновационный» вариант, по меньшей мере, неверно назван. Инноваций тут нет, и развитие добычи угля, нефти и газа - это далеко не инновации. Скорее, это «пессимистический» и «оптимистический» варианты, как писали в первых советских пятилетних планах.
«Схема комплексного развития» нацелена на опережающий рост добычи полезных ископаемых, что заложено даже в инновационном сценарии (2005/2020; в млрд рублей; избранные позиции):
Эта таблица только подтверждает тот факт, что употребление в «Схеме» термина «инновационный сценарий» - не более чем фигура речи. В общем объеме промышленной продукции добыча полезных ископаемых составляет 53,7%, тогда как на обрабатывающие производства, вместе взятые, приходится всего 7,7%.
Наиболее передовые отрасли экономики, дающие максимальную добавленную стоимость на единицу продукции, занимают ничтожно малый процент: машины и оборудование - 0,02%, электроника, оптика - 0,004%. Даже в абсолютных суммах планируемая продукция этих отраслей ничтожно мала: машины и оборудование – 260 млн рублей (10,4 млн долларов), электроника и оптика – 42 млн рублей (1,68 млн долларов).
Широко известно, что в современной мировой экономике существует сильный диспаритет цен на сырье и высокотехнологичную продукцию. По мере роста мировой экономики производство сырья постоянно увеличивается, его доступность для производителей растет, а доля сырья в промышленном производстве постоянно снижается. По целому списку видов промышленного сырья за последние 20-30 лет произошло сильное падение цен. Этот процесс подробно описан в книге Джулиана Саймона «Неисчерпаемый ресурс», и основной механизм падения цен на сырье – это технический прогресс методов добычи и производства промышленных полуфабрикатов, требующий все менее и менее богатых руд, делающий себестоимость сырья все более низкой.
В то же время бурно развивается производство высокотехнологичной продукции и товаров, сбыт которых постоянно увеличивается. Появление новых товаров и технологий создает новые рынки сбыта и спрос на новые товары и услуги. К примеру, появление и широкое распространение компьютеров создало большой рынок программного обеспечения, на котором сложились такие конгломераты, как Microsoft. Основную часть дохода развитые страны давно имеют от высоких технологий и товарного производства.
В мировой экономике увеличиваются разрыв междувсе дешевеющим сырьем, и все большим объемом товаров, продуктов и услуг, необходимых для современного производства и образа жизни. Страны, которые ставят только на поставку сырья, беднеют и отстают в развитии с каждым годом.
Потому ориентация в «Схеме комплексного развития» якутской экономики на добычу сырья означает курс на постепенное обнищание Якутии, несмотря на масштабные инвестиции в сырьевой сектор. Полученные от экспорта сырья доходы тут же будут отданы за импорт высокотехнологичных товаров и услуг. По мере выработки месторождений и падения цен на сырье, экономика Якутии будет перенапрягаться, доходов хватит только на поддержание высокого уровня жизни ничтожной доли населения республики. Начнется интенсивное социальное расслоение, и будет развиваться масштабный социально-экономический кризис.
Собственно, этот кризис в Якутии уже разразился. Он был предопределен ориентацией якутской экономики и лишь ускорен политикой руководства Республики Саха (Якутия), распродававшей республиканские промышленные активы, и фактически бросившей большую часть населения Якутии на произвол судьбы.
«Схема комплексного развития» также совершенно не решает основных транспортных проблем Якутии, в особенности в таком виде, как эта цель сформулирована в документе: «Создание транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения».
На деле же в программе речь идет о строительстве железных дорог (Беркакит-Якутск, Улак – Эльга) и автомобильных дорог («Колыма»: Якутск - Хандыга - УстьНера - Магадан; «Вилюй»: Якутск - Вилюйск - Мирный - Ленск - Усть-Кут - Тулун; «Амга»: Нижний-Бестях - Усть-Мая - Аян; «Умнас»: Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск) в южной части Якутии. В плане значится только одна автодорога в северной части Якутии: «Яна» (Тополиное - Батагай - Усть-Куйга - Депутатский) к заводу по обогащению оловянных руд.
Неясно, по какой причине не запланировано строительство автодорог вдоль автозимников: Вилюйск - Жиганск - Хатанга, Хандыга - Верхоянск - Нижнеянск, Усть-Нера - Среднеколымск - Черский, а также автодороги Вилюйск - Тикси. Конечно, можно все списать на трудности и дороговизну строительства этих автодорог. Однако без них стратегическую задачу создания базовой транспортной инфраструктуры и обеспечения коммуникативной свободы населения республики невозможно. Получается, что «коммуникативная свобода» запланирована только для Южной Якутии.
Кроме того, отсутствие этих дорог означает, что и после 2020 года в Якутии не будет круглогодичной связи центральных районов республики с портами на побережье.
Вместе с тем, составители документа почему-то уверены в большом транзитном потенциале Якутии «на пересечении кратчайших путей между Европой, Азией и Америкой» и в возможности реализации этого транзитного потенциала после достройки железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск: «С завершением строительства дороги Беркакит - Томмот - Якутск будет образована единая транспортная ось, соединяющая южные районы республики с северными, что позволит расширить возможности экспортных поставок Якутии путем использования сети смешанного типа «железная дорога - река-море» из стран АТР и Японии по БАМу, АЯМу, реке Лена на Севморпуть и далее на Запад, в Европу».
Что в программе запланировано для реализации этого расчета на транзитный потенциал? В программе на период 2010-2020 годов предусмотрено строительство 12 танкеров (суммарный дедвейт - 46 тысяч тонн) и 4 сухогрузов типа «река-море» (суммарный дедвейт - 12 тысяч тонн), 10 морских судов типа МЦСС-5500 (суммарный дедвейт 55 тысяч тонн). На 2020 год планируется, что морской транспорт перевезет 355,7 тысяч тонн (в 2005 году - 355 тысяч тонн), речной транспорт - 4,48 млн тонн (в 2005 - 2,8 млн тонн).
Эта, с позволения сказать, «программа» не может не вызывать издевательских комментариев. 0,3 млн тонн морских грузоперевозок - это и есть весь великий «транзитный потенциал» Якутии, на который делают расчет в правительстве РС (Я)? Весь этот «транзитный потенциал» свободно войдет в крупнейший в мире танкер SeawiseGiant (дедвейт - 564,7 тысяч тонн), половину этого «транзитного потенциала» можно погрузить на крупнейший балкер BergeStahl (дедвейт - 175 тысяч тонн). Полное отсутствие роста морских перевозок в течение 15 лет - это реализация «транзитного потенциала»? С опорой на флот 591 речных судов (из которых 61,7% годных, средним возрастом 22 года) и 28 морских судов (средним возрастом 23 года, с 1996 года не работают на трассе Севморпути), без навигационного и гидрографического обеспечения, без ледового подкрепления в правительстве РС(Я) решили реализовать транзитный потенциал Якутии? Эту, с позволения сказать, «морскую программу» можно назвать только бесстыдной отпиской. По-настоящему масштабная речно-морская программа Якутии должна быть совсем другой.
В общем итоге «Схема комплексного развития» - это неплохой советский план, начиная от названия и заканчивая предложенными проектами. Из современных новшеств в нем только, пожалуй, SWOT-анализ. Появись он, скажем, в 1985 году, его можно было бы признать серьезным достижением в развитии советской плановой экономики.
Но в условиях современной, определенно не советской экономики этот план развития якутской экономики до 2020 года не годен.
Основная причина его негодности состоит в том, что «Схема комплексного развития» совершенно не учитывает отличия современной российской и мировой экономики от советской.
В СССР, с его экономической системой, основанной на планировании и фондировании, как раз стояла задача обеспечения определенного уровня физического объема производства. Если, скажем, Якутия добывала уголь, то она должна была обеспечить добычу определенного его количества, указанного в планах. Взамен республика получала материально-технические ресурсы, не производимые в республике. Это могло быть оборудование, транспорт, горючее и так далее. Финансовый расчет между производителями был формальностью, поскольку основные параметры отношений предприятий были уже прописаны в планах и в распределении фондов.
Современная экономика в России имеет сложный состав, сильно напоминающий советскую экономику 1920-х годов, с социалистическим и капиталистическим секторами. В России, безусловно, есть сфера рыночных отношений. Предприятия этого сектора поставляют на рынок такой товар, и в таком количестве, чтобы покрыть издержки производства и получить прибыль. Но есть и нерыночный сектор, составленный крупными бывшими социалистическими предприятиями, которые лишь формально стали частными. Их единственное отличие от советских предприятий состоит в том, что они не поставляют государству свою продукцию по планам, а также не подчиняются государственной монополии внешней торговли.
«Схема комплексного развития» составлена в интересах развития нерыночного сектора экономики России и рассчитана на усиление именно тех предприятий, основная цель которых состоит в производстве только какого-то количества сырья или промышленных полуфабрикатов, продаваемых на внешнем рынке.
Это фундаментальное различие несет в себе очень серьезные последствия. В советской экономике предприятие могло производить продукцию, не пользующуюся особым спросом, только потому, что обязывалось планом и получало на это материально-технические фонды. В рыночной экономике такое предприятие - гарантированный банкрот, потому что продукция не будет продана, издержки не будут покрыты и предприятие разорится. Рыночная экономика требует в первую очередь того, чтобы продукция обладала уникальными качествами, в максимальной степени удовлетворяющими потребителя, а также ценовой политики, делающей продукцию доступной для самого широкого круга потребителей. Если эти условия выполнены, объем продаж станет достаточно большим для получения прибыли, расширения производства и обеспечения высоких валовых показателей. В советской экономике главное требование - валовый объем, в рыночной –потребительские качества и цена продукции.
В «Схеме комплексного развития» много говорится об увеличении валового производства угля, нефти и газа, металла, электроэнергии, но ничего не говорится о достижении высокого качества, уникальных свойств якутской продукции, а также о ценовой политике. Это попытка загнать экономику Якутии в позавчерашний день. В рыночных условиях подобная программа развития якутской экономики не может не провалиться.
С нашей точки зрения от подобного советского подхода нужно решительно отказаться. С нашей точки зрения, якутская экономика может быть рыночной, производить уникальные, конкурентно-способные продукцию и товары. Основа рыночной экономики Якутии состоит в том, чтобы производить уникальные товары и найти потребности, которые эти товары будут максимально удовлетворять.
От редакции: В настоящее время всем очевиден полный провал штыровской «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». В силу заложенных в эту «Схему комплексного развития» фундаментальных недостатков так и не началась ее настоящая реализация, сама Схема фактически перерабатывается. А в 2008 году именно Д. Н. Верхотуров прогнозировал крах этой «Схемы комплексного развития».
Оценки автора («русское завоевание», «сырьевая колония») могут показаться кому-то весьма жесткими, но они отражают взгляды многих представителей российской интеллигенции. В отличие от якутян, которые прибегают к политкорректным терминам, они привыкли называть события и тенденции так, как они себе их представляют.
Мы верим в будущее народа Саха
Якутия, начиная с момента русского завоевания и до сегодняшнего дня, практически всегда воспринималась в качестве сырьевой окраины, богатого склада сырьевых ресурсов и эксплуатировалась в интересах Российской Империи и СССР. Теперь, после краткого периода самоуправления в составе Российской Федерации, связанного с правлением первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, старое восприятие Якутии снова стало доминирующим, снова были подняты старые советские планы разработки сырьевых запасов Южной Якутии, и снова началась сырьевая колонизация.
Вся история нахождения Якутии в составе России в качестве сырьевой колонии неопровержимо свидетельствует, что сырьевая колонизации способна принести богатство и процветание кому угодно, только не живущим в Якутии народам – якутам, русским, эвенкам, эвенам и др. Таланты и способности основного коренного народа саха оставались неиспользованными и неразвитыми, богатое культурное наследие оставалось неизвестным и получило признание только в самое последнее время, когда Якутия уже стала самостоятельной республикой. И сразу же якутский эпос Олонхо вошел в число мирового наследия ЮНЕСКО.
Думается, что это далеко не единственное явление якутской культуры, которое заслуживает мирового признания и таланты народа саха еще могут создать выдающиеся произведения. Однако, это невозможно, пока Якутия будет сырьевой колонией. До тех пор, пока Якутия будет только и исключительно источником сырья, ни народ саха, ни другие народы Якутии не могут рассчитывать на богатство, развитие и достойное место в мире.
Поэтому темой нашей работы будет вопрос о том, как создать в Якутии самостоятельную интенсивно развивающуюся несырьевую экономику и как решить многочисленные проблемы и трудности, накладываемые суровым климатом и специфическими условиями. Мы верим в будущее народа саха и других живущих в Якутии народов, и потому считаем такую постановку вопроса полностью оправданной.
Другие экономисты, может быть, в работе, посвященной Якутии, пытались определить, насколько Якутия соответствует общепринятым калькам экономического развития, и в какой степени там может быть создана экономика, привычная для западного экономиста или инвестора. С нашей точки зрения, это - бессмысленное обсуждение. Интенсивное развитие Якутии – это важнейшая задача, стоящая перед республикой. Это вопрос выживания коренных народов, сохранения их достоинства и защиты их будущего. Развитая и товаропроизводящая экономика Якутии должна быть создана. Все, кто не согласен с этой мыслью по любым причинам, в сущности своей противники развития Якутии и враги населения республики. Да, якутская экономика будет создаваться по совершенно особенным методам, радикально отличным от всего, известного в мире; она будет полностью оригинальна. Потому в дальнейшем будет, главным образом, обсуждаться вопрос о том, что и как можно создать в Якутии, как можно повернуть якутские условия на пользу.
Поскольку Якутия в силу своих особенных условий не может следовать общепринятым моделям, а интенсивное экономическое развитие является залогом дальнейшего существования якутской нации, то общепринятые модели и методы должны быть отвергнуты. С нашей точки зрения, будущее будет за оригинальными якутскими методами экономического развития, которые предстоит разработать.
До настоящего времени вопрос создания в Якутии передовой высокотехнологичной товаропроизводящей экономики никем всерьез не ставился. Это оправдывалось множеством отговорок, в числе которых назывался суровый, холодный климат, трудности с транспортом, удаленность и труднодоступность региона. На деле же частично это было следствие слепого следования моделям и методикам развития других, резко не похожих на Якутию стран и регионов, а частично – следствие нежелания развивать в Якутии передовую экономику.
С нашей точки зрения, условия Якутии не только не являются помехой для интенсивного экономического развития, но даже более того, дают уникальные возможности, которых нет больше ни в одной стране мира. Весь вопрос состоит только в степени изучения этих условий (климата, географии, геологии, природы и так далее) Якутии и гибкого подхода к ним.
Скажем сразу, что выработка методов интенсивного экономического развития Якутии сопряжена с многочисленными трудностями. Часть из них проистекает из того, что практически совершенно нет накопленного опыта. В развитии идей не на что опираться и не на что ориентироваться. Новаторские идеи прокладываются практически по концептуальной целине. Другая часть трудностей проистекает оттого, что значительная часть Якутии до сих пор не охвачена достаточно подробным изучением, имеется далеко не вся необходимая информация.
Поскольку в настоящей работе предлагается первый опыт изложения концепции интенсивного экономического развития Якутии, то с учетом обозначенных трудностей поневоле придется обозначить только самые общие абрисы этой концепции. Надеемся, что эта небольшая работа внесет свой вклад в заложение основ развитой якутской экономики.
От чего нужно решительно
отказаться?
Вначале нужно кратко охарактеризовать тот подход к экономике Якутии, от которого нужно решительно отказаться. Речь идет о различных программах сырьевой колонизации республики, и в частности о новейшей разработке такого рода – программе «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».
После того, как экономическая политика Правительства Республики Саха (Якутия) стала вызывать много споров и резких оценок в якутской прессе (вплоть до определения «сырьевая колонизация»), встают вопросы о причинах негодности предложенной правительством программы развития до 2020 года. Базовый документ: «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», который был утвержден Правительством РСЯ 6 сентября 2006 года и одобрен Правительством РФ 8 февраля 2007 года. На основе этого документа формируются долгосрочные тенденции развития РС (Я), в частности, реализация крупных инвестиционных проектов в Южной Якутии. Нынешнее правительство республики возлагает большие надежды на реализацию этого плана.
Однако, с нашей точки зрения, этот план не решает основных проблем развития республики и ее экономики, не в состоянии вывести якутскую экономику в число передовых и вообще, не может не провалиться, поскольку совершенно не учитывает современные тенденции в экономике и промышленности. Разберем ключевые моменты «Схемы комплексного развития», чтобы показать справедливость этой оценки.
«Схема комплексного развития» предлагает два сценария развития: инерционный и инновационный. В документе утверждается, что инновационный этап предполагает более высокие темпы инвестиций в основной капитал, значительный рост добычи полезных ископаемых, ускорением динамики добычи нетопливных полезных ископаемых и как следствие, более позитивные тенденции развития экономики РС (Я). Но на деле существенной разницы между ними нет.
К примеру, инерционный сценарий развития предполагает ежегодные инвестиции в размере 40-45 млрд рублей, а инновационный - 60-65 млрд рублей. Наиболее ярко отсутствие существенных отличий между вариантами показывает распределение инвестиций (инерционный/инновационный):
- Топливно-энергетический комплекс - 50%/60%
- Цветная металлургия - 20%/10%
- Транспорт и связь - 10%/11%
- Социальная сфера - 7% /10%
- Прочее - 13%/7%.
Как видим, в разрезе инвестиций разница между вариантами состоит лишь в 30-процентном увеличении объема инвестиций и некотором перераспределении средств в сторону топливно-энергетического комплекса в инновационном варианте. Далее в «Схеме» перечисляются инновации в разрезе конкретных проектов: разработка Эльгинского угольного месторождения, строительство железной дороги Улак – Эльга, нефтепереработка в объеме до 500 тысяч тонн в год, строительство Нерюнгринской ГРЭС, создание энергомоста в Китай. Ни одного товарного или высокотехнологичного производства среди проектов инноваций нет.
Это означает, что «инновационный» вариант, по меньшей мере, неверно назван. Инноваций тут нет, и развитие добычи угля, нефти и газа - это далеко не инновации. Скорее, это «пессимистический» и «оптимистический» варианты, как писали в первых советских пятилетних планах.
«Схема комплексного развития» нацелена на опережающий рост добычи полезных ископаемых, что заложено даже в инновационном сценарии (2005/2020; в млрд рублей; избранные позиции):
- Объем промышленной продукции - 148,3/1049,9
- Добыча полезных ископаемых - 120,6/564,7
- В т.ч. топливно-энергетических - 16,2 /110
- В т.ч. других полезных ископаемых - 104,4/464,3
- Обрабатывающие производства - 11,7 /81,8
- В т.ч. переработка древесины - 0,52 /2,4
- В т.ч. целлюлозно-бумажное пр-во - 0,24 /1,7
- В т.ч. металлургическое пр-во - 0,26 /2,4
- В т.ч. машины и оборудование - 0,05 /0,26
- В т.ч. электроника, оптика - 0,008/0,042
Эта таблица только подтверждает тот факт, что употребление в «Схеме» термина «инновационный сценарий» - не более чем фигура речи. В общем объеме промышленной продукции добыча полезных ископаемых составляет 53,7%, тогда как на обрабатывающие производства, вместе взятые, приходится всего 7,7%.
Наиболее передовые отрасли экономики, дающие максимальную добавленную стоимость на единицу продукции, занимают ничтожно малый процент: машины и оборудование - 0,02%, электроника, оптика - 0,004%. Даже в абсолютных суммах планируемая продукция этих отраслей ничтожно мала: машины и оборудование – 260 млн рублей (10,4 млн долларов), электроника и оптика – 42 млн рублей (1,68 млн долларов).
Широко известно, что в современной мировой экономике существует сильный диспаритет цен на сырье и высокотехнологичную продукцию. По мере роста мировой экономики производство сырья постоянно увеличивается, его доступность для производителей растет, а доля сырья в промышленном производстве постоянно снижается. По целому списку видов промышленного сырья за последние 20-30 лет произошло сильное падение цен. Этот процесс подробно описан в книге Джулиана Саймона «Неисчерпаемый ресурс», и основной механизм падения цен на сырье – это технический прогресс методов добычи и производства промышленных полуфабрикатов, требующий все менее и менее богатых руд, делающий себестоимость сырья все более низкой.
В то же время бурно развивается производство высокотехнологичной продукции и товаров, сбыт которых постоянно увеличивается. Появление новых товаров и технологий создает новые рынки сбыта и спрос на новые товары и услуги. К примеру, появление и широкое распространение компьютеров создало большой рынок программного обеспечения, на котором сложились такие конгломераты, как Microsoft. Основную часть дохода развитые страны давно имеют от высоких технологий и товарного производства.
В мировой экономике увеличиваются разрыв междувсе дешевеющим сырьем, и все большим объемом товаров, продуктов и услуг, необходимых для современного производства и образа жизни. Страны, которые ставят только на поставку сырья, беднеют и отстают в развитии с каждым годом.
Потому ориентация в «Схеме комплексного развития» якутской экономики на добычу сырья означает курс на постепенное обнищание Якутии, несмотря на масштабные инвестиции в сырьевой сектор. Полученные от экспорта сырья доходы тут же будут отданы за импорт высокотехнологичных товаров и услуг. По мере выработки месторождений и падения цен на сырье, экономика Якутии будет перенапрягаться, доходов хватит только на поддержание высокого уровня жизни ничтожной доли населения республики. Начнется интенсивное социальное расслоение, и будет развиваться масштабный социально-экономический кризис.
Собственно, этот кризис в Якутии уже разразился. Он был предопределен ориентацией якутской экономики и лишь ускорен политикой руководства Республики Саха (Якутия), распродававшей республиканские промышленные активы, и фактически бросившей большую часть населения Якутии на произвол судьбы.
«Схема комплексного развития» также совершенно не решает основных транспортных проблем Якутии, в особенности в таком виде, как эта цель сформулирована в документе: «Создание транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения».
На деле же в программе речь идет о строительстве железных дорог (Беркакит-Якутск, Улак – Эльга) и автомобильных дорог («Колыма»: Якутск - Хандыга - УстьНера - Магадан; «Вилюй»: Якутск - Вилюйск - Мирный - Ленск - Усть-Кут - Тулун; «Амга»: Нижний-Бестях - Усть-Мая - Аян; «Умнас»: Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск) в южной части Якутии. В плане значится только одна автодорога в северной части Якутии: «Яна» (Тополиное - Батагай - Усть-Куйга - Депутатский) к заводу по обогащению оловянных руд.
Неясно, по какой причине не запланировано строительство автодорог вдоль автозимников: Вилюйск - Жиганск - Хатанга, Хандыга - Верхоянск - Нижнеянск, Усть-Нера - Среднеколымск - Черский, а также автодороги Вилюйск - Тикси. Конечно, можно все списать на трудности и дороговизну строительства этих автодорог. Однако без них стратегическую задачу создания базовой транспортной инфраструктуры и обеспечения коммуникативной свободы населения республики невозможно. Получается, что «коммуникативная свобода» запланирована только для Южной Якутии.
Кроме того, отсутствие этих дорог означает, что и после 2020 года в Якутии не будет круглогодичной связи центральных районов республики с портами на побережье.
Вместе с тем, составители документа почему-то уверены в большом транзитном потенциале Якутии «на пересечении кратчайших путей между Европой, Азией и Америкой» и в возможности реализации этого транзитного потенциала после достройки железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск: «С завершением строительства дороги Беркакит - Томмот - Якутск будет образована единая транспортная ось, соединяющая южные районы республики с северными, что позволит расширить возможности экспортных поставок Якутии путем использования сети смешанного типа «железная дорога - река-море» из стран АТР и Японии по БАМу, АЯМу, реке Лена на Севморпуть и далее на Запад, в Европу».
Что в программе запланировано для реализации этого расчета на транзитный потенциал? В программе на период 2010-2020 годов предусмотрено строительство 12 танкеров (суммарный дедвейт - 46 тысяч тонн) и 4 сухогрузов типа «река-море» (суммарный дедвейт - 12 тысяч тонн), 10 морских судов типа МЦСС-5500 (суммарный дедвейт 55 тысяч тонн). На 2020 год планируется, что морской транспорт перевезет 355,7 тысяч тонн (в 2005 году - 355 тысяч тонн), речной транспорт - 4,48 млн тонн (в 2005 - 2,8 млн тонн).
Эта, с позволения сказать, «программа» не может не вызывать издевательских комментариев. 0,3 млн тонн морских грузоперевозок - это и есть весь великий «транзитный потенциал» Якутии, на который делают расчет в правительстве РС (Я)? Весь этот «транзитный потенциал» свободно войдет в крупнейший в мире танкер SeawiseGiant (дедвейт - 564,7 тысяч тонн), половину этого «транзитного потенциала» можно погрузить на крупнейший балкер BergeStahl (дедвейт - 175 тысяч тонн). Полное отсутствие роста морских перевозок в течение 15 лет - это реализация «транзитного потенциала»? С опорой на флот 591 речных судов (из которых 61,7% годных, средним возрастом 22 года) и 28 морских судов (средним возрастом 23 года, с 1996 года не работают на трассе Севморпути), без навигационного и гидрографического обеспечения, без ледового подкрепления в правительстве РС(Я) решили реализовать транзитный потенциал Якутии? Эту, с позволения сказать, «морскую программу» можно назвать только бесстыдной отпиской. По-настоящему масштабная речно-морская программа Якутии должна быть совсем другой.
В общем итоге «Схема комплексного развития» - это неплохой советский план, начиная от названия и заканчивая предложенными проектами. Из современных новшеств в нем только, пожалуй, SWOT-анализ. Появись он, скажем, в 1985 году, его можно было бы признать серьезным достижением в развитии советской плановой экономики.
Но в условиях современной, определенно не советской экономики этот план развития якутской экономики до 2020 года не годен.
Основная причина его негодности состоит в том, что «Схема комплексного развития» совершенно не учитывает отличия современной российской и мировой экономики от советской.
В СССР, с его экономической системой, основанной на планировании и фондировании, как раз стояла задача обеспечения определенного уровня физического объема производства. Если, скажем, Якутия добывала уголь, то она должна была обеспечить добычу определенного его количества, указанного в планах. Взамен республика получала материально-технические ресурсы, не производимые в республике. Это могло быть оборудование, транспорт, горючее и так далее. Финансовый расчет между производителями был формальностью, поскольку основные параметры отношений предприятий были уже прописаны в планах и в распределении фондов.
Современная экономика в России имеет сложный состав, сильно напоминающий советскую экономику 1920-х годов, с социалистическим и капиталистическим секторами. В России, безусловно, есть сфера рыночных отношений. Предприятия этого сектора поставляют на рынок такой товар, и в таком количестве, чтобы покрыть издержки производства и получить прибыль. Но есть и нерыночный сектор, составленный крупными бывшими социалистическими предприятиями, которые лишь формально стали частными. Их единственное отличие от советских предприятий состоит в том, что они не поставляют государству свою продукцию по планам, а также не подчиняются государственной монополии внешней торговли.
«Схема комплексного развития» составлена в интересах развития нерыночного сектора экономики России и рассчитана на усиление именно тех предприятий, основная цель которых состоит в производстве только какого-то количества сырья или промышленных полуфабрикатов, продаваемых на внешнем рынке.
Это фундаментальное различие несет в себе очень серьезные последствия. В советской экономике предприятие могло производить продукцию, не пользующуюся особым спросом, только потому, что обязывалось планом и получало на это материально-технические фонды. В рыночной экономике такое предприятие - гарантированный банкрот, потому что продукция не будет продана, издержки не будут покрыты и предприятие разорится. Рыночная экономика требует в первую очередь того, чтобы продукция обладала уникальными качествами, в максимальной степени удовлетворяющими потребителя, а также ценовой политики, делающей продукцию доступной для самого широкого круга потребителей. Если эти условия выполнены, объем продаж станет достаточно большим для получения прибыли, расширения производства и обеспечения высоких валовых показателей. В советской экономике главное требование - валовый объем, в рыночной –потребительские качества и цена продукции.
В «Схеме комплексного развития» много говорится об увеличении валового производства угля, нефти и газа, металла, электроэнергии, но ничего не говорится о достижении высокого качества, уникальных свойств якутской продукции, а также о ценовой политике. Это попытка загнать экономику Якутии в позавчерашний день. В рыночных условиях подобная программа развития якутской экономики не может не провалиться.
С нашей точки зрения от подобного советского подхода нужно решительно отказаться. С нашей точки зрения, якутская экономика может быть рыночной, производить уникальные, конкурентно-способные продукцию и товары. Основа рыночной экономики Якутии состоит в том, чтобы производить уникальные товары и найти потребности, которые эти товары будут максимально удовлетворять.
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ
От редакции: В настоящее время всем очевиден полный провал штыровской «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». В силу заложенных в эту «Схему комплексного развития» фундаментальных недостатков так и не началась ее настоящая реализация, сама Схема фактически перерабатывается. А в 2008 году именно Д. Н. Верхотуров прогнозировал крах этой «Схемы комплексного развития».
Новости
21 час назад
Подростки сломали двери в теплой остановке Якутске
1 день назад
В городе Якутске проходят специальные показы Международного кинофестиваля «Послание к человеку»
1 день назад
Отключения света 22 ноября в Якутске
1 день назад
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
1 день назад
23% якутян проведут новогодние каникулы на работе
2 дня назад
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
Популярное
Город | 1 день назад
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Ледовая переправа Нижний Бестях – Якутск будет открыта 5 января для транспорта массой до 10 тонн.
Город | 1 день назад
Яндекс Карты начали показывать маршруты через отапливаемые остановки Якутска
Карты разметили более 30 отапливаемых остановок города, чтобы предлагать жителям комфортные маршруты.
Город | 1 день назад
В Якутске автобус №12 временно изменил маршрут следования
В связи с проведением капитального ремонта улицы Можайского.
Город | 1 день назад
23% якутян проведут новогодние каникулы на работе
35% якутян проведут бо́льшую часть новогодних каникул дома.