«Знания – сила!»
Одним из видов культурно-просветительской работы в дореволюционной России были народные чтения. Их устраивали для просвещения массового слушателя, в том числе неграмотного. Таким образом, научно-популярная информация и художественные произведения распространялись среди широкого круга слушателей. Они были своего рода прообразами современного общества «Знание», которое в СССР выполняло больше пропагандистские задачи.
Как и кем проводились народные чтения в дореволюционном Якутске? Какие произведения читали неграмотному населению в те годы? Этому посвятила свое исследование ведущий научный сотрудник Национального архива РС(Я) Екатерина Сергеенко. Ее публикация вышла в историко-документальном журнале «Якутский архив».
Думается, читателям «ЭС» будет интересна ее работа, поскольку документы из архивов недоступны и неизвестны широкому кругу читателей.
«Почем опиум для народа?»
В Якутске различные чтения проводились и раньше. Религиозно-нравственные чтения устраивались по воскресным дням при учебных заведениях города для учащихся, в основном при духовной семинарии в г. Якутске.
Зимой 1897-1898 гг. преподаватель математики Якутского реального училища А.В. Пятков проводил научно-популярные беседы. Об этом остались записи в архивах Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 26 марта 1900 года в Якутском благородном собрании состоялся вечер в пользу религиозно-нравственных чтений. В программу входили: концерт хора, лекция «О значении религиозно-нравственных чтений» протоиерея Ф. Стукова, декламация врачом В.А. Вонгродским поэмы А. Толстого «Иоанн Дамаскин». Неоднократно поступали предложения об устройстве чтений в общегородских рамках. Подобная инициатива была выдвинута еще в 1896 году и на это даже изыс–кали и выделили 300 рублей. В 1898 году с аналогичным предложением к Якутской городской думе обратился городской голова, по-современному мэр, Н.А. Преловский. После этого в 1899 году была создана комиссия для организации чтений, на это снова были выделены деньги… но опять безрезультатно.
Хранящиеся в Национальном архиве республики документы позволяют воссоздать картину организации Общества народных чтений.
Первое общество народных чтений
В феврале 1903 года преподаватели местных учебных заведений: Н.С. Савин – реальное училище, М.А. Быстров и Н. Лебедев – духовная семинария, И.А. Рогожин – женское епархиальное училище, М.Н. Москвина и Д.М. Корякина – женская гимназия и М.Н. Филиппова – домашняя учительница, обратились к якутскому губернатору с прошением об открытии народных чтений, Общества по устройству народных чтений в городе Якутске и Якутской области.
Целью создания Общества провозглашалось «устройство народных чтений в г. Якутске и содействие к устройству в уездных городах и селениях Якутской области», то есть, выступление на публике лекторов по различным религиозно-нравственным, литературным и научно-популярным темам. Особо отмечалось, что деятельность Общества будет проходить под строгим контролем властей и по утвержденным программам.
Членами общества могли стать все желающие, но были ограничения: не допускались несовершеннолетние, учащиеся учебных заведений, нижние воинские чины, судимые лица и ограниченные по суду в правах, а также находящиеся под надзором полиции. Таковыми в те времена были, в основном, политические ссыльные.
Лекторами дореволюционного общества «Знание» были преподаватели местных учебных заведений и духовные лица.
Как отмечает ведущий научный сотрудник Национального архива республики Е. Сергеенко, имена лекторов Общества народных чтений сохранились благодаря архивным документам.
В хоре - полицмейстер, врач и два казака
Это: преподаватель духовной семинарии Н.М. Малышев, окружной землемер Г.К. Уткин, архитектор Л.Ю. Прушинский, помощник инспектора духовной семинарии А.А. Андриевский, А.Г. Ушаков, надзиратель духовной семинарии А.Г. Якушков, священники О.Н. Нифонтов, О.А. Охлопков и протоиерей А. Бердеников. В 1904 г. в Обществе состояло 40 человек. Чтения проводили по праздничным дням, вечером в помещениях городской думы и благородного собрания. Они находились в каменном здании Гостиного двора, сейчас – пл. Ленина.
Лекции разбавлялись музыкальной паузой: играл маленький оркестр, граммофон, действовал «волшебный фонарь» (проектор) и пел хор. Хором руководил преподаватель женской гимназии Иосиф Федосеевич.
В этих действиях участвовал весь цвет тогдашнего якутского общества: чиновники, учителя, полицмейстер, врач, два казака, многие из них с супругами.
Лекции и вечера под надзором властей и полиции
Как мы помним, в уставе Общества было прописано, что все мероприятия должны проходить под строгим контролем властей и полиции. Поэтому, перед проведением чтений программа вечера рассматривалась и утверждалась инспектором народных училищ Якутской области.
Первые чтения состоялись 2 ноября 1903 года.
Из программы (из фондов Национального архива РС(Я)
1 отделение: «Сторона ль сторонушка», музыка Даргомыжского, исполняет хор.
«Братья», автор Р. Ситкова, читает М.Н. Филиппова.
2 отделение: продолжение чтения Филипповой
«Белолица, круглолица», музыка Чайковского, исполняет хор.
В целом, темы лекций были разнообразны: «Народная литература и поэзия», «Начало христианства на Руси и Святой Владимир». Вслух читали произведения Н. Гоголя, Д. Григоровича, А. Пушкина, И. Тургенева и других разрешенных авторов.
Скандал в благородном обществе и собрании
Как и любое новое явление, Общество по устройству народных чтений встречало трудности. Как ни удивительно, но особенно сложными были отношения с Общественным собранием города Якутска. Общественное собрание или, как его еще тогда называли, Благородное, имело по тем временам просторное помещение, приспособленное для выступлений, и где проводилось большинство культурных мероприятий города.
Вопрос отношений между Обществом народных чтений и Общественным собранием поднял в своем письме надворный советник Л.А. Соколов. Письмо, обращенное к членам собрания, было опубликовано в 1909 году и описывает события 1904 года.
В письме автор обращается к Совету старшин собрания с просьбой разобраться в деле, когда его исключили из членов Общественного собрания за неподобающее поведение. Соколов был уверен, что истинная причина для его исключения была иной, а именно – деятельность Общества народных чтений.
Первоначально Совет старшин Общественного собрания города Якутска разрешил устраивать чтения в своем зале только по воскресеньям, но предъявив множество ограничений. Но затем противостояние стало проявляться все активнее – от мелочных придирок до срывов репетиций и отмены мероприятий. В конце концов, Общество народных чтений было вынуждено покинуть здание Общественного Благородного собрания. Автор этого письма, надворный советник Соколов, раскрыл истинные причины отрицательного отношения к новому обществу. Консервативная, правящая часть Благородного собрания города Якутска видела в Обществе народных чтений угрозу благополучию старых устоев.
Ведь с его появлением ожило «спящее царство», появились новые члены, новые посетители, но многих не устраивало, что во время мероприятий не работал буфет, не было платных обедов, что нельзя было спокойно поиграть в карты и т.д., то есть, нарушался привычный для старых членов собрания распорядок дня. А главное – Общественное собрание раскололось на «свято-консервативную» и «радикально-либеральную» части. И исключив из своих рядов Соколова и Общество чтений, Совет старшин вновь обрел покой.
Воздух свободы и революции
Несмотря на возникавшие проблемы, чтения проводились регулярно в течение двух лет, но настал революционный 1905 год.
Чтения приобрели политическую окраску, они проходили при большом скоплении публики и активном участии ссыльных. Но большинство членов Общества чтений не очень одобряло происходящее и вообще имело к этому косвенное отношение. На собраниях собирались политические ссыльные, молодежь, активисты разного толка. Но администрация города, городская управа винили во всем Общество.
Почувствовав вкус свободы и революции, 3 ноября 1905 года правление Общества народных чтений приняло резолюцию: «Народные чтения в г. Якутске и Якутской области вправе предлагать своим слушателям в виду манифеста 17 октября сего года, те чтения, которое оно найдет нужным, неся ответственность только перед судом». С этого времени и вплоть до своего закрытия в 1907 году, Общество народных чтений больше не согласовывало программы чтений с инспектором училищ на предмет их соответствия политике правящих властей.
В течение четырех лет Общество народных чтений несло людям свет знаний, помогало с пользой проводить свободное время, проявить свои таланты. Отношения с городским и областным правлением были лояльными, мероприятия проводились по установленным правилам, но с наступлением революционных времен, власть, не допуская проявления свободомыслия, закрыла Общество народных чтений в г. Якутске.