Ысыах — главный якутский праздник
Наступил июнь, а значит для всего народа саха наступил долгожданный месяц главного национального праздника Ысыах. Этот праздник несет в себе огромное культурное значение, хранит наследие, духовное богатство и ценность якутской национальной культуры. Каждый год торжество привлекает внимание не только жителей республики, но и гостей из разных уголков мира. Так, в прошлом году местность «Ус Хатын» посетило рекордное количество человек – более 230 тысяч.
В эксклюзивном интервью «Эхо столицы» подробно о самой сути Ысыаха нашим читателям расскажет доктор исторических наук, руководитель Центра интеллектуальной истории культур Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, главный научный сотрудник, экс-руководитель лаборатории комплексных культурных исследований Арктики Арктического института культуры и искусств, концептолог праздника Ысыах в Якутии и научный эксперт идеологии Ысыаха Екатерина Назаровна Романова.
— Что представляет собой национальный якутский праздник Ысыах?
– Якутский национальный праздник Ысыах уходит своими корнями в глубокую древность. Безусловно, праздник имеет в своей основе очень много общего с культурой северных народов Евразии и является праздником конного наследия. Ысыах представляет собой комплекс обрядов календарного типа, но в то же время, это скотоводческий праздник, посвященный молениям небу, земле, воде для поддержания диалога между миром людей и миром природы.
— Какие обряды и обычаи сопровождают празднование Ысыаха?
– Обращаясь к архивным источникам, мы сегодня приходим к выводу, что наш праздник Ысыах сохранил практически в чистом виде все основные обряды, а также важные коневодческие обряды, которые, к сожалению, уже утеряны у других тюркоязычных народов Сибири. В первую очередь, надо сказать о том, что в экспозиции этнических праздников Сибири, Ысыах выступает как живая культурная традиция. Это национальное торжество встречи лета сохранило в себе и народные традиции: обряд кумысопития, ритуальный танец осуохай, конные скачки и спортивные игры. В основе этого праздника, как я сказала, лежит концепция обновления природы и человека. Философия праздника заключается в том, что он как раз приходится на время весенне-летнего цикла, когда оживает природа, поэтому-то и связан Ысыах в мифологическом плане с темой творения, когда рождается мир и человек.
– Каково историческое значение праздника Ысыах для народа саха?
– Как я уже сказала, Ысыах – это комплекс различных обрядов, связанных с календарной символикой. Начинается с того, что весной якутская семья переезжает с зимника на летник. В это время проводятся обряды очищения. Кроме этого, обязательно проходит обряд моления хозяйке земли Аан Алахчын Хотун и хозяйке местности, где живет семья. В обряд включено развешивание саламы-ритуальной ленты, которую развешивают на веревку из черного и белого конского волоса. Затем жертвоприношение молочной пищи, совершали такой обряд, как «окормление» молочными продуктами хотонов. Посвящалось это действие божеству Ынахсыт. Также в те далекие времена отдельно праздновались такие Ысыахи, как Кулун Ысыах («жеребячий Ысыах»). Так начинались первые празднования и завершал эти весенне-летние обряды большой праздник Ысыах.
– Какие традиционные блюда готовятся во время праздника Ысыах и какие символы они несут?
– Если мы будем просматривать разные коды праздника Ысыах, то надо остановиться на пищевом коде этого торжества, поскольку центральным моментом была именно кумысная культура, кропление кумысом божествам Айыы, духам предков и духам местности. Как раз поэтому праздник и называется «Ыhыах» на якутском языке, от глагола «ыс» - «рассеивать».
Я хочу подчеркнуть, что праздник Ысыах называют именно праздником Белого изобилия, праздником Белой благодати. Другими словами, это связано с белой пищей. Белая пища как дар богов, именно здесь на Ысыахе можно было получить «новую жизнь», испив кумыса. Считалось, что кумыс, да и в целом, молочные продукты олицетворяли зародыш человеческой жизни. Поэтому в традиционных фольклорных текстах можно найти много материалов о живительном напитке кумыс: благодаря кумысу избавлялись от болезни, слабые становились здоровыми, сильными. Два важных символа молочной пищи – это молоко и масло, а в нашем случае кумыс и масло. Заметьте, что по цвету это белое и желтое, то есть что? Правильно, яйцо. Эта символика белого и желтого как «космического яйца», начала жизни, очень хорошо подчеркивается на празднике Ысыах.
– Каково значение алгыса, осуохая и олонхо во время празднования Ысыаха?
– Безусловно, очень важно обратить внимание на формы алгыса-благословения. В алгысной формуле заложена концепция моделирования счастливой жизни, поэтому во время алгыса нужно очень строго соблюдать правила и этикет. Нельзя говорить во время алгыса, нужно слушать алгысчытов, которые как раз и ведут нас по всем слоям неба и доходят до 9-го неба, до высшего божества Урун Айыы Тойона, который является главным божеством у народа саха. Алгыс – это ритуал моделирования счастливой судьбы, поэтому любое не входящее в рамки этикета действие может привести к неисполнению желаемого результата. Также хочу напомнить, что в этом году у нас на Ысыахе, которое традиционно проводится на местности «Ус Хатын», 9 алгысчытов будут открывать национальный праздник солнцестояния и будут совершать обряд благославления божествам Айыы, духов местности. В целом, число 9 – это самое сакральное число, почитаемое у народа саха, поэтому в этом году мы хотим объединить как бы весь цикл обряда, именно числом 9. Более того, алгыс будет иметь очень большую созидательную силу на тусулгэ (түһүлгэ - як.яз.).
Также очень важно участвовать на празднике в ритуальном танце осуохай. Осуохай – это не только танец, а в первую очередь, ритуал. Он связан с пространством и временем. Именно круг как циклическое время символизирует идею вечности, неразрывной связи с природой, божествами и, самое главное, олицетворяет собой солнце. Обряд встречи солнца является тоже одним из ключевых магических ритуальных действий.
На Ысыахе обязательно нужно загадать желание и после того как встретите солнце, надо обязательно войти в круг Осуохая!
– Какие изменения произошли в традициях празднования Ысыаха со временем? Какие ошибки или неправильные моменты присутствуют в современном праздновании Ысыаха?
– Я очень долгое время работаю над концепцией праздника Ысыах в обрядовой системе народа саха и хочу сказать, что были, конечно, в советское время запреты проводить этот праздник. Потому что Ысыах был связан с мировоззренческим комплексом и религиозными верованиями. К сожалению, ритуальный и архитектурный комплекс тогда совсем не соответствовал канонам самого праздника. Было время, что не обращали внимания на символику. Праздник не назывался национальным, а назывался праздником труда и дружбы.
Сегодня современное празднование Ысыаха имеет тоже ряд, скажем, таких моментов которые у меня, как у концептолога вызывают тревогу. Я бы очень остерегалась разных новшеств, модернизаций, связанных с коммерческими проектами на этом празднике. У Ысыаха есть свои обрядовые каноны, которые должны все время проводиться так, как это прописано. Остерегаюсь того, чтобы Ысыах не стал театральным фестивалем. Если, конечно, такое творчество происходит и поэтому нужно находить правильные формы, как презентовать наши традиционно культурные праздники. Я совсем недавно выступала на Креативной неделе и говорила о том, что можно, конечно, в рамках событийного туризма нашего празднования Ысыах провести кулинарный тур, который можно назвать «По дороге белой пищи богов». Это для того, чтобы гости испробовали все обрядовые блюда, которые у нас есть на празднике. Вот такие включения должны быть, в первую очередь, для сохранения нашей, этно-культурной, этнической специфики.
– Как вы относитесь к тому, что сегодня люди по всему миру собираются в других странах и городах и проводят там Ысыах? (например, Ысыах в Казахстане, в Корее…)
– Сегодня в Ысыахе мы находим новый смысл, новые ценности. Я очень приветствую, когда наши якутские диаспоры проводят Ысыахи за границей, в других странах и городах. В таких случаях Ысыах становится территорией памяти. Очень приветствую такие традиционные праздники! Рада , что они становятся все более национальными: в таких празднованиях организаторы находят свою праздничную площадку, приходят в национальный костюмах, готовят все якутские блюда и, конечно, обязательно проводится Осуохай. Все это очень укрепляет единство народа. И самое главное, каждый, кто там участвует в Осуохае, понимает, что наша культура народа саха уникальна и мы должны ее показывать с гордостью и достоинством в других странах.
Фото: Ысыах в Сербии
– Что должно сделать современное поколение, общество, чтобы и дальше сохранить свою культуру, традиции и такой национальный праздник как Ысыах?
– Для того, чтобы наша праздничная обрядовая культура сохранилась, я пожелала бы молодому поколению все-таки с большой ответственностью относится к культуре своего народа саха: изучать, читать, познавать больше о своей культуре, но в то же, время думать о том, как сделать Ысыах, той самой территорией, где мы можем показать достойно культурное наследие, как сформировать это наследие, чтобы оно стало символическим капиталом нашей территории.
***
Так, в заключение нашего интервью, надо сказать, что Ысыах становится не просто традиционным праздником, а символом единства, гордости и самобытности якутской культуры. Благодаря глубокому анализу и подробным объяснениям Екатерины Романовой, мы можем лучше понять ценность этого удивительного национального праздника, который не имеет аналогов в мире, и продолжает жить и развиваться в сердцах якутского народа.
Напомним, что столичный «Ысыах Туймаады» в этом году состоится 29 и 30 июня в местности «Ус Хатын» города Якутска, а республиканский «Ысыах Олонхо-2024» пройдет в селе Амга, Амгинском улусе с 19 по 21 июня.
- В тексте:
- Ысыах в Якутске
- Ысыах Туймаады
- Ысыах