«Белая ворона», или «Я не умею читать и считать»
Уже куплены школьная форма и портфель, и ребенок периодически любуется содержимым. Все так красиво, и всего так много! Чаще всего он всерьез и не задумывается, что его ожидает впереди: добрая бабушка уже предупредила, что «это почти как детский сад, только ходишь туда до обеда и совсем не спишь, и игрушек нет». Что ж, бывшего детсадовца это вполне устраивает. А игрушки у него и дома есть…
Как хорошо уметь читать!
А если не умеешь? Ну, не научили тебя этому перед школой… И проблемы обязательно появятся. Особенно у детей, которые приходят в школу, не имея базовых навыков чтения, счета, письма – в основном это «домашние» неорганизованные дети, которые не ходили в детский сад. Впрочем, и перед воспитателями детских садиков вовсе не стоит цель обязательно научить своих питомцев читать, считать и писать.
Проблема эта сейчас встает особенно остро: некоторые родители заранее готовят своих малышей к школьной жизни – за год-полтора до часа Х начинают таскать по репетиторам и образовательным центрам, плюс дополнительный английский и занимательная математика. Услуг в этой сфере больше чем предостаточно. А другие предпочитают оставить процесс образования ребенка преподавателям.
Кстати, учителя начальных классов тоже неоднозначно относятся к тому, что ребенок приходит в школу практически уже прошедшим курс первого класса.
Алина БУБЯКИНА, учитель начальных классов школы №31:
- Причина-то проста: сразу же возникает дисбаланс между уже знающими начальные основы детьми и теми, кто еще не освоил их. Это во-первых. А во-вторых, может начаться чуть позже. «Знающий» ребенок, которому скучно прослушивать по второму кругу уже известный ему материал, расслабляется. Он же все это знает! И в результате упускает момент, когда другие дети его уже нагнали и даже начали обгонять. Привыкнув, что все ему дается легко, он с трудом начинает «впрягаться» в учебный процесс и может к концу учебного года с лидирующих позиций оказаться в самом хвосте.
В комплексах ребенка – вина родителей
Как ребенок обычно реагирует, когда попадает в ситуацию, когда другие дети в классе подготовлены лучше? Детский психолог Марианна ВИНОКУРОВА объясняет: первое чувство в связи с этим – растерянность. Но это, как говорится, не смертельно и вполне естественно.
- Хотя во многом это зависит от воспитания ребенка. Но все же, когда он сталкивается с детьми, которые знают и умеют больше него - а особенно если в его семье так называемый «культ» ребенка – то он расстраивается, огорчается. Дети обычно сравнивают себя со своими сверстниками, особенно когда ставятся оценки, выдаются звездочки, в общем, как-то награждаются ученики в классе. И если он не получает такого поощрения из-за того, что не может прочитать, понять, конечно, ребенку становится очень грустно.
Стопроцентной уверенности в том, что именно из-за этого возникнут комплексы, нет, спешит успокоить психолог родителей. Здесь нужно рассматривать отдельно каждую ситуацию.
- Если, например, ребенок пришел в уже подготовленный к учебе класс, а его мама, не дав ему основ, все же требует от него сразу больших успехов, тогда с большей долей вероятности можно ожидать возникновения неуверенности в себе, в своих силах. Ведь ребенок будет думать, что он обязан все знать, и ему придется преодолевать, ломать себя. А когда родители относятся к его первоначальным трудностям с пониманием, спокойно, то такой ребенок будет понимать: ничего страшного в том, что не все получается, нет, что, в конце концов, он всему научится.
- Как развиваются отношения такого ребенка в классе? Он становится «белой вороной»?
- Вовсе необязательно такой ребенок в классе будет в единственном числе. Их может быть несколько, а может быть и большинство. Конечно, между детьми, уже умеющими читать, писать, считать, и теми, кто еще не научился этому, есть разница. Одни, получив задание, быстро его выполняют. И вообще, может быть, все темы знают, дома их уже прошли или в образовательном центре во время подготовки к школе. А у других ребят не выходит так быстро и хорошо. Тут все зависит от того, как на это отреагируют их одноклассники. Могут начать сердиться, торопить, злиться. А могут, наоборот, поддерживать: «Давай, мы тебе все объясним, подтянем тебя». Это уже задача преподавателя.
Нужно отметить, что сейчас замечена тенденция к очень раннему развитию детей. Одни курсы английского «с пеленок» чего стоят! И все большее количество родителей настроено дать ребенку максимум, и как можно раньше. Поэтому вероятность того, что неподготовленный ребенок попадет в группу уже что-то знающих детей, велика.
Но если не получилось привить ребенку знания перед школой, первое, что надо сделать родителям, – позитивно настроить ребенка. Поговорить с ним, объяснить: ты не плохой, не неудачник. Просто вышло так, что кто-то занимался перед школой, а ты нет. Сказать: «Но ты знаешь что-то, чего они не знают. Ты умный, у тебя все получиться». Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, говорить ему, что он глупый и неспособный.
При этом родители должны понимать: подыскивая неподготовленному ребенку элитные школы и профильные классы, они сами создают психологически некомфортную для него ситуацию. И быть готовым к тому, что с ребенком придется дополнительно заниматься.
Иматься и с кем заниматься?
Тем ребятам, кто не готовился к школе, нужно догнать своих одноклассников. Родителям лучше сообщить учителю о том, что их ребенок не умеет читать, договориться с преподавателями о дополнительных занятиях, расширенных домашних заданиях - то есть наметить программу, которая поможет с довольно большой скоростью сократить разрыв в знаниях. Это нужно и для того, чтобы сам ребенок не чувствовал себя обделенным, и для того, чтобы не останавливать развитие подготовленных детей.
- Контактировать с преподавателем, несомненно, надо. Это первое, что следует сделать родителям, если они действительно хотят помочь ребенку. Ведь может возникнуть и такая ситуация: преподаватель «подтягивает» ученика по одной программе, мама дома - по другой. И тогда ему придется запоминать все в двойном объеме! И вполне вероятно, что упадет авторитет либо учителя, либо мамы.
«Следи за ним, будь осторожен»
Внимательно следить за ребенком, особенно в первую четверть или полугодие – просто необходимость. Первый класс – решающий, тогда формируются черты личности: либо ребенок почувствует себя комфортно, либо скажет себе - все, я неудачник. А еще именно в первый год вырабатывается отношение к школе и учебе в целом.
- Если ребенок не хочет говорить о каком-то одном уроке, но охотно рассказывает о других – это повод насторожиться. Значит, на этих занятиях ребенок чувствует себя некомфортно. Нужно обращать внимание именно на такие мелочи в поведении, потому что одни дети сразу рассказывают о том, что их расстраивает, а другие предпочитают молчать, им стыдно, что у них не все получается так же хорошо, как у других. Но лучше, конечно, не дожидаться появления таких признаков, а просто, забирая ребенка из школы, интересоваться у преподавателя, как он учился, были ли успехи или неудачи. Бывает и так, что учителю невыгодно говорить о неуспеваемости учеников – тогда просто посмотреть, с удовольствием ли ребенок ходит в школу, на занятия.