Проклятые души
Их души не могут возродиться. Таких людей называли «кыраманна этиллибит» (буквально слово «кыраман» обозначает «безвестная даль», но имеет один корень со словами «кырыыс» и «кыраммыт», то есть проклятье и проклятый, так что это выражение нужно понимать как «проклятые»).
К тому же такое проклятье могло передаваться из поколения в поколение. Так что каждый человек должен был стараться пройти свой жизненный путь согласно предначертанию, преодолевать жизненные невзгоды, не отчаиваться и встретить достойно свою смерть.
* * *
Душа проклятого человека становилась ер* и пугала людей. Каждый наслег, маленький он или большой, имел таких неприкаянных духов-привидений. Особенно часто их видели так называемые «тонкокожие» люди, которые от рождения обладали особой организацией души и могли видеть то, что неведомо простым смертным. До сих пор в народе на слуху страшные рассказы-предания о ставших ер-абаасы кровожадных черных шаманах и удаганках, или о сумасшедших, или о людях-чиччик*. Обычно их видели перед какими-то большими бедствиями или потерями. И хотя имена таких больших ер широко известны в народе, люди до сих пор остерегаются произносить их всуе.
Обычные люди тоже могли стать ер, к примеру, убийцы, самоубийцы или погибшие от руки преступников. Правда, в отличие от вышеназванных больших ер, границы их обитания были менее обширны – в пределах двух-трех наслегов.
В 30-е годы прошлого столетия все улусы республики облетела леденящая душу история об одном жителе Чурапчинского улуса, который после смерти в течение одного года будоражил несколько наслегов района. Алексей Егорович Платонов, уроженец Сыланского наслега, был одним из самых активных комсомольцев и сторонников новой советской власти. В те годы как раз началась активная политическая кампания по борьбе с суеверием, шаманизмом как с пережитками темной старины. Особо ретивые комсомольцы по наущению коммунистов громили арангасы (могильные лабазы) шаманов, сжигали жертвенные деревья, ломали часовни и церкви. Они в силу молодости и неопытности не понимали, какую страшную беду и горести накликали своими действиями на свой наслег.
В то же время был арестован и водворен в тюрьму при управе бывший улусный кулуба*, хадарский бай М. К. Куприянов. Ночью его сторожили комсомольцы. В одну ночь случилось несчастье: один из парней нечаянно при чистке оружия смертельно ранил своего товарища. Платонов, который также сторожил бая, страшно рассердился, что из-за него лишился закадычного приятеля, и решил отомстить ему: ночью он вывел Куприянова и погнал его на озеро за льдом. А сам, стоя на пригорке, трижды выстрелил ему в спину и убил его. Впоследствии, закончив «семилетку», стал учительствовать в родном улусе. В 1935 году заболел туберкулезом и умер. Его похоронили в родном Сылане. Его старший брат, сказав, что брат при жизни не расставался со своим ножом, привязал на пояс покойному большой обоюдоострый нож-кинжал.
Через несколько дней Платонов залетает в дом своего брата Алексея, как будто и не умер. Причем в похоронной одежде. Он здоровается с опешившими родственниками, раздевается и подходит погреться к камельку, затем просит, чтобы его накормили. Те – что им оставалось делать?! – налили ему чай. И тут он им говорит: «Зачем меня похоронили с ножом? Из-за этого я страшно мучаюсь!» После этого встал и ушел. Родственники, естественно, были сильно напуганы приходом покойника. С тех пор он повадился к ним ходить. В итоге те спешно покинули свой дом и подселились в качестве дьуккаахов* к другим людям.
Однажды Платонов явился на собрание правления наслега, где собралось множество людей. Он прошел прямо к столу председательствующего и, воткнув свой нож в стол, попросил слова. Народ, закричав от ужаса, расталкивая друг друга, кинулся к выходу. В Сылане с наступлением темноты его жалобный плачущий голос слышали многие. Также его часто слышали и в Мугудае, где он работал в школе. По рассказам, покойник особенно доставал своего бывшего противника – мугудайского председателя сельсовета Василия Крашенникова. Однажды даже погнался за ним, когда тот ехал на санях на лошади. Председатель страшно испугался и тяжело заболел после этого случая. Иногда приходил невидимый и всячески грозил, проклинал Крашенникова. Так мучил людей нескольких наслегов где-то около года. В конце концов родственники, посоветовавшись со стариками, решили выкопать его и убрать из гроба пресловутый нож. И только после этого ер, видимо, успокоился. По крайней мере, с тех пор перестал показываться.
Подобный случай, когда ер-привидение видел не какой-то особо «тонкокожий» человек, а много народу, произошел также в 30-е годы прошлого века в Мегино-Кангаласском улусе, в наслеге Чал5аа. Там в то время проживал человек по имени Киргиэлэй (Григорий) Шишигин, немного образованный по сравнению с другими, активно поддерживающий новую власть. В своем наслеге такой человек, конечно же, был лидером. Со временем он пошел бы еще дальше, став каким-нибудь начальником местного масштаба, если бы в молодом возрасте не ушел из жизни по болезни. Как вспоминают очевидцы, его ер стал появляться наяву чуть ли не сразу после похорон. Однажды по всей округе одновременно залились лаем несколько соседских собак. Стояла очень темная осенняя ночь, на улице сплошная темень. Собачий лай приблизился к дому, где жила семья Киргиэлэя, и смолк. И, как рассказывают, недавно похороненный покойник влез через окно и прошмыгнул под бочок к жене Устинье, которая как раз спала под этим окном. С тех пор его дух стал время от времени наведываться к родственникам, как бы напоминая о себе, а по наслегу пронесся слух о том, что покойник стал ером и «илэ барбыт»*.
Зиму так и перезимовали. Устинья после посещений покойника стала часто болеть. Весной, в самый разгар утиной охоты, один дальний родственник Киргиэлэя отправился охотиться на уток в окрестности речки Суола. Проходя мимо пустующего сайылыка*, Илья – так звали этого родственника - вдруг услышал скрип открывающейся двери и через мгновение лоб в лоб столкнулся с духом Киргиэлэя. Он был в том самом черном суконном костюме, в котором был похоронен, и даже белая повязка, которой обычно подвязывают подбородок покойникам, если он западает, и та была в наличии. Киргиэлэй, широко расставив ноги, молча смотрел на родственника пронизывающим острым взглядом. От неожиданности незадачливый охотник опешил, но потом, поняв, что перед ним не живой человек, а абаасы, вскинул заряженное ружье и выстрелит в упор, целясь духу прямо в середину живота. И со словами «попал, попал!», боясь оглянуться и посмотреть на абаасы, дал стрекача от страшного места. Как вспоминают домочадцы, на мужчине лица не было, когда он пришел с охоты, несколько дней он провалялся в постели в горячке. Слава богу, потом отошел и рассказал, что с ним случилось возле родового сайылыка. А вот жена Киргиэлэя через год ушла вслед за мужем. После этого дух будто бы успокоился и перестал беспокоить односельчан.
1) Ёр – неприкаянная душа покойника.
2) Чиччик – выродок.
3) Кулуба – улусный голова.
4) Дьуккаах – живущий в одной избе, квартирант.
5) «Илэ барбыт» - так обычно говорят про покойников, которые, будучи погребенными, не дают покоя людям.