«Здесь будет город — сад!»
Спортивную или игровую площадку? А может, зону отдыха? Или торговые павильоны? Как знать, может быть в будущем именно им суждено будет кардинально преобразить.
Вместо домашнего задания
25 марта состоялся финал I Городского хакатона по благоустройству города Якутска. Что в этом необычного? Дело в том, что мероприятие в этот раз провели для старшеклассников, а не для архитекторов и дизайнеров. Современное слово «хакатон» обозначает командное соревнование, состязание умов над решением поставленной задачи. Своего рода командный мозговой штурм.
В течение двух дней старшеклассники из восьми команд городских школ думали над проектами обустройства свободных площадей, пустырей на территории города. Это городской канал в районе Автовокзала и вдоль улицы Хабарова, со стороны 203‑микрорайона; сквер АГИКИ (перекресток П.Алексеева и Орджоникидзе); территория вдоль дорог Пояркова-Курашова-Дзержинского; пустырь напротив Исторического парка по ул. Автодорожная; зона Комсомольской площади; сквер Государственного цирка РС(Я) имени Расторгуевых; площадь Дворца детского творчества имени Авдеевой. Как видим, взрослые выбрали для детей места в разных частях города. Здесь и новостройки, и учебные заведения, и центр города, и районы, тяготеющие к промзонам.
Вид на город глазами детей
Что же предложили старшеклассники Якутска, и каким они видят свой город? Рассказывают участники хакатона по благоустройству Якутска Сахаина РОМАНОВА и Эрхан ЗАРОВНЯЕВ из Саха политехнического лицея (школа № 14), учащиеся 10 классов.
— Принять участие в хакатоне предложила наш педагог, куратор школьного самоуправления Наталья Николаевна Шубина. Мы предложили проект, который назвали «Живой Якутск».
Ребятам из команды по жребию выпало следующее задание: подумать, как можно обустроить пустырь возле музея «Россия — моя история» по Автодорожной улице. Перед началом конкурса подростки очень волновались.
— Для нас это был первый опыт участия в подобных мероприятиях. Тем более по благоустройству. Мы все гуманитарии, никого из технических классов лицея в команде у нас не было. Вводные задания были такими: озеленить и благоустроить пустырь. Рядом с ним — жилые дома, как частный сектор, так и многоквартирные высотки.
— Рядом с пустырем — новый жилой массив, объекты — это исторический музей, напротив — ипподром. Предварительно мы знали, что пустырь заболоченный. Исходя из таких условий, постепенно мы пришли к мнению и решили, что лучшим вариантом для жителей близлежащих жилых кварталов и посетителей музея и не только, будет обустройство пустыря парка.
Для начала старшеклассники решили избавиться от болота. Решить проблему они предложили, насыпав скальные грунты, сверху — сыпучие. Затем поверх всего этого уложить в качестве удерживающего материала почву, живые насаждения.
— Мы хотим создать возвышенное место, чтобы в дальнейшем это место не затапливалось и не проваливалось. Затем насыпать землю, плодородный слой и начинать высаживать кустарники и деревья; проложить дорожки или тротуары.
Если посмотреть сверху, то тропинки, пешеходные тротуары будущего парка выложены в узор якутского орнамента, как благословение жизни, земли. Дело в том, что, по задумке взрослых, рядом с музеем «Россия — моя история» должен появиться еще один культурный объект, музей народного фольклора.
— Нам так сказали организаторы, — переглядываясь между собой, говорят подростки. И, исходя из этого, они задумали определенный внешний вид своего парка, в котором видят глубокий смысл.
Старшеклассники также продумали, какие деревья и кустарники там посадить.
— По нашему мнению, лучше всего посадить березы и корзинчатые ивы, а в качестве кустарников — высадить малину. Они приживутся у нас, т.к. растут везде. К тому же они впитывают влагу.
Действительно, березы растут во влажных местах, а любой садовник знает, что малина тоже любит воду, увлажненную почву. Не стоит забывать, что свой парк ребята задумали на заболоченном месте.
В парке будет сцена для выступлений, небольших концертов и т.д.
— У нас в городе много ребят, которые играют в музыкальных группах. Для них это было бы хорошим местом для первых выступлений.
Для прогулок с детьми, семейного отдыха предусмотрена детская площадка. Нашлось место и для площадки для картинга, спортплощадки в летнее время. В зимнее время там можно залить каток. В своем будущем парке ребята предложили разместить небольшие торговые павильоны, небольшое ТЦ, обязательно фудкорт: «это чтобы место приносило какую-то прибыль, чтобы прибыль к тому же шла на ремонт и содержание парка». Как же без прибыли…
Вход в парк хотят сделать со стороны улицы Автодорожная. Там же будет парковка, не только для автомобилей, но и для велосипедов.
«Взрослые нам не помогали»
Хакатон продолжался на протяжении 18 часов, т.е. за это время команды должны были получить задание, разработать проект, представить его и защитить.
— Из взрослых нам никто не помогал, это было одним из условий хакатона. Мы сделали все сами. Но мы же гуманитарии и поэтому по технической части нам помог наш школьный друг Александр Копырин. Вместе с членом нашей команды Леной Ларионовой он помог нам сделать 3D-модель нашего парка.
Нам поставили условие, что мы можем посмотреть другие проекты, но не использовать их. Если честно, мы хотели сделать проект по типу Олонхоленда, но потом подумали: «Это же плагиат, так не интересно. Давайте сделаем свое».
* * *
Нынешнему поколению не откажешь в настойчивости и прагматизме. Ребята сами вышли на редакцию. А на вопрос: кто вас прислал, вы от кого, старшеклассники ответили: мы сами пришли, хотим, чтобы о нас услышали. Они также выразили сожаление, что взрослые хотят использовать разработанный ими проект не полностью, а только наиболее, на их взгляд, выигрышные моменты. Тем не менее, даже этот факт говорит сам за себя.
…Кроме того, сомневаются старшеклассники, может быть, что в будущем на пустыре возле музея «Россия — моя история» могут построить и жилой комплекс. «Мы считаем, что оставлять пустым такое место в городе — это неразумно. Надеемся, что наш проект будет реализован хотя бы отчасти».
Поздравляем победителей I Городского хакатона по благоустройству города Якутска!
1 место — Команда Саха Политехнического лицея «ШАНС» в составе Заровняева Эрхана, Романовой Сахаяны, Ларионовой Елены, Поповой Анастасии. Команда награждена дипломом первой степени, сувенирной продукцией от Детского технопарка «Кванториум» и денежным призом в размере 10.000 рублей от «большого» Технопарка «Якутия».
2 место — Команда школы № 33 им.Л.А.Колосовой «Horizon» в составе Кодирова Амира, Чомчоевой Натальи, Михайлова Рустама, Борисовой Татьяны. Команда награждена дипломом, и денежным призом в размере 5000 рублей. Капитану команды награжден сертификатом на профориентационный онлайн курс «Мир возможностей»;
3 место — Команда Детского технопарка «Кванториум» «TechnoDream» в составе Грязнухина Алана, Сивцева Василия, Саввиновой Виктории. Команда, занявшая третье место, награждена дипломом и сертификатом на образовательный интенсив «Инженерные каникулы» в Детском технопарке «Кванториум» и сувенирной продукцией от Управления образования города Якутска.