Авиарепортаж
На аэродроме людей не так много, но все заняты своим делом. Подготовка, пусть даже к тренировочным прыжкам – ответственейшее дело. К нашему прибытию ребята внимательно укладывали парашюты, почти не обращая внимания на прибывших. К прыжкам их допустили только после сдачи всех экзаменов и прохождения строгой медкомиссии. Попали мы на второй поток тренирующихся. В этот раз собрались тренироваться парашютисты-пожарные из Якутска, Покровска, Бердигестяха и Таттинского района.
Здесь мы знакомились с Кирьяковым Алексеем Викторовичем, старшим инструктором парашютно-десантной пожарной службы Якутской авиабазы, которому сегодня предстоит руководить воздушной тренировкой «молодых». Работает он с 1985 года, за это время на его счету более тысячи ста прыжков. «Наша задача после зимнего перерыва – восстановление навыков управления парашютом в воздухе и технике приземления. Поэтому ежегодно производится 12 тренировочных прыжков перед каждым пожароопасным сезоном», - рассказывает Алексей Викторович.
Укладка окончена, парашюты уложены, и молодые ребята отправляются ровным строем на АН-2. Им предстоит прыжок с высоты тысяча метров.
Самолет взлетает. А мы отправляемся на площадку для приземлений.
Вокруг сплошная снежная поляна. А прыгающим только в радость – приземления пройдут мягче.
В центре площадки стоит «колдун», по которому парашютисты определят направление ветра. Рядом находится маленький инструмент - чашечный анемометр, который помогает нам узнать силу ветра. И ярко-красный громкоговоритель. Алексей Кирьяков по рации связывается с бортом. «Первые пошли».
Где-то высоко в небе виднеется самолет и две небольшие фигуры, по которым с такого расстояния непонятно, что это люди. Несколько секунд, и над фигурами раскрываются большие круглые парашюты. «Первые» плавно спускались на землю.
Немного погодя вышли следующие. На бледно-голубом небесном фоне их невозможно не заметить – огромные квадратные парашюты ярких красных с желтым и синих с зеленым цветов быстро спускались. Ребята умело маневрировали в небе, стремительно направляясь к точке приземления – брезентовому кресту, растянутому на снегу.
«Приземляемся по ветру, следите за «колдуном»!» - указывает Кирьяков уже приближающимся парашютистам в громкоговоритель.
С самолета спрыгнули еще несколько групп по два-три человека, после чего он отправился обратно на аэродром.
Алексей улыбается: «Спортсмены так не прыгают, как они!»
Тем временем к нам подъехала машина. В кузов забрались несколько человек и помогали ставить уже собранные парашюты и забираться другим.
Совсем скоро это уже будут не красочные тренировочные прыжки со смехом, улыбками и ярким весенним солнцем. Молодые парни буквально через месяц начнут вылетать на пожары. Высадки будут проводиться в опасной от огня близости. План действий таков: приземлиться, дождаться грузового парашюта с лопатами, начать копать, чтобы локализовать огонь и, если необходимо, то дождаться помощи в виде техники. Но техника не всегда и не везде проедет.
Инструктор парашютно-пожарной группы Покровского отделения Евгений Павлов рассказал: «Самое тяжелое в работе парашютистов-пожарных – копать. Особенно вроде как помощь должна прийти к вечеру, ты все ждешь и копаешь-копаешь-копаешь, а ее все нет и нет. И уже утром, часам к шести, когда осталось всего ничего, метров двести, чтобы окольцевать огонь, вдруг слышишь где-то, что трактор едет. Обидно, конечно, но ничего с этим не поделаешь, когда есть возможность взять пожар, ты будешь копать до упора. Стараемся все равно своими силами взять. На трактор надежды нет. Когда он дойдет, когда он будет, а может, и вовсе застрянет где-то…»
За годы в «Авиалесоохране» произошло много не самых приятных изменений. Значительную роль в этом сыграло сокращение финансирования. В 80-е в штате авиабазы было 1 200 человек, а осталось всего 165 парашютистов и десантников на всю Якутию. А пожаров меньше не стало.
Раньше проводились постоянные облеты, и в случае обнаружения возгорания сразу же высаживались парашютисты-пожарные. Сейчас же приходится ждать данных со спутника, который не фиксирует маленькие очаги, и в результате на тушение привлекается гораздо больше людей, техники и времени. И порой на пожарах приходится работать целый месяц и ждать, пока тебя заберут или сменят.
Леса в Якутии горят ежегодно. Эта проблема была, есть и останется насущной для нашей республики, где тайга занимает 4/5 от всей территории. Ущерб от пожаров измеряется в десятках миллиардов рублей. И это еще не все, ведь в счет не идут затраты экологического характера. Процесс восстановления выгоревших зон продолжается более 20 лет. Самым горестным во всем этом является то, что чаще всего пожары случаются именно по нашей вине.
В ближайшее время «Авиалесоохране» предстоит бороться с последствиями пребывания в лесу безответственных охотников, затем ликвидация пожаров, возникающих по причине несанкционированного сельхозпала, да и просто неосторожных любителей отдыха в лесу.