25.06.2022 | 11:30

Ысыах - возвращение к сакральному. Как менялось восприятие праздника за минувший век

«Ысыах Туймаады» стал 25 лет тому назад символом возрождающейся духовности, национального самосознания народа Саха. Праздник прошёл вместе с якутами все метаморфозы власти и общественного строя. Давайте вспомним особенности проведения нашего любимого праздника в разные эпохи.
Ысыах - возвращение к сакральному. Как менялось восприятие праздника за минувший век
Автор: EXO-YKT

ДРЕВНИЙ ЫСЫАХ – САКРАЛЬНЫЙ ДОГОВОР

Якутия, Ысыах 1902. Боотурусский улус (Чурапчинский улус)

Фото https://vk.com/tengrihallaan

Ысыах появился как бесценный опыт адаптации южной, скотоводческой культуры в условиях Севера. Своими корнями он уходит в глубокую историческую древность и связан с календарными празднествами тюрков Южной Сибири, с весенними сезонными молениями Небу, Земле, Воде.

Древний Ысыах представлял собой фактически коллективную религиозную церемонию сакрального договора между божествами айыы, духами иччи и людьми Срединной земли.

В XIX веке традиционный праздник постепенно утрачивает сакральный характер, превращаясь в инструмент социального общения. Одной из важных характеристик Ысыаха в этот период было проведение праздника с целью прославления и объединения рода/родов, где главными организаторами выступали сами родоначальники или знатные родовичи.

«ЫСЫАХИ ПОБЕДЫ»

Юбилейный Ысыах села Аргахтах Среднеколымского района – 1967 год

Фото редакции "Халыма Долгуннара"

С приходом советской власти, конечно, изменился и официальный контекст Ысыаха. Он, как и другие праздники народов СССР, стал выполнять своего рода «социальный заказ» партии и правительства на конструирование картины мира советского человека.

Одним из самых ранних документов, официально регулирующий порядок «устройства летних праздников «ысыахов», датируется 1921 годом. Это постановление Вилюйского уездного отдела народного образования, согласно которому надлежит:

«после окончания посевных и до начала летних работ провести народные праздники по следующей программе: а) спортивные состязания; б) состязания певцов и сказочников; в) музыкально-вокальные номера силами учащихся; г) выставка сельскохозяйственных орудий и агитационных плакатов; д) речи по народному образованию и политическим вопросам; е) если можно, спектакли или сцены».

На этом фоне особое внимание привлекают первые послевоенные Ысыахи Победы (Саргы Ысыах), которые, при всей их «советизации», вылились не в массовый политический, а в подлинно народный праздник. Ысыахи 1945 года отличались активным участием хранителей традиционной культуры, носителей фольклорного знания народа саха: сказителей (олонхосуттар), заклинателей (алгысчыттар), народных запевал (тойуксуттар), скороговоров (чабыргахсыттар) и др.

Впервые в пространство праздника были включены сцены из героического эпоса Олонхо, воплотившего в себе идеи защиты родной священной земли и спасения человеческого рода от врагов, прославления победы богатыря-айыы (айыы боотура) над богатырем-абаасы (абаасы боотура), его бессмертных подвигов во имя торжества добра над злом. Сказители и певцы воспевали победу добрых сил айыы (в образах солдат Красной Армии) над черными силами абаасы (немецких оккупантов), воспроизводя таким образом историческую реальность.

«ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ВЕРНЫЙ» ЫСЫАХ

Ысыах в городе Среднеколымске 1960-1970 гг.
Фото редакции "Халыма долгуннара"

К сожалению, реакция последовала быстро. Следующие ысыахи строго рекомендовалось проводить без всяких «языческих» атрибутов, только в рамках советской идеологии.

В 70-е годы ХХ века Ысыах прочно утвердился в системе новой социалистической обрядности как общественный «праздник Труда». Так, церемония открытия Ысыаха напоминала официальное торжественное собрание, где рапорты о трудовых достижениях, подведение итогов социалистического соревнования и награждение передовиков производства сопровождались концертными программами самодеятельных коллективов.

Более того, даже в таком усеченном виде Ысыах устраивали только в сельских местностях Якутии, запрещая его проведение в городских поселениях, прежде всего, в столице республики – Якутске.

Ысыах вышел «из тени» лишь в 90-е годы на волне бурных общественно-политических процессов, принятия Декларации о суверенитете республики, возрождения интереса к национальной истории и культурному наследию народа Саха.

«УС ХАТЫН» - НАЧАЛО

Первый президент Якутии Михаил Николаев вернул в 1991 году Ысыаху государственный статус традиционного праздника как ключевого символа, вокруг которого объединилась обновлённая республика.

В мае 1997 года впервые вышло распоряжение о проведении столичного ысыаха. Тогда праздник прошёл на ипподроме, не приспособленном для большого скопления людей и проведения разных мероприятий. И по распоряжению тогдашнего главы Якутска Ильи Михальчука начались поиски нового места…

В результате была выбрана легендарная местность с красивым названием «Ус Хатын». Согласно преданиям именно здесь жили и процветали наши далекие предки, прародитель саха Эллэй со своими сыновьями, а учеными-археологами были обнаружены уникальные реликвии 3000-летней давности до нашей эры.

И в 1998 году «Ысыах Туймаады» состоялся уже в привычном и знакомом нам месте.

Сейчас праздник, гостем которого вы являетесь – один из лучших образцов этнических праздников современной России. За эти годы сформировалась особая культура праздника Ысыах, живых, развивающихся его традиций. Внедрены каноны церемониальной части праздника: исполнение обрядов открытия Ысыаха традиционным ритуалом Алгыс (поклонения и благодарения светлым божествам и духам), церемония кумысопития, обряд Встречи Солнца, ритуальные круговые танцы Осуохай, закрывающий Алгыс.

Современный Ысыах воплощает лучшие традиции духовного единства народов Якутии, диалога многоликих культур, укрепляет чувство солидарности, национальной идентичности, внутрисемейных связей и уверенности в завтрашнем дне.

(По материалам доктора исторических наук, исследователя истории национального праздника Екатерины Романовой, воспоминаниям гендиректора «Дома дружбы народов» им. А.Е. Кулаковского, многолетнего руководителя управления культуры мэрии Антониды Корякиной)

Новости

Популярное

Отключения света, воды и газоснабжения 20 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света, воды и газоснабжения 20 ноября в Якутске
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
Евгений Григорьев проверил работу городских объектов теплоснабжения
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев проверил работу городских объектов теплоснабжения
Якутск полностью подготовлен к началу отопительного сезона.
Якутянка признана лучшим наставником в сфере образования
Город | 1 день назад
Якутянка признана лучшим наставником в сфере образования
Преподаватель ГАПОУ «Якутский технологический техникум сервиса имени Ю.А. Готовцева» одержала победу в одной из номинаций всероссийского конкурса «Наставничество».
"Народный бюджет" - "Детский сад будущего" - Спортивный зал детям
Город | 1 день назад
"Народный бюджет" - "Детский сад будущего" - Спортивный зал детям
            Детский сад №84 Искорка городского округа «город Якутск» был построен в 1979 году. В настоящее время функционирует 12 возрастных групп, 410 детей - списочный состав воспитанников. Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. Детским садом разработана программа общеразвивающей спортивно-оздоровительной направленности «Неболейка», для...