Большая разница. 47 или 101 миллион рублей?
Начиналось все красиво. В 2015-м году было заключено трехстороннее соглашение о государственно-частном партнерстве между мэрией Якутска, правительством республики и стройкомпанией «ГазЭнергоМонтаж» (Гатчина, Ленинградская область). По этому соглашению в Якутске почти достроили 12 социальных объектов. Бюджетам Якутии и столицы всё это, в конечном счете, обойдется в 15 миллиардов рублей. Такую сумму частному партнеру ООО «ГазЭнергоМонтаж» должны выплатить до 2026 года.
Прежние власти города и республики декларировали: только так мы можем решить проблему переполненных классов, когда президент России поставил задачу перейти на односменное обучение! Так что соцобъекты начали строить в кредит. Фактически — в ипотеку. Партнер нашелся в Ленинградской области. Началась стройка века: это четыре школы, пять детсадов и три творческих и культурных объекта.
Но всё пошло не по плану. Компания «ГазЭнергоМонтаж» обнародовала свои претензии: вместо 47 миллионов рублей они потребовали от мэрии Якутска за аренду … 101 миллион. И это только сейчас! Почему так получилось? Корреспондент «ЭС» задал эти вопросы заместителю мэра Якутска по экономике и финансам Михаилу Воробьёву.
— Михаил Сергеевич, давайте по порядку.
— В декабре 2015-го года между Якутском, республикой и частным партнером ООО «ГазЭнергоМонтаж» было заключено соглашение о проектировании, созданию и техническому обслуживанию объектов дошкольного, общего, дополнительного образования и культуры. На данный момент ряд этих объектов уже построены.
— Давайте упомянем все. Их же было 12?
— Да. 8 объектов сданы: детсад «Ивушка» на Ильменской, детсад №30 на Пионерской, детсад в Сырдахе, детсад в 203-м микрорайоне, школа Айыы Кыhата там же, два объекта культуры на 203-м (библиотека и Детская школа искусств считаются вместе), а также школа № 25 на Якова Потапова и школа № 6 на Автодорожной улице. Они сданы! Еще четыре объекта не сданы, например, Культурный центр имени Гагарина в порту. Но к сданным объектам появились вопросы!
— Не факт, что они распахнут свои двери 1-го сентября, как было обещано?
— По соглашению «ГазЭнергоМонтаж» должен ввести объекты в эксплуатацию в течение 60 дней после регистрации прав собственности. В соответствии с 44-м ФЗ «О закупках» они должны нам передать их в аренду. А в аренде эти объекты должны быть у нас до тех пор, пока мы субсидиями не возместим компании все их расходы, связанные со строительством. Они получили инвестиции в банке, мы им гасим все долги с учетом процентов и параллельно выплачиваем арендную плату. Плата по соглашению установлена и прописана чётко: это размер налога на имущество и плата за аренду земли, подлежащей уплаты в бюджет.
— И у каждого объекта свои цифры?
— Совершенно верно. Налог на имущество высчитывается по-разному, исходя от объемов, кадастровой стоимости и прочему. И предполагается, что арендная сумма ежегодно будет уменьшаться. Все вышеперечисленные 8 объектов сданы. В феврале-марте по этим объектам нам от «ГЭМ» поступили уведомления, что они зарегистрированы, и нам готовы передать их в аренду. Мы должны были заключить договоры и, естественно подать заявку на лицензирование в Рособрнадзор, все дошкольные и школьные соцобъекты подлежат обязательной регистрации. И на этом этапе у нас произошел спор с застройщиками!
— С этого момента поподробнее. О чем спор?
— Спор про стоимость муниципального контракта на аренду.
— Извините, но у меня простой вопрос: речь ведь идет не о строительстве бани. Разве такие вещи не прописываются аршинными буквами ещё на берегу?
— Они прописаны! Дословно говорится о том, что годовая арендная плата на объект устанавливается не выше суммы налога на имущество, подлежащего уплате частным партнерам в отношении соответствующего объекта соглашения, платы по договору земельного участка, предоставленного для эксплуатации объекта. Но нам «ГЭМ» направил совершенно новый расчет на 101 миллион за все объекты! Они убрали 2018-й год, но включили туда НДС. Взяли свой годовой налог по бухгалтерскому учету и прибавили примерно 20% НДС. А мы возражаем: мы согласны на 47 миллионов рублей. Есть же разница: 47 миллионов и 101 миллион?
— Что чётко прописано в соглашении?
— Во-первых, НДС там точно быть не должно! Во-вторых, если мы сейчас принимаем аренду в соответствии с 44-м ФЗ, мы должны договор заключить сегодня, с этого момента и до конца года! При этом, по нашему мнению, договор аренды должен рассчитываться, исходя из фактического периода. Если мы заключаем на целый год, то так и говорим: «Налог на имущество тогда берем на целый год». А у нас только полгода! Поэтому мы убеждены: налог им должны возместить только в отношении второго и третьего квартала текущего года! Первый квартал точно не попадает по той причине, что мы ничего не арендовали. «Почему нет четвертого?» — спрашивают меня многие. Потому что особенности налогового законодательства таковы, что уплата за 4-й квартал производится на будущий год в первом квартале. На данный момент мы принимаем эти условия. Мы готовы! Мы хотим заключить такой договор аренды. Но цена договора должна быть в соответствии с 44-м ФЗ! Там целый раздел посвящен формированию начальной цены любого контракта. И в последующем подходы должны быть идентичны! Любой проверяющий может спросить: «Почему так получилось, что размер арендной платы в 2020-м году равен размеру всего лишь половины 2019-го года?».
— Вы какое-то конструктивное предложение сделали «ГЭМ»?
— Разумеется. Мы предложили поступить так: мы согласны внести изменение в соглашение и в арендную плату включить НДС. Согласны! Когда мы говорим про соглашение, говорим о субсидии. Мы возмещаем им расходы. А когда заключаем контракт на пользование объектом, это все-таки услуги. Хочешь не хочешь, а услуги включают в себя налог на доход. А если они заплатят налог на имущество, у них не будет денег на НДС. И наоборот, соответственно! В этой части мы согласны. Но мы не согласны по подходу к цене. Всё-таки цена должна складываться только из того периода, когда мы действительно арендуем имущество. Это же справедливо. Понятно, что все расходы предприятия, связанные со строительством, мы должны возмещать. Поэтому сделали предложение: первый квартал мы им возместим в виде субсидий. Как возмещение затрат. Но на данный момент они категорически с нашим предложением не согласны!
— Каковы их условия?
— Они настаивают, чтобы мы отдали средства, посчитанные за все четыре квартала текущего года плюс НДС сверху.
— И получился 101 миллион?
— Верно.
— Но мне по-прежнему непонятно: как произошел этот сбой, если в соглашении все было прописано?
— Я пересмотрел массу законных и подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе смотрел судебную практику в стране, привлекал к этой работе правовой и финансовый департаменты, контрольно-ревизионное управление, пригласили экспертов контрольно-счетной палаты Якутска. Дело в том, что проблема возникла из-за изменений в законодательстве. То правовое поле, которое было в 2015-м году, изменилось. Утратило силу за четыре года! У нас сейчас действует 224-й ФЗ, который регулирует эти отношения достаточно четко. Также новый федеральный закон в статье 47 указывает, что прошлые соглашении действуют до окончания срока на условиях, на которых они были заключены. Кроме того, претерпело изменение налоговое законодательство: подрос НДС, изменились правила исчисления налога, поэтому сложилась такая ситуация, какую мы имеем.
— Но где выход? Какие шаги вы намерены предпринять? Что будет делать муниципалитет?
— Переговоры! Но мы понимаем, что они могут зайти в тупик. Есть большой риск, что наши маленькие горожане не пойдут в эти садики и школы, потому что у них не будет лицензии. Тогда нам придется наши отношения переложить в судебную плоскость.
— Вам не кажется, что все это смахивает на шантаж со стороны стройфирмы? Они же перекладывают свои сугубо личные финансовые проблемы на бюджет города!
— Можно и так интерпретировать.
— Но вы как финансист понимаете, что у них есть объективные причины для такого поведения?
— Совершенно верно! Они партнеры. Пришла компания из другого города, принесла свои деньги, инвестиции, они должны вернуть свои деньги! Мы это понимаем. Но в то же время частному партнеру надо войти и в наше положение! Отношения между двумя частными компаниями легче: там достаточно пожать руки. Но мы публичное образование, есть бюджетное законодательство, есть федеральные законы, которые где-то нас ограничивают в правах. Здесь правда может быть только одна: все должны подчиняться федеральному закону. К примеру, если мы рассчитаем начальную максимальную цену контракта, то именно к ним в конце года придет контрольно-счетная палата. И скажет, что это нецелевое и неэффективное использование средств. И выпишут предписание, чтобы «ГЭМ» нам эти деньги вернул в бюджет, чтобы мы эти деньги учли. Тогда «ГЭМ» может остаться вообще без ничего! Вернуться к вопросу и выбрать другие механизмы уже не получится.
— Они это понимают?
— Очень на это надеюсь!
— Вы какой компромисс предлагаете?
— Мы понимаем, что расходы надо компенсировать! Но только давайте это делать строго по закону. Первый квартал возместим в виде субсидий. От этого мы не отказываемся. В части НДС мы тоже идем на уступки. Это будет честно и правильно. Но пока они на наши условия не соглашаются.
— Тогда суд?
— Мы для себя установили точку невозврата. У нас есть дата, до которой мы будем вести переговоры. Потом начнутся судебные разбирательства.