Якутские инновации
В рамках празднования «Ысыаха Туймаады» прошла выставка «Sakha Innovation-2014».
По всей вероятности, с этого года проведение выставки в рамках «Ысыаха Туймаады» может стать постоянным, сообщил журналистам председатель Госкоминноваций Якутии Максим Трофимов.
– На мой взгляд, это очень удачно, потому что наши проекты нужны в первую очередь людям, и где, как не здесь, их показывать», – отметил Трофимов.
Первые победители
Диплома за лучшую экспозицию была удостоена компания «Якстар», впервые обеспечившая в местности Ус Хатын свободный WiFi.
Организаторами выставки были отмечены такие проекты якутских рационализаторов, как разработка системы обогрева автомобилей в зимнее время от ОАО «Сахатепломеханика», признанная лучшим рационализаторским предложением; проект управляемой теплицы Малыкайской СОШ, ставший победителем в номинации «Самая посещаемая экспозиция».
Приз от «Технопарка «Якутия» – путевку на главную российскую инновационную выставку Open Innovation-2014 – получил проект по диагностике генетических заболеваний при помощи биочипа МИП СВФУ «Генодиагностика». Именно он будет представлять Якутию на главной выставке российских инноваций в ноябре этого года.
Управляемая теплица
«Умная» теплица, не только следящая за влажностью, температурой и своевременным поливом, но и сортирующая урожай — это ли не мечта любого огородника! Разработка членов клуба «ЛегоРоботикс» Малыкайской средней школы Нюрбинского района Якутии может сделать эту мечту реальностью.
На сегодняшний день ребятами созданы настольные макеты робота-сортировщика помидоров и робота, управляющего климатом в теплице.
«Сортировщик работает через цветовые датчики, которые распознают цвет помидора. Зеленый помидор распознается как незрелый, а красный или желтый — как созревший. Робот для управления климат-контролем по сигналу может открывать и закрывать окна и включать воду для полива», – рассказал руководитель клуба Федор Ушканов.
«Это прототип того, что мы собираемся создать — автоматизированной системы управления тепличным хозяйством. Представленный на стенде макет собран на основе конструктора Lego Robotics, настоящую теплицу мы планируем построить в будущем году», – пояснил он.
Управляемую теплицу, по его словам, они хотят создать «из ничего». Так в качестве двигателей, которые будут запускать необходимые механизмы, ребята намерены использовать двигатели от старых стиральных машин. Управлять двигателями будет робот, работающий на базе системы Android.
Говорить о рентабельности проекта пока рано, но если мыслить перспективно, то в будущем такая теплица может поднять производительность труда овощеводов на 50%.
Биочип для диагностики заболеваний
Совместная разработка якутских и южнокорейских ученых – тест-система для диагностики пяти генетических заболеваний, часто встречающихся среди якутского народа. Один биочип позволяет провести ДНК-диагностику сразу восьми человек на такие заболевания, как 3-М синдром и SOPH синдром (разновидности синдрома низкорослости), терозинимия, врожденная глухота и метгемоглобинимия.
«Биочип представляет собой матрицу, на которую нанесены генетические маркеры. Для анализа достаточно взять у пациента кровь из вены. Затем из нее выделяется ДНК, которая при помощи маркеров проверяется на те или иные мутации. Уникальность нашей системы в том, что биочип разработан для выявления именно тех мутаций, которые распространены у нас в республике, кстати, некоторые из них открыты специалистами нашей лаборатории», – рассказала ЯСИА младший научный сотрудник лаборатории «Геномная медицина» малого инновационного предприятия «Генодиагностика» СВФУ Мира Турдиева.
Благодаря специально подобранным реактивам и меньшей по сравнению с классической ДНК-диагностикой трудоемкостью, методика позволяет делать анализ всего за четыре часа.
Энергия из воздуха
Пока в Якутии обсуждают закон о возобновляемых источниках энергетики, якутские рационализаторы думают над тем, как начать получать энергию буквально из воздуха.
Проект, представленный на выставке ООО «Гинер», позволяет получать ее из источника, не зависящего от солнца, ветра или воды – энергия вырабатывается за счет давления на пьезоэлектирический модуль.
«Представьте себе дорожное полотно, по которому едет автомобиль. Автомобиль давит на асфальт, асфальт, в свою очередь, давит на вмонтированные в него пьезоэлектирческие датчики. За счет вырабатываемой энергии датчики заряжают аккумуляторы, которые подключены к фонарному столбу, освещающему улицу», – пояснил принцип действия своей технологии директор фирмы, занимающийся ее развитием в Якутске Тимур Ханды.
«Конечно, устанавливать такие датчики, мы предлагаем не везде — это могут быть определенные участки, например, пешеходный переход, входная группа торгового центра. Сказать какова будет конечная стоимость проекта пока сложно, но можно смело утверждать, что полученная таким образом энергия будет в разы дешевле, чем энергия, получаемая из традиционных и альтернативных источников», – уверен он.
По словам Тимура Ханды, аналоги подобного проекта в мире есть, а вот в России такую технологию пока не разработали. У нас все делается с нуля.
В настоящий момент предприятие занято научной разработкой проекта, а пока суд да дело, намерено предложить якутянам еще один способ получения и использования энергии из ничего — стельки для обуви, которые будут нагреваться при ходьбе.
Панорамная камера на мобильном шасси
Дистанционно управляемый мобильный комплекс полнокупольной панорамной видеосъемки с интерактивным просмотром в реальном времени позволяет создать полноценный эффект присутствия.
Создатели прибора – директор лаборатории СВФУ «Механотроника» Иван Филиппов и заведующий лабораторией биофизики СВФУ Николай Алексеев – соединили несколько передовых технологий: мобильное роботизированное шасси и панорамную съемку в реальном времени.
«Такие камеры можно устанавливать на беспилотных летательных аппаратах, создавать на их основе тренажеры для пилотов, операторов, управляющих сложной техникой — большими экскаваторами, длинномерными кораблями и так далее. Наша камера дает возможность обзора на 360 градусов, при этом все происходит в режиме on-line. Это наше главное ноу-хау – пока большинство панорамных камер работает в off-line режиме», – отметил Иван Филиппов.
На выставке создатели продемонстрировали прототип работающей установки, которые смог оценить любой желающий.
Добавим, что это не первая подобная разработка лаборатории «Механотроника», недавно еще один проект по созданию модульных механических конечностей «SmartMod», позволяющий обеспечить подвижность людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, стал обладателем гранта президента Якутии.
Зимняя электропарковка для автомобилей
Экспериментальная электропарковка для автомобилей, представленная автором проекта, начальником сектора нормирования Департамента экономики ОАО «Якутскэнерго» Дмитрием Макаровым — реальная альтернатива теплому гаражу, она позволяет держать машину на ходу даже в самые лютые морозы.
Сама идея не нова: для обогрева двигателя используется нагреватель, работающий от электрической розетки. Ноу-хау Дмитрия Макарова состоит в том, что к системе обогрева двигатели он добавил систему подогрева амортизаторов. Благодаря специальным саморегулирующимся кабелям вся система поддерживает постоянную температуру стоек в районе 45-50 градусов и двигателя в районе 60 градусов, даже когда двигатель машины заглушен.
После запуска двигателя автоматически запускается преобразователь энергии, и обогрев идет за счет энергии двигателя.
Проведенный в этом году эксперимент по организации парковки на территории ОАО «Якутскэнерго» показал, что такая система не только эффективно справляется с обогревом автомобиля, но и обходится в несколько раз дешевле, чем обогрев топливом. Справляется система и с прогревом замороженной машины.
«Этой зимой мы организовали подобную парковку на одиннадцать автомобилей на территории «Якутскэнерго». Даже после того, как автомобили несколько суток стояли на морозе, после запуска системы для их обогрева было достаточно двух-трех часов. При этом стоимость затраченной электрической энергии составила порядка 11 тысяч рублей за все время парковки», – сказал Макаров.
Установка такой системы на автомобиль обойдется в сумму порядка 15 тысяч рублей, но даже с учетом этого затраты на зимнее содержание будут значительно ниже, чем в случае обогрева топливом и уж тем более, чем содержание теплого гаража.
По материалам ЯСИА