А кто за рулем: трезвенник или «язвенник»?
Дозрел ли клиент?
Начнем с того, что на диспансерный учет тех, кто попадает в стены Наркологического диспансера, ставят не всех. Ну, может же вполне обычный гражданин, так называемый «бытовой пьяница», прийти туда после праздников и «прокапаться». Таких у нас большинство. Люди пьют по выходным дням, а потом ходят на работу. Всех же не поставишь на учет.
Заместитель главного врача ЯРНД по лечебной работе Валерий Алексеев:
- Пациента ставим на учет только тогда, когда у него ставится клинический диагноз «алкоголизм». Диагноз ставится на основании клинических наблюдений, по результатам лабораторных исследований. На третий день пребывания человека у нас уже известно, болен ли человек или нет. Но если диагноз налицо, например, человек поступает с «белой горячкой», то такого пациента сразу ставим на учет. Как врач, пациентам советую пройти курсовое лечение продолжительностью до 21 дня. За это время больной получает дезинтоксикационную терапию, противоалкогольную терапию, параллельно с которыми ведется мотивационная работа. Лечение входит в программу бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации, и человеку не надо будет платить за нахождение и лечение в стационаре.
Однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если человек соглашается на курсовое лечение, то он однозначно попадает в базу данных, то есть его ставят на учет. Видимо, по этой причине наши люди в диспансер не ходят, а предпочитают анонимное лечение как у частных наркологов, так и в диспансере и... выпадают из поля зрения ГИБДД и разрешительной системы МВД. Вот и получается, что за рулем может оказаться далеко не трезвенник, а «язвенник» со свежими парами алкоголя или стойким амбре.
Неправильный код
Очень многие алкоголики практикуют ежегодную кодировку. Закодируются, по прошествии срока «отмечают» это дело напропалую, а потом снова «здравствуй, родной диспансер, закодируйте меня снова». Таких пациентов в диспансере знают и встречают как родных.
Однако, как нам сообщили врачи-наркологи как ЯРНД, так и частного наркологического кабинета, кодировка не есть панацея от алкоголизма. Люди часто срываются, не дождавшись окончания срока. При этом они даже не подозревают, что могут отдать концы, протянуть ноги, загнуться в прямом смысле. В зависимости от того, насколько их организм силен и как долго и даже что они пили до кодировки. В лучшем случае, если человек обманет врача, что выпил в последний раз 10 дней назад, а на самом деле 5 дней назад, то организм сразу отреагирует на вводимое лекарство в виде рвоты, высокого или низкого давления, головокружения и сильного сердцебиения вплоть до комы.
Таким образом, кодировка как однократный психотерапевтический метод лечения не дает никакой гарантии больному и его родным. И все врачи твердят одинаково: все зависит от самого больного, от его мотивации к трезвой жизни!
А закодироваться может любой человек, при этом не попадая в базу данных ЯРНД, поскольку, еще раз повторимся, ставят на учет только тех, кто проходит курс лечения или поступает в состоянии «белочки». Ну еще если сам человек не захочет встать на учет, что маловероятно.
Лечить неизлечимое
Все врачи-наркологи отмечают, что алкоголизм и наркомания - болезни неизлечимые! И на таком фоне больному медицина может помочь разве что тем, чтобы он впал в глубокую ремиссию, то есть воздерживался. Для этого наркологи применяют три метода лечения.
Во-первых, это курсовое лечение, о котором мы упомянули. Лечение проходит в условиях стационара, где больной получает дезинтоксикационную и противоалкогольную и психотерапии.
Второй метод: медико-социальная реабилитация. На данном этапе включаются социальные работники, психологи и психотерапевты. На протяжении шести месяцев они мотивируют человека — короче, капают на мозги, мол, веди правильный образ жизни, иначе рано или поздно сыграешь в ящик.
Третий этап подразумевает социализацию и ресоциализацию пациента на базе филиалов ЯРНД. Допустим, человеку через какое то время станет невмоготу, вокруг друзья прежние, с кем выпит не один декалитр водки, да и праздников так много вкупе с выходными днями... В таких случаях человек может в любой момент обратиться за помощью и поддержкой к своему наркологу, психологу и психиатру.
Так как болезни неизлечимые, главной своей целью врачи ставят профилактику. Для этого ездят по городам и весям, показывают всякие «страшилки» в виде кунсткамер, какие дети рождаются у больных родителей, визажисты рисуют на лице юных школьниц последствия алкоголя и наркотиков на внешний вид и т. д.
Недешево, но сердито
Обыватель думает, что государственный диспансер не гарантирует «врачебную тайну» и пациент сразу попадает в базу данных МВД. А ему надо на «права» сдать, или менять «права», или получить разрешение на оружие, или на учебу поступить. Вот почему многие обращаются в частные наркологические клиники, чтобы снять интоксикацию. А какие гарантии дают такие кабинеты?
Директор ООО «Кэскил» Максим Баишев:
- Мы работаем с июля 2013 года, и за этот период накопили определенный опыт работы как с нашими пациентами, так и с государственной наркологической службой и правоохранительными органами. С декабря того же года открыли кабинет медицинского освидетельствования граждан на алкогольное опьянение, а с февраля 2015 года - пункт временного содержания и оказания пьяным в случае необходимости первой медицинской помощи, но не нуждающимся в оказании специализированной помощи.
За этот период нами проведено 36 969 медосвидетельствований, более 2 000 предрейсовых медосмотров, более 1 000 граждан содержались в пункте временного содержания, получили лечение более 1 500 больных хроническим алкоголизмом и страдающих алкогольной интоксикацией.
В данный момент мы предоставляем анонимное лечение, прерываем запои, проводим дезинтоксикационную терапию, оказываем психологическую помощь зависимым и их семьям. В кабинете работают врач-нарколог, клинический психолог, есть процедурный кабинет, проводим предрейсовые и послерейсовые медосмотры.
Сейчас мы изучаем опыт работы своих коллег из других регионов по лечению табакокурения и планируем запустить программу весной этого года.
Клинический психолог ООО «Кэскил» Юлия Балашова:
- Беда в том, что все алкоголики ищут причину. Приходят и начинают говорить о разводе, о негармоничных отношениях в семье и т. д. Алкоголизм — это социальная болезнь. Если пьет муж, то рано или поздно жена, устав бороться с ним, начинает пить сама. Если в семье жена пьет, а муж непьющий, то, устав бороться, он просто уходит из семьи. Также людей к выпивке тянет отсутствие жилья, воспитание, гипер- или гипоопека, генетическая предрасположенность. В последнее время женщины стали много выпивать. К нам в основном приходят люди среднего и старшего возраста, отчасти это отголоски 90-х годов. Что такое алкоголизм? Нельзя расслабляться тем, кто пьет только в выходные и ходит на работу исправно. Через некоторое время у таких людей организм начинает уже требовать, пьянки становятся системными, они начинают похмеляться, уходят уже в длительные запои от 2-3 дней и более. А это уже алкоголизм.
А что такое наркомания? Это очень сильная зависимость. Современные наркотики направлены именно на это — зависимость с первой пробы. Тем более страшно, когда реабилитационных центров у нас просто нет.
В этом частном наркологическом кабинете лечат не только с помощью таблеток, инъекций и «торпед», которые, кстати, в последнее время стало все труднее приобретать, и психотерапевтического кодирования, но и с помощью гипноза без медикаментозного вмешательства. С удивлением узнала, что если есть желание, то научиться гипнозу, оказывается, можно. Также Максим Антонович сетует на нехватку практикующих психотерапевтов. «Если в последнее время наблюдается снижение уровня алкоголизма, то уровень наркомании, наоборот, растет, а обученных специалистов на пальцах посчитать. Ведь психиатру-наркологу нужно работать с пациентом долгое время», - говорит Максим Баишев. «А потому что именно на психотерапевта ложится основная нагрузка как при контакте с клиентом, так и при контакте с его родными. Это огромная моральная нагрузка на человека. Я работаю с родственниками зависимых людей. Как правило, они сами становятся больными людьми, и мы это называем созависимостью. А что же такое созависимость? Это отказ от себя, это некое психологическое состояние с серьезными последствиями и психопатологическим развитием личности», - объясняет психолог Юлия Ивановна Балашова.
Откуда информация?
Когда мы задали вопрос заместителю главного врача ЯРНД по лечебной работе Валерию Алексееву, каким образом узнают в МВД о том, что какой-нибудь водитель, получивший водительское удостоверение или разрешение на оружие «сто лет назад», стал алкоголиком или наркоманом, Валерий Валерьевич ответил, что ежегодно вместе с прокуратурой и полицией сверяются базы данных на алкоголиков, наркоманов и токсикоманов.
Однако когда полиция после ДТП или по подозрению привозит водителя на медосвидетельствование, вопрос стоит не на предмет клинического диагноза и нахождения его в базе данных, а на предмет степени опьянения. Таким образом, если рассуждать логически, алкоголик как минимум год может свободно разъезжать по нашим дорогам, подвергая опасности не только себя, но и жизни других людей...
Согласно Федеральному закону №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ЯРНД не дает информацию о своем пациенте без его согласия.
Кому тайна – не тайна
Однако есть структуры, для которых врачебная тайна — не тайна.
Прокуратура г. Якутска:
«Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
- по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
- по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
- в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
- в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
- в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- при обмене информацией медицинскими организациями в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
- в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования и других случаях, определенных законом.
Как сняться с учета?
Так как алкоголизм и наркомания включены в перечень международной квалификации болезней, после выставления такого диагноза пациент наблюдается в течение трех лет (наркоманов до недавнего времени наблюдали в течение пяти лет). При этом многие думают, что по прошествии трех лет, как они были поставлены на учет, снятие происходит «автоматом». И ходят себе спокойно, пока у них где-нибудь не потребуют справку от нарколога, а там ОПА! - здрасьте, вы — алкоголик!
Итак, вы узнали, что состоите на учете у нарколога. Первое, что нужно выяснить, какой это учет: профилактический или диспансерный. От вида учета зависит срок наблюдения.
Профилактический учет предполагает динамическое наблюдение за человеком в течение одного года. Этот срок не зависит от вида психоактивного вещества, за употребление которого вас поставили на профилактический учет. То есть и за алкоголь, и за наркотики срок одинаковый — один год. За это время проходите обследование (осмотр врача-нарколога, психолога, сдав лабораторные анализы и ФЛГ), ежемесячно посещаете нарколога, и без всяких проблем и последствий через год вас снимут с учета. Вы получите заветные права или допуск к оружию.
Второй вид учета – диспансерный. Здесь срок другой, он составляет три года. За это время вы должны посещать нарколога по определенному графику, проходить обследования, то есть доказать стойкую ремиссию.
Так, в первый год — один раз в месяц, во второй год — один раз в два месяца, в третий год — один раз в три месяца.
Если все в норме, то документы переходят в архив и лежат там, пока человека снова не поставят на учет. Если пациент думает, что перед посещением врача надо всего лишь не пить в течение 10-ти дней и кровь у него будет чистейшая, то он глубоко ошибается. Современные лабораторные технологии позволяют выявлять алкоголь в крови и не такой давности.
Последствия учета
Конечно, пока человек состоит на учете у нарколога, на него накладываются определенные ограничения: он не может ездить даже на мопеде, не может иметь оружие и работать в охране, не может трудиться на конвейере и с движущимися механизмами и т. д. Парень, состоящий на учете, освобождается от несения службы в армии, то есть «списывается». Но как только человека снимают с учета «с улучшением», все! Никаких последствий, он как все может дышать полной грудью и наслаждаться жизнью. Вот только не сорваться бы...