«БОЙ» Максима Арбугаева на большом экране в Москве
В течение года фильм демонстрировался на многих фестивалях, получал призы в той или иной номинации. Нашему корреспонденту удалось принять участие во встрече как с Максимом Арбугаевым, так и с одним из главных героев документального фильма Николаем Береговым уже в Москве, где картина была показана на большом экране в рамках фестиваля «Кино без барьеров», приуроченного к Международному дню инвалидов.
МАГИЯ И СИЛА ДУХА
Тема фильма для многих удивительна. Для кого-то станет открытием, что незрячие люди могут играть… в футбол! В этом же фильме Максима Арбугаева речь о людях, которые ничего не видят, но это им не мешает жить полноценной жизнью. Они готовятся к чемпионату Европы по футболу. Мяч для них имеет звуковое сопровождение, а свое местонахождение партнеры определяют окриком: «Бой!». Этот клич и дал название фильму.
— Вы только представьте, сколько факторов одновременно должен оценить футболист, — рассказывает тренер по футболу для незрячих, Николай Береговой, ставший одним из героев фильма. — Он может ориентироваться только на слух и свои ощущения. Он должен понимать, в какой точке поля находится. Должен иметь представление, где находятся его партнеры. Должен слышать тренера-гида за воротами. Понимать, где находится вратарь, который подсказывает своим защитникам. Надо думать, как обыграть защитника, не потерять мяч, пробить по воротам. Это сколько нейронов должно сработать, чтобы все это сопоставить и совершить чудо — забить гол!
Предыстория создания этого фильма началась, когда Максим Арбугаев учился во ВГИКе на четвертом курсе и необходимо было найти тему для дипломного проекта. Им и должен был стать полноценный фильм к концу учебы. От друга из Якутска узнал о супружеской паре, сыгравшей недавно свадьбу. Особенность в том, что молодые люди никогда друг друга не видели. Потому что оба — тотально незрячие.
Пока готовил о паре короткометражку, углубился в тему. Наткнулся на видео, как незрячие играют в футбол. Нашел контакт одного из тренеров, Николая Берегового, и сразу же связался с ним, чтобы назначить встречу.
Хотя главными героями фильма стали люди с инвалидностью, Максим Арбугаев говорит, что фильм не о людях с ограниченными физическими возможностями, а о людях с неограниченной верой в себя:
— Я сразу понял, что это самое настоящее кино, магия человеческого организма, силы духа, уверенности. Уже на следующий день после звонка я приехал с камерой на тренировку. Для меня спорт занимает особое место в жизни, я 15 лет занимался хоккеем. Поэтому мне удалось быстро втянуться в коллектив. Помог, конечно, и Николай. Ведь раньше я не сталкивался с проблемами незрячих, поначалу было много новых ощущений, к которым мне предстояло привыкануть.
— Вся совместная работа проходила очень легко, — говорит Николай Николаевич. — Максима приняли как своего. Наверное, сказался его спортивный опыт, ну и, безусловно, вызвали симпатию человеческие качества. Но мы сразу договорились с Максимом: он делает свою работу, мы — свою. И специально подстраиваться под него не будем. Ведь ребята готовились к чемпионату Европы. Поэтому было важно, чтобы он нас не отвлекал.
В свою очередь, сам Максим благодарен, что команда доверилась ему и дала возможность быть ее частью при подготовке к ответственным соревнованиям:
— Я достаточно быстро со всеми подружился. Для меня как для документалиста было очень важно, чтобы герои были максимально открыты и при этом чувствовали себя комфортно. Этим доверием нужно дорожить и правильно его принять.
НИНДЗЯ–НЕВИДИМКА
При прочтении аннотации к фильму представляется, что главной интригой сюжета станет возможность героями достичь своей цели — успеха на чемпионате Европы. Неожиданной и достаточно смелой для документального кино стала линия внутреннего конфликта, когда в ходе съемок на важную должность при подготовке незрячих спортсменов в команду был назначен человек извне. Оставим подробности сюжета для самостоятельного просмотра зрителями, но интересуемся, насколько неожиданные повороты судьбы влияли на ход съемок.
— Когда я начинал съемки, никакого конфликта не было, — отвечает на вопрос нашего корреспондента Максим Арбугаев. — Беспокоился, что в фильме не будет сильной драматургической линии. Но так бывает в документальном кино, когда жизнь сама предоставляет тебе какие-то события и это становится ключевым поворотом. Надо быть просто готовым к этому. Поначалу испугался этого момента, потому что это разборки внутри коллектива, частью которого я уже стал. Но я понял, что мне следует показать все это без деления на белое и черное. Я не определяю, кто прав в ситуации, а кто нет, кто хороший, кто плохой. Я с уважением отношусь ко всем героям. Для меня важна объективность, поэтому постарался показать обе точки зрения на происходящее. Режиссер несет большую ответственность за своих героев, он не должен их судить, и для документалиста одно из важных правил — быть честным.
«Хотя главными героями фильма стали люди с инвалидностью, Максим Арбугаев говорит, что фильм не о людях с ограниченными физическими возможностями, а о людях с неограниченной верой в себя»
Несмотря на то, что Максим Арбугаев сохранил нейтралитет в непростой ситуации, один из основных персонажей Николай Береговой свою позицию оставляет неизменной, но при этом уважает режиссера за то, что продемонстрировано и противоположное мнение:
— То, что сделал Максим, это его видение. И он имел полное право его изложить. Наверное, действительно удалось добавить в сюжет какой-то остроты. Но жизнь подтверждает обоснованность моей позиции. Нужно потратить немало времени и сил, чтобы понять ситуацию и отличия наших спортсменов от остальных. Для достижения результатов нужно в них вложить все эмоции, которые есть, всю душу!
Эмоций в фильме действительно хватает. Может, поэтому в ходе просмотра многих зрителей не покидает ощущение, что на экране художественный фильм, а не документальный. А герои — хорошо подобранные актеры. Секрет в том, что изначально фильм снимался как зрительское кино.
— У меня есть правило: не делать постановочных кадров, — делится Максим. — Я очень трепетно подхожу к визуальной части фильма и звуку. Изучил работы разных режиссеров, от которых получил вдохновение на то, как должен выглядеть фильм стилистически. Важно установить связь с героем. Бывает так, что ты находишься с человеком в одной комнате, а он тебя даже не замечает. В это время ты, как ниндзя-невидимка, можешь уловить настоящие эмоции своего героя. И здесь важна даже не композиция кадра или то, как выставлен свет. В этот момент важно понять, о чем думает человек, что переживает. Я пытаюсь угадать его движения на два шага вперед. И это мне удается благодаря длительному наблюдению. Бывает, перед съемками фильма я целый месяц не беру камеру в руки. Просто хожу, наблюдаю за тем, как люди себя ведут, их привычки. После этого намного легче снять так, чтобы показать внутренний мир человека.
* * *
По признанию Максима Арбугаева, один из его любимых и теплых моментов в фильме это когда он показал жизнь капитана паралимпийской сборной. Сергей Манжос — один из первых в России, кто начал заниматься футболом для слепых. Когда он был маленьким, его лягнула в переносицу лошадь. Так в 8‑летнем возрасте Сергей потерял зрение. Сейчас ему 35 лет, есть жена и дети, получены три высших образования. В одном из эпизодов семья побывала на рыбалке, где Сергей поймал одноглазого карася! «Коллега», — заключил Манжос. Неужели и правда незрячий спортсмен поймал слепую рыбу?
Спорт — не единственное, чем живет любой спортсмен. И инвалидность — не повод замыкаться в себе. Кроме подготовки к соревнованиям, ребята с нарушением зрения живут полной, насыщенной событиями жизнью: ходят в походы, прыгают с парашютом, летают в аэротрубе, даже на велосипедах катаются!
— Документальное кино именно тем и нравится, что порой происходят действительно какие-то магические вещи, — не без удивления говорит Максим Арбугаев. — Не факт, что для игрового кино получится придумать что-то такое, что дает сама жизнь для документальной картины.
ДОСТУПЕН В ИНТЕРНЕТЕ
Что касается планов по самому фильму, то маловероятно, что он будет продолжать демонстрироваться на большом экране. За исключением участия в фестивалях и конкурсах, разумеется. Год назад фильм взял главную награду Guirlande d’Honneur в номинации Sport&Disability Международного кинофестиваля спортивного кино и телевидения в Милане. Недавно «Бой» победил в номинации «Лучший документальный фильм» Национальной молодежной кинопремии Роскультцентра. Между этими призами — множество других на различных фестивалях.
— Конечно, расстроен, что премьера не прошла в Якутске, — резюмирует Максим Арбугаев. — Но это жизнь и произошло то, что не зависит от меня. Тем не менее, мы работаем над тем, чтобы у зрителей в Якутске было больше возможностей посмотреть мой фильм через интернет.
Уже сейчас фильм открыт на сайте Nonfiction.film. Ведутся переговоры, и уже после Нового года картина станет доступна на интернет-платформах ivi, Okko, Кинопоиск. А в будущем в списке доступных будут и другие.