Алименты с зоны
Алевтина раздумывает над тем, чтобы подать на развод, чтобы дети получали хотя бы алименты. Как она жила эти годы, как выживала – это уже совсем другая история...
К сожалению, таких женщин среди нас много, тех, кто не успел развестись до оглашения приговора и после. А сколько женщин, живших без оформления брака, еще и ребенка записав на свою фамилию? И не мужнина жена, и вроде не одинока, чтобы устраивать свою жизнь – гражданский муж в тюрьме, и требует ему «помогать». Сколько таких женщин, которые, отказывая себе во всем, на свои заработанные деньги еще и «содержат» мужа на зоне, таская ему на своем горбу «передачки» и отправляя «грев».
Алименты взыскиваются с заключенного точно так же, как и с любого другого человека, и принципиальных отличий в этом нет, говорит юрист Александр Кожевников. Можно полюбовно договориться о размерах алиментов, а если человек не согласен, то через суд. Однако если заключенный не работает и не имеет другого дохода, к примеру, пенсии, то получить алименты с него не удастся. Ситуация же в большинстве исправительных колоний России такова, что из трех желающих трудиться рабочее место находится только для одного человека.
Алименты, взыскиваемые по решению суда:
на содержание одного ребенка – 25% от дохода;
на содержание двоих детей - 1/3 от дохода;
на содержание троих и более детей – 50% от дохода.
СБЕЖАЛ ОТ АЛИМЕНТОВ В ЗОНУ?
Еще одна история. Ирине 35 лет. Работает, как сейчас модно говорить, офис-менеджером. Есть ребенок.
- Я развелась с мужем, и суд присудил ему алименты два года назад. За это время он не заплатил ни копейки! Сейчас бывшего мужа посадили на три года за грабеж, точно статьи не знаю, и он сказал мне: «теперь ты точно никаких алиментов не дождешься!». Как получить с него алименты, если он сидит в местах не столь отдаленных, и как можно его лишить родительских прав? Ребенок никогда его не видел, но прописан у него.
Александр Кожевников, юрист: Трудности по исполнению документов, предписывающих взыскание задолженности по алиментам с осужденных, отбывающих наказание, возникают в большинстве случаев в связи с невозможностью такого взыскания. Дело в том, что сам факт нахождения должника в местах лишения свободы еще не говорит о его трудовой занятости, хотя почему-то в сознании граждан прочно укрепилась причинно-следственная связь «сидит, – значит, работает». На сегодня совсем небольшое число осужденных трудоустроено и получает определенный доход, чаще всего это лица, отбывающие наказание в колонии-поселении. Поэтому жалобы взыскателей на «бездействие» судебного пристава-исполнителя по взысканию алиментных обязательств, как правило, не обоснованы. Нужно понимать: пристав сам заинтересован в скорейшем исполнении требований исполнительного документа, но и обеспечить должников, отбывающих наказание, рабочими местами он не в силах.
- То есть муж Ирины буквально «сбежал» от уплаты алиментов в тюрьму?
- Отсутствие трудоустройства при нахождении должника в местах лишения свободы не означает «прощение долга». При освобождении неплательщика документы, предписывающие взыскание алиментных обязательств, направляются вновь судебному приставу для исполнения. Размер задолженности на содержание ребенка за период отбывания наказания, связанного с лишением свободы, в соответствии со статьей 113 Семейного кодекса РФ, начисляется исходя из средней заработной платы в РФ, действующей на момент взыскания задолженности.
- Это по закону. А как на практике?
- К сожалению, с подобных граждан на практике сложно добиться уплаты задолженности. Она растет, а их доход не только не увеличивается, но и, как правило, равен нулю. А после того, как человек выходит на свободу, даже при его желании устроиться на работу, берут людей с сомнительным прошлым очень неохотно. К тому же бывает так, что часть из них вообще растворяется в небытие: уходят в запой, бомжуют, просто теряются и не дают о себе знать. Даже если и найдут такого опустившегося человека приставы и полиция, что с него взять?
Имущество, на которое можно было бы обратить взыскание, тоже часто отсутствует. У мужа Ирины, как я понял, есть своя квартира, и ребенок прописан там. Это уже хорошо, это значит, что он имеет в ней долю. Ни продать, ни что-либо сделать с квартирой до совершеннолетия ребенка никто ничего не сможет. Однако Ирине нужно быть готовой к тому, что она никогда не получит причитающиеся деньги ей и ребенку по закону.
ХОТЬ И «ЛИШЕНЕЦ», НО РЕБЕНКА СОДЕРЖАТЬ ОБЯЗАН!
- А лишение родительских прав?
- Оно осуществляется только в судебном порядке, для чего необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, изложив все основания. Без веских причин лишить отца или мать прав на ребенка нельзя. При этом, как гласит Семейный кодекс РФ, родители-«лишенцы» теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. При этом лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей, или одного из них, лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством. Но! Ребенок, в отношении которого родители или один из них лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им, а также сохраняет имущественные права, в том числе право на получение наследства.
КТО ЗАЩИТИТ ПРАВА РЕБЕНКА
Однако в данный момент мы говорим об алиментах от лиц, находящихся за гранью общества, изолированных и заключенных в четырех стенах, именуемых «местами лишения свободы», или «зоной». Услышанное из уст юриста не обрадовало: то есть по закону ребенок имеет право получать алименты и во время отсидки папы или реже мамы либо после того, как родитель выйдет на свободу. Имеет право!
Но как это право действует в реальности? Получается двоякая картина: право имеешь, а попробуй получи! Если от приставов удачно скрываются годами отцы, вполне себе успешные и обеспеченные, не желающие раскошеливаться на оставленных (уже чужих?) детей, то что говорить о тех, кто после выхода на свободу опускается все ниже и ниже по социальной лестнице? Идеальная картина: папа выплачивает алименты и «во время» и «после». Такое случается редко.
P.S. По словам Уполномоченного по делам ребенка по РС(Я) Анны Соловьевой, по вопросам взыскания алиментов нужно обращаться к приставам. И как оказалось, Центр занятости в первую очередь должен трудоустраивать граждан, вышедших на свободу из мест не столь отдаленных. Они – категория льготников. О том, как это происходит, как работают с ними пристава и специалисты Биржи труда, читайте в следующем номере.
(продолжение следует!)