Жизнь в разрухе и трухе: жители Якутской находятся в тупике
Кому – радоваться, а кому - страдать
Но у каждой медали две стороны: когда одни радуются новому жилью, которого ждали несколько десятков лет, другие продолжают жить в ожидании. Порой в ужасающих условиях. Эти дома не только портят общий вид города, но и несут в себе угрозу для проживающих в них людей. Дело в том, что порой ремонт в этих домах не проводился десятилетиями, а некоторые из них даже капитальный не спасет… Именно такую картину мы увидели, когда приехали по адресу Якутская, 39 и 39/1. Два дома-близнеца стоят рядом. Обе двухэтажки нещадно топит. Именно поэтому отчаявшиеся жители позвонили к нам в редакцию: рядом, буквально в 10 метрах от подъездов, началась глобальная стройка китайской компании «Чжода». И до этого их жизнь нельзя было назвать приятной, но теперь стало совсем несладко.
Вода, вода, кругом вода…
Нам еле удалось проехать к домам на внедорожнике. «Как же тут ходят люди?» - сразу возник вопрос. Нас встречала во дворе толпа активистов: решительно настроенные, некоторые с детьми на руках, с папками документов. Естественно, в резиновых сапогах: иначе здесь передвигаться невозможно.
- Вот забор. Когда началось строительство, сюда завезли несколько машин песка, немного отсыпали и вбили сваи, - говорит Елена ГАПОН, жительница дома 39\1. – А вот вода, она течет вся под дом! Мы и раньше от этого страдали, с самой весны и по осень, но хотя бы откачивали. Была насосная станция. А сейчас и этого нету… А еще стройка. Стало еще хуже.
Действительно, как в песне: «Вода, вода, кругом вода…». Ручьями она вытекает из-под забора, собирается в огромные лужи и течет под дом. А еще и прошедший недавно ливневый дождь внес свою лепту. Можно было ведь насосную станцию вернуть и подъездную дорогу отсыпать – сами же видели, какая она. Пешком не пройдешь, скорая сюда отказывается ехать, такси тоже – они просто увязнут. Тут двухэтажка горела. И две машины пожарного расчета забуксовали. Когда подъехала подмога с другой стороны дома, по другой дороге, тушить было уже нечего.
Куда девалась насосная станция?
По словам жительницы дома №39 Валентины ГОРЧАКОВОЙ, раньше с дворовых территорий 12 домов насосная станция постоянно откачивала воду, начиная с апреля.
- А весной ее убрали. Мы думаем, что она просто стройке помешала. Но ведь насосную станцию могли не убирать, а просто перенести в другое место, - недоумевает она.
Мы обратились за разъяснениями в Строительный округ, где нас просветили: «Откачкой воды занимается ОАО «Якутдорстрой». И вообще все насосные станции принадлежат им». Специалист «Якутдорстроя» Елизавета Семеновна пояснила: да, они откачивают воду, но у них немного другие функции, а точечная откачка – прерогатива Службы эксплуатации городского хозяйства.
Как стало известно, решение убрать с этих адресов насосную станцию было принято еще в прошлом году, а весной этого года ее демонтировали. Мы спросили у специалиста отдела благоустройства МКУ «СЭГХ»: «Неужели ничего нельзя сделать? Например, перенести насосную станцию в другое, более удобное место, ведь дома буквально плавают в воде, и дальше будет только хуже?»
- Почему же? Можно. Жителям подтопляемых домов нужно написать заявление на имя главы города, объяснить ситуацию. И уже потом будут «спущены» предписания: или в адрес СЭГХ, или в адрес управы – это ведь внутриквартальная территория, или в «Жилкомсервис». Если протокольное поручение получим мы, то пойдем и выполним.
Действительно, верна пословица: под лежачий камень вода не течет. Или: спасение утопающих – дело самих утопающих. Чтобы хотя бы слегка нормализовать ситуацию, нужно активизироваться самим жителям.
Аварийный – не аварийный: кто решает?
Однако нельзя сказать, что жители сидят без дела. Еще один вопрос, который их волнует, – кто будет их расселять? Муниципалитет, или, как выразился один из жителей дома, «нас продали китайцам»?
У них на руках пакеты документов: оба дома признаны аварийными. Но здесь есть одно большое «но». Официально документы подтверждены только у 39-го дома. А вот у его «близнеца» документы «завернули». Объяснение простое: процедуру проведения оценки и признания дома №39 не пригодным для проживания провели специально аккредитованные органы, а дома 39/1 – не аккредитованная организация. Но от этого дом не перестал ветшать.
Господин Ван Пин: «Стройка не начнется, пока вас не переселят!»
«И сейчас мы ни у кого не можем добиться простого ответа: кто нас будет расселять? И расселят ли? Какие квартиры дадут?» - переживают жители.
- Мы знаем, что на месте наших домов по плану – то ли детская площадка, то ли гаражи, то ли все вместе, - говорит Елена ГАПОН. – Мы встречались с представителем компании «Чжода» господином Ван Пином накануне его отъезда в Китай на встречу с инвесторами. Он нас успокоил: пока нас не переселят, стройка не начнется. Но вот вопрос: куда переселят?
В голосе слышится отчаяние и беспокойство. И как оказалось, не зря. Валентина ГОРЧАКОВА рассказала, что им уже предлагают перебраться во временное жилье. И они переживают, как бы это «временное» не стало постоянным. «Какой смысл нам менять шило на мыло?».
Игорь ТКАЧЕНКО, директор Департамента жилищных отношений:
- Поводов для большого беспокойства нет. Уже сегодня известно, что дом по улице Якутская, 39/1 расселяет компания «Чжода», а №39 – город. Я встречался с активистами-жителями. Просто нужно определиться по времени расселения и сноса. 11 августа состоится встреча по этому вопросу с представителями компании «Чжода».
Дом на изломе
Чтобы возмущение не выглядело голословным, Елена ГАПОН устроила нам небольшую экскурсию. В подъездах стоит вода. Чтобы зайти внутрь даже мне, роста небольшого, пришлось нагнуться, чтобы не стукнуться о притолоку. Дом 39/1 – 1968 года постройки. Казалось бы, не старый. Но зона его нахождения постоянно подтопляемая. В доме вываливаются венцы. Несущие стены потихоньку ветшают, а балки частично лопнули. Бревна гниют и превращаются в труху, потолки проседают, полы «поднимаются» жителями чуть ли не на полметра, потому что иначе ходить им по колено в воде. Окна первого этажа находятся едва ли не на уровне земли. Стены между комнатами выгнуты буквой «зю». Одни окна «выдавлены» наружу, другие – внутрь. Остро пахнет сыростью, болотом, стены, полы изъедены грибком. А ночью… Ночью дом гудит, «стонет», ходит ходуном. Жители уже привыкли бояться, что в один не прекрасный момент дом не выдержит и обрушится. Такова ежедневная реальность детей, их мам и пап, пенсионеров и инвалидов.
Женщины чуть не плачут: «Мы в тупике! Но знаете, а ведь все равно верим. Нам же сам Айсен Сергеевич при встрече сказал, что для нас изыщут средства… Кого-то приостановят, а нам обязательно помогут. Здесь же дальше жить невозможно».
Вдогонку
Еще весной этого года глава города Айсен Николаев обещал жителям 17-го квартала, что при расселении учтут не только имеющуюся жилплощадь, но и количество жильцов. Тогда же он сказал о том, что более 30% жилья, которое строит китайская компания «Чжода», выкупается для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Более того, было озвучено, что при расселении будут отталкиваться не только от квадратуры жилья, но и от количества людей, проживающих в квартире. И хотя это уже отношения между застройщиком и населением, Департамент жилищных отношений будет принимать участие в процессе переселения. Так сказать, держать руку на пульсе.