Загранпаспорт через Интернет: быстрее и удобней
Как получить столь нужную «красную книжицу» без нервотрепки и в максимально быстрые сроки? Об этом корреспондент «ЭС» поговорил с вр.и.о. начальника отдела оформления загранпаспортов УФМС России по РС (Я) Юлией Денисовой.
Нюансы оформления
- Юлия Сергеевна, расскажите, какие изменения произошли в процедуре оформления заграничного паспорта?
- Начну с того, что с 1 апреля 2010 года в рамках продолжающейся в нашей стране административной реформы и с начала работы Единого интернет-портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) подать заявку на оформление загранпаспорта можно через Интернет, в соответствующем разделе сайта gosuslugi.ru. Необходимо зарегистрироваться на портале и через 10-14 дней вам на почту придет заказное письмо с вашим личным кодом, необходимым для работы на портале госуслуг. Также код можно получить и через местное отделение Ростелекома.
- К сожалению, еще не все сильны в Интернете, к тому же и у опытных пользователей возникают вопросы при заполнении заявления на сайте.
- Например, какие? - в разговор вступает специалист Отдела анализа, планирования, контроля информационного обеспечения и организации предоставления государственных услуг УМФС России по РС (Я) Николай Федоров.
- Ну, к примеру, при заполнении анкеты я так и не смог уточнить свое местоположение, выбрав город Якутск в разделе Республика Саха (Якутия). А ведь это должно ускорить процесс оформления документов.
- Ничего сложного. На главной странице Единого портала gosuslugi.ru необходимо выбрать ваше местонахождение: т.е. в предложенном списке выбрать регион – нажать кнопку «далее», затем населенный пункт, в нашем случае это город Якутск, и только потом нажать кнопку «выбрать».
- Хорошо. Тогда еще вопрос – почему в анкете. В разделе требований к фотографии. Не указано, что она для загранпаспорта старого образца обязательно должна быть с нижним полукруглым обрезом? Хорошо, что мне об этом сказали в фотоателье, куда я обратился, иначе бы мои документы «завернули»?
- Дело в том, что на Едином портале информацию по оформлению документов, требования к фотографиям и т.д. могут размещать и изменять только разработчики данного портала. Видимо, вопрос об «овале» ими был упущен. Но на портале есть форма обратной связи, где каждый гражданин может направить свои замечания по работе портала, предложения по улучшению качества предоставляемых услуг на портале. По вопросу «о фотографии с нижним полукруглым обрезом на паспорт старого образца» направим заявку.
- Но даже если бы вы отправили фотографию в электронном виде без овального обреза, но подходящую по остальным параметрам (в разговор вступает Юлия Денисова – авт.), мы бы ее приняли. Есть более важный момент, и многие его упускают – необходимо при заполнении анкеты указывать свои контактные данные, телефон, электронную почту, поскольку они помогут связаться с вами, чтобы уточнить те или иные возникающие вопросы, в том числе и по фотографии.
Хотелось бы обязательно отметить, чтобы граждане проверяли свои личный кабинете на Едином портале через день, так как мы поданное заявителем заявление рассматриваем в течение 1 рабочего дня.
Например, недавно мне пришлось обзвонить 7 предприятий, где работает заявитель, чтобы узнать его контактный телефон, и нашла, ведь получение государственной услуги гражданином качественно и в срок – это основная наша задача.
- Кстати, за 6 месяцев 2011 года (в разговор снова вступает Николай Федоров), зафиксировано 274 случаев возврата документов по пяти услугам, которые предоставляет УФМС из-за ошибок, допущенных заявителями. Наибольшее число ошибок, 257, допущено при оформлении заявлений на загранпаспорт, и понятно почему – ведь именно эта госуслуга пользуется наибольше популярностью.
- Какие ошибки встречаются чаще всего?
- Ю.Д.: Чаще всего люди ошибаются при заполнении данных о трудовом стаже. Допустим, у человека был перерыв в трудовой деятельности, и его обязательно нужно указывать, ставя вместо адреса работы адрес своего места жительства на тот момент. Ладно, если человек «забыл» год-два. В этом случае мы обычно связываемся с ним, уточняем (вот для чего обязательно указывать телефон! – авт.) и вносим изменения самостоятельно. Но если упущенный период составляет пять и более лет, документы возвращаются заявителю на доработку.
Следите за сообщениями!
- Понятно. Я зарегистрировался на портале гоуслуг, получил по почте код идентификации, открыл личный кабинет, заполнил заявление на портале gosuslugi.ru, и через пару дней на электронную почту (или мобильный телефон) получил сообщение, что документы поступили в отдел УФМ С на месте, в Якутске. Что дальше?
- Знаете, самое главное – следить за сообщениями в своем личном кабинете на портале госуслуг, или на своей электронной почте, если вы указали ее адрес, потому что далее процесс идет достаточно быстро. Бывали случаи, когда человек заполнял заявку в интернете и… вспоминал о ней лишь через пару недель. А между тем, его заявление поступило к нам уже на следующий день и еще через день мы ждали его на фотографирование для паспорта нового образца. Заявитель же «пропал» на 15 дней, а именно после этого срока ход его заявления приостанавливается.
- И что?
- В этом случае дается полугодовой период, чтобы, обратившись к нам, заявитель смог возобновить процедуры по заявлению, но если и этот срок будет пропущен, то заявление придется подавать заново. А что касается регламента оформления загранпаспорта, то его длительность составляет месяц – как для паспорта нового образца, так и «старого». Давайте посчитаем сроки вместе на примере паспорта нового поколения. Вы подали заявление через интернет, через день-два оно поступило к нам, срок проверки данных – 14-20 дней, еще 7 дней уйдет на изготовление и пересылку паспорта в Якутск (документ нового образца печатают только на фабрике «Госзнак» в Москве), остается паспорт только получить, причем.
Для граждан, обратившихся через Интернет, существует приоритет – это прием в удобное для них время и получение готовного документа без очереди. Поэтому 30 дней – срок вполне реальный. Что касается паспортов старого образца, то, поскольку готовим мы их сами, в Якутске, процедура оформления может пройти еще быстрее. Все зависит от времени, потраченного на проверку указанных вами данных. Мы не проводим проверок документов, это делают соответствующие органы, только оформляем и выдаем загранпаспорта, и потому длительность процедуры получения в разных случаях может быть разной. Это зависит от ваших личных данных – работали ли вы с секретными сведениями, не были судимы и так далее.
Замечу, что в особых ситуациях (при необходимости оперативного лечения за границей, в случае смерти или тяжелого состояния близкого родственника за рубежом) загранпаспорт мы можем оформить за три дня, если вышеуказанные ситуации подтверждены документально. Или, например, мы идем навстречу детям, выигравшим, скажем, зарубежный грант или приз. К тому же паспорта для несовершеннолетних оформляются в сокращенные сроки.
Число пока невелико
За 6 месяцев 2011 года в УФМС России по РС(Я) через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru) в электронном виде поступили 1182 заявления об оформлении заграничных паспортов (1029 нового поколения и 153 – старого образца). Для сравнения – всего за паспортами в этот же период обратились 27154 человека (плюс 30% по сравнению с прошлым годом).
Удобнее для всех
- Насколько процедуры оформления через Интернет упростили вашу работу?
- Существенно. Подача заявлений через Интернет здорово упростила нашу работу. Ведь как было ранее – человек пришел, занял очередь, сдал документы, и выяснилось, что им допущена ошибка. Значит – ему нужно ее исправить, снова придти, занять очередь и снова сдать. Иногда люди к нам приходили по несколько раз за день, и каждый раз мы их консультировали, объясняли, – где именно они ошиблись. А ведь ошибки могли быть самыми простыми – например, человек невнимательно прочитал требования к заявлению, вывешенные у нас на стенде, и приносил его написанное прописью или синими чернилами, а ведь заполнять надо строго черными чернилами и печатными буквами!
Совсем другое дело с заявлениями, поданными через Интернет. Они поступают к нам в печатном в виде, нам остается их только отсканировать. А ошибки, во множестве возникающие при заполнении анкеты на бумаге, при подаче заявления через Интернет исправляются еще в процессе заполнения – на сайте для этого есть множество подсказок, комментариев, да и неправильно заполненную анкету вы просто не сможете отправить.
- Причем (в разговор снова вступает Николай Федоров – авт.) при подаче заявления на сайте gosuslugi.ru, здорово помогает фактор обратной связи. К примеру, вам назначили дату приглашения и приема для предъявления документов указанных в приглашении и (если оформление заграничного паспорта старого образца – получения паспорта, если оформление паспорта нового поколения – для фотографирования) которая вас не устраивает, через личный кабинет вы сможете ее уточнить, назначить ту, которая вам будет удобна. К тому же все моменты можно уточнять дистанционно, через Интернет, находясь в любой точке страны и мира.
Скоро и в районах
- Какие еще нововведения нас ждут?
- Ю.Д.: Одно новшество уже работает. Сейчас через сайт gosuslugi.ru за получением услуг могут обратиться и иностранные граждане, например, чтобы оформить разрешение на работу, визу и так далее. И хотя заявления об этом к нам еще не поступали, мы готовы их принять, все зависит от активности самих заявителей. Еще одно новшество, которого мы очень ждем и которое должно заработать в ближайшее время, – это появление в населенных пунктах республики портативных комплектов регистрации биометрических данных.
Сейчас паспорта нового образца можно оформить только в трех городах республики – в Якутске, Мирном и Нерюнгри, поскольку ведомственный сегмент ФМС России по оформлению паспортно-визовых документов нового поколения есть только там. Естественно, это крайне неудобно для жителей остальных районов республики. Для разрешения этой ситуации и вводят передвижные комплексы, тогда получить паспорт нового образца можно будет в любом районном центре.
Есть сложности? Звоните!
В случае возникновения сложностей при регистрации на портале госуслуг за консультацией можно обратиться на бесплатный телефон круглосуточной горячей линии 8 (800) - 100-70-10.