Якутск: история наркомании
Опиум для народа
Судя по всему, первые наркотики, если мы не говорим об алкоголе, привезли с собой в Якутию китайцы. Россия, как известно, в конце 19-го и в начале 20-х веков пережила довольно массивную волну китайской миграции, которая докатилась и до нашей далекой северной республики. Отрывочные сведения о китайцах, проживавших в Якутии, по свидетельствам различных источников, сохранились с конца XIX века. Занимались они в основном сельским хозяйством, добычей золота, поденными работами и т.д. В сохранившейся переписке ссыльного Л.Г. Левенталя с ветеринарным врачом С. Л. Дмитриевым указано, что в 1890-х гг. китайцы жили между Малой Мархой и Тулагинской станцией, занимались огородничеством, разведением скота. Это были вполне законопослушные товарищи. Позже с началом золотой лихорадки в Алданском районе к ним примкнули и китайские золотодобытчики, среди которых было немалое число лихих бандитов, так называемых хунхузов. Многие из них остались в Якутске вплоть до советских времён. И сейчас при разборе некоторых домов того периода краеведы находят трубки, которые однозначно классифицируют как опиумные. Полагая, что в данных местах находились подпольные китайские опиумокурильни…
О какой-то массовой наркомании в период развитого советского социализма говорить не приходится. Якутск был далёк от регионов с произрастанием природных наркотических растений. Были, конечно, отдельные редкие наркоманы, но по большей части это касалось лекарственных препаратов. Учет тогда был строгим, а надзор органов милиции за жизнью общества тотальным. Вплоть до того, что участковые ходили по дворам и обрывали цветы мака, которые сажали для красоты старушки. Проблему токсикомании мы здесь опустим.
Чуйский транзит
Перелом наступил в период перестройки. В Якутске в начале 1990-го года вдруг появилась марихуана. Причем это был продукт высочайшего качества, так называемая «чуйка» - сорт азиатской конопли произрастающей в Чуйской долине. Такая марихуана по тем временам была дефицитом даже в Москве и Ленинграде. Но не у нас. Приход её связывают с сезонным овощным завозом. Каждую осень из азиатских республик к нам грузовыми самолётами завозились тысячи тонн арбузов, яблок, винограда и прочего. И некто организовал на этом поприще весьма прибыльный наркотранзит. Что любопытно, в первую очередь торговля наркотиками развернулась в школах. Марихуана продавалась спичечными коробками по три рубля и стаканами по 10 рублей. Малолетние наркодилеры толкали траву прямо в кинотеатре «Центральный» и в салоне детских игровых автоматов по проспекту Ленина. Прививки от такой наркоэпидемии у общества не было никакой. Подавляющее большинство родителей и учителей просто не знали, что это такое. Чуйский наркотранзит проработал пару лет, и канал закрылся в связи с тем, что с развалом СССР централизованный завоз овощей из республик Средней Азии прекратился.
Якутское импортозамещение
Но в Якутске и близлежащих промышленных поселках и райцентрах появилось, ни много ни мало, целое поколение подсевших на коноплю молодых наркоманов. Спрос рождает предложение. Появились новые маршруты транзита уже более серьезных производных конопли. Гашиш, «химка». «масло» из соседних регионов - Амурской, Хабаровской областей, Бурятии. На черном рынке с развитием челночного бизнеса были даже небольшие партии марихуаны из Индии, Вьетнама. Наркоманы обнаружили, что конопля, оказывается, растет и под боком в соседних сельскохозяйственных улусах. Не столь, конечно, ядреная, но после определенных манипуляций вполне пригодная для наркотического опьянения. Одна из опасностей конопли в том, что она является для его потребителя трамплином к более сильным и разрушительным наркотикам, к примеру, к героину. К счастью, последний хоть и пришел в Якутск и занял определенную нишу в среде «золотой молодёжи», но он не стал массовым наркотиком как, к примеру, это произошло в Иркутской области. Свою роль здесь сыграли его дороговизна и сложности транзита. Да и милиция уже начала противодействовать наркокурьерам более жестко.
«Крокодил» убивает
С 2003 года начала деятельность такая структура, как ФСКН (Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков). Последнюю организовали на кадровой основе сотрудников ФСБ. Что в свою очередь отразилось на некоторых оперативных методах её работы, к примеру, внедрение агентуры, широкое применение спецаппаратуры слежки и контроля и т.д. Ужесточились и законы. За сбыт или хранение наркотиков могли упечь на нары на такой же срок. как матерых убийц и насильников.
К середине 2000-х ситуация с наркоманией в республике находилась в некотором равновесии. Правоохранительные органы бодро отчитывались о победах. Действительно, в том, что касалось производных конопли и героина, результаты были налицо. Наркоманы, естественно, никуда не делись, но массовости уже не было. Тем более для школьников такие наркотики стали недоступными. Беда пришла с другой стороны - аптек. Имя ей - дезоморфин. Кто-то одаренный в химии придумал способ синтеза морфия из кодеиносодержащих таблеток. Информация такого рода по сети Интернет разлетается мигом. Расходы на его изготовление не дороже цены бутылки водки. Зелье, приготовляемое в домашних условиях, было названо «крокодилом». Его действие на организм просто жуткое: люди гнили заживо и умирали чуть ли не за полгода употребления. Потребителем дезоморфина в Якутске в основном стала рабочая молодежь. Встретить наркоманов, скупающих лекарства от кашля целыми пакетами, можно было в любой аптеке города. Тем более, что некоторые из них работают круглосуточно. Отдельных наркоманов аптекари знали в лицо. Несмотря на то, что полиция еженедельно отчитывалась о разоблачении очередного притона дезоморфинщиков, эпидемию смог остановить только запрет продажи на территории России безрецептурной продажи кодеиносодержащих препаратов. День, когда он вошел в силу - 1 июня 2012 года, - многие наркоманы справляют как второй день рождения…
Эпидемия «Спайса»
Впрочем, в это же время в Якутске набирала обороты другая напасть под названием «Спайс». Это синтетический аналог той же марихуаны, но с более опасным действием на психику и организм человека. Производят его в Китае.
Распространение «Спайса» можно сравнить с тем же безобразием, что творилось в Якутске на заре лихих 90-х с чуйской марихуаной. Машины с наркодилерами стояли по тому же проспекту Ленина. Номера телефонов торговцев «Спайсом» повсеместно висели на плакатах в городских районах. На торговле «Спайсом» делали капитал внешне респектабельные и вхожие в кабинеты властных структур известные в городе личности. В сводке с трагическими случаями употребления этих наркотических курительных смесей фигурировали дети, перспективные спортсмены, сюда даже затесался пойманный с поличным в туалете кинотеатра депутат Городской думы от партии «Единая Россия» и замглавврача одного из медицинских учреждений. Это я к тому, что этот наркотик не был уделом отдельных маргиналов, им были поражены фактически чуть ли не все слои социально активного населения. Дело доходило до того, что один из офицеров наркослужбы пытался подбросить пакетик «Спайса» офицеру службы ДПС. Подобная ситуация сложилась по причине того, что в республике, да и в целом по России отсутствовали экспресс - лаборатории по экспертизе лиц, подозреваемых в употреблении наркотика «Спайс». Наркоманы чувствовали себя неуязвимыми. Определить употребление этого наркотика в крови или моче человека могли только в химических лабораториях крупных институтов. Учитывая огромный вал потребителей синтетики, по сути, анализы отдельных наркоманов были делом редким и недоступным. Первые такие лаборатории начали появляться в крупных городах страны в начале 2014 года. В Якутске подобный лабораторный комплекс появился в текущем году.
Эпидемия «Спайса» в данное время в нашем городе пошла на спад. Возможно, до появления нового мощного и доступного наркотика.
P.S.
По утверждению руководителя ФСКН Виктора Иванова, число наркоманов в России увеличилось, по сравнению с советскими временами, в 146 раз. По его словам, в конце 1980-х количество наркоманов исчислялось цифрой в 50 тысяч человек. Можно сказать, что наркомании не было. Сегодня их 7,3 миллиона.