Многодетная семья выживает на 2600 в месяц!
Говорят, что счастье - в детях. «Если это так, то я – счастливая женщина», - вполне серьезно говорит 35-летняя Евгения, укачивая на руках пятимесячную дочку. Шестого по счету ребенка. К сожалению, семьи не сложилось, и бывшие мужья не оказывают никакой материальной помощи. А Евгения не из тех, кто привык просить.
Корреспондент приехала неожиданно, но в доме чисто, аккуратно. Дети очень вежливые.
Шестеро на пятнадцати квадратах
Когда я ехала на встречу, готовилась ко всему. Однако меня встретила улыбчивая интеллигентная женщина в очках. В коляске дрыгала ножками малышка. Двухлетний сын лежал на диване и с насупленным видом доедал свою законную порцию молока из бутылочки. Он вообще, как выяснилось, мужичок немногословный и очень любопытный, поэтому холодильник, розетки и выключатели заклеены скотчем.
Места не развернуться: на 15 квадратах жилой площади нашли себе место еще две дочки 12 и 9 лет. Младшая из них, воспользовавшись ситуацией, схватила телефон и шмыгнула в ванную (она же туалет) – единственное место, где можно спокойно посидеть и поиграть.
- Еще одна дочка временно живет у подруги. Просто ее даже положить некуда… Старший сын совершеннолетний и живет отдельно.
В глазах Евгении буквально на мгновение проскальзывает отчаяние. Всего на несколько секунд. Потому что квартира-студия, где они сейчас живут, - не их дом, около месяца назад ненадолго их пустили пожить сердобольные знакомые. До этого они всемером ютились в бараке по Рихарда Зорге, 5/3, в бывшем здании 13-ой школы, где из удобств – только отопление. На 17 квадратных метрах – сырость, холод, заледенелые окна, а по всему бараку – антисанитария и тараканы. Невмоготу, невозможно жить в таких условиях с новорожденным ребенком. Евгения продержалась четыре месяца и пошла на поклон к знакомым. Пожалели. Пустили.
Замкнутый круг: полиция – соцзащита
Доход семьи в месяц – 2 600 рублей пособия на четверых детей. То есть чуть больше 433 рублей на каждого из пятерых детей плюс маму. И три банки смеси в месяц от государства, которые делят на двоих малышей. Спасибо, выручает сестра Евгении – иначе бы семье не выжить. Женя до сих пор не получила от органов социальной защиты ни родовые, ни ежемесячные пособия – ни копейки, положенных от государства.
- Это-то и есть большая проблема, на решение которой у меня остался всего месяц или чуть больше, - делится женщина. – Дело в том, что мой официальный муж пропал несколько лет назад. Заявление об этом я писала еще в 2010 году. Он был объявлен пропавшим без вести. А недавно нашелся далеко за пределами республики. Полиция ждет ответа на свой запрос, органы соцзащиты ждут от меня только этой справки из полиции. Все документы на младшую дочку давно там. Я продолжаю обивать пороги, а времени все меньше и меньше. Как только дочке исполнится полгода, единовременного пособия по родам я не получу. По закону.
Женя работала, пока могла. Но с работы ей пришлось уволиться: часто болели дети, оставить их было не на кого.
«Купим жилье на маткапитал»
По Евгении видно, что она не из тех, кто будет ходить, как на работу, по инстанциям, скандалить, требовать себе льгот, «выбивать» социальную помощь. Да и не с кем ей оставить маленьких: старшие дочки учатся, причем в разных школах, куда добираются на автобусе. Стоит ли говорить, что компенсации на транспортный проезд от округа они тоже не получают, как и материальной помощи…
Евгения на полном серьезе мечтает о том, как, получив материнский капитал, она купит себе жилье.
- На пятого несовершеннолетнего ребенка ведь полагаются миллион семьсот? И материнский капитал еще. На два миллиона купим свое жилье, пусть маленькое, но в нормальных условиях. Пусть даже в пригороде. Пусть даже одну комнату. Мои дети в тот барак на ГРЭСе больше не вернутся, - надеется мать.
Продать кашу – купить хлеба
Пока мы беседовали, настырный двухлетний Кирюша все норовил потрогать фотоаппарат, а старший, уже совершеннолетний сын, пришедший проведать маму и младших, собирал детскую кроватку. Он ее и притащил откуда-то. Оказывается, все это время пятимесячная малышка «жила» в коляске и на руках у мамы.
- Отдали люди, - говорит он. – Правда, повозиться пришлось, посадить на саморезы. Зато теперь у сестренки свой угол, и она не будет больше падать с дивана!
Матраца нет – кроватку застелили одеялом, и ее сразу же облюбовал Кирюшка. Вещи в пакетах и сумках сложены по углам: нет не то что шкафа, даже тумбочки. Только вещи малышей стопкой громоздятся на крохотном столике. Нет обеденного стола, уроки девчонки делают на коленках и на кровати.
- Главное, что здесь тепло. Есть диван, где спят дети вчетвером, я сплю на полу. Есть старенький телевизор, холодильник – все от хозяев. Это ни в какое сравнение не идет с нашей халупой. Мы такому жилью, пусть и временному, очень рады, - улыбается Евгения.
В этой семье нет компьютера и планшетов. Девчонки не требуют модных нарядов. Шоколадка для них – настоящий праздник. У малышки нет подгузников и влажных салфеток, для семьи это -неподъемная роскошь. Недавно Евгении пришлось продать несколько пачек каши, которые дают на молочке Кирюше. Он их все равно не ест, а дома не было даже хлеба. Евгения признается: приходится иногда хитрить и на Кирюшину молочную карточку (ему полагается молоко по формуле 3) просить «двоечку» для младшенькой. Одним словом, стараются выживать. Часто нет продуктов. На сегодня в холодильнике пачка котлет, булка хлеба и пачка детской каши. На столе – остатки обеда: в пластиковой чеплашке - пустые макароны. Просто отварные макароны…
Но что удивительно, в этой семье все улыбаются. Даже самая крохотуля, маленькая, худенькая, в свои пять месяцев выглядящая, как двухмесячная (родилась недоношенной), без конца улыбается. Маме, мне, сестренкам, миру – всем. Улыбаются, хотя запасов еды у них на один ужин. Но дети знают, что мама что-нибудь придумает. Мама знает, что придумать обязана. И вся семья знает, что завтра обязательно будет лучше, чем сегодня…
На мой вопрос, что семье жизненно необходимо, Евгения, немного помолчав, ответила:
- Было бы неплохо продукты. И молоко детям…
Больше она не просит ничего, но только на первый взгляд этой семье необходимо:
- Детское питание, формула 2 и 3.
- Предметы детской гигиены: подгузники «троечка» или от 6 до
- Продукты питания постоянно.
- Детские вещи (девочка примерно полгода, мальчик двух лет, худенькие девочки 7, 9, 12 лет).
- Матрац в детскую кроватку.
- Постельное белье, в том числе детское.
- Манеж.
- Канцелярские принадлежности для школы.
- Стол для выполнения уроков.
- Посуда.
- Мебель: раскладушки, небольшой шкаф для вещей или комод.
- Компактная сушка для белья.
- Стиральная машина-автомат и другая бытовая техника.
Редакция обращается ко всем неравнодушным людям, организациям и предприятиям. Если вы можете помочь чем-нибудь этой семье, отзовитесь. Кураторы проекта – Дана Бубякина (8-924-177-26-37) и Олеся Войтович (717-940). Мы поможем организовать адресную помощь.