"ЧайМары" - дружба двух отрядов
Семидесятые годы прошлого века. Грандиозные стройки века, романтика строительных отрядов. Тогдашние студенты стремились попасть в такой отряд. Конечно же, больше, чем возможность заработать за лето немалые по тем временам деньги, студентов привлекала именно романтика, это было, как говорится, круто – стать членом студенческого стройотряда. Ведь туда брали далеко не каждого желающего, и большинству студентов ничего не оставалось, как с завистью смотреть, как в конце августа в Якутск из разных уголков республики приезжали юноши и девушки в форме бойцов студенческих стройотрядов.
Весной 1984 года штаб строительных отрядов Якутского госуниверситета решил отправить два отряда – «Марыкчаан» физико-математического и «Чайку» историко-филологического факультетов - в поселок Белая Гора Абыйского района. Молодому, развивающемуся поселку нужна была средняя школа. Командиром «Марыкчаана» был назначен Володя Иванов, а «Чайки» - Заря Алексеева. Это был своего рода уникальный проект, поскольку, как совсем недавно вспоминал Владимир Иванов, ни до, ни после он не был повторен.
Вспоминаю, как бойцы двух строительных отрядов шумной, веселой ордой вывалились на берег Индигирки: «Здравствуй, Белая Гора!» Здесь нам предстояло прожить два летних месяца. Тогда жизнь в молодом поселке, районном центре Абыйского улуса, который сравнительно недавно переехал сюда из Дружины, кипела. Кроме наших отрядов, было полно строителей из других регионов нашей необъятной страны. Ударными темпами, к осени, нужно было сдать школу, коробка которой уже дожидалась внутренней отделки. В общем, работы было непочатый край. Мы, девушки-первокурсницы, не имеющие никакого строительного опыта, так сказать, не нюхавшие пороха, работали в основном на так называемой засыпке. Это очень тяжелая, нудная работа – изо дня в день в летнюю жару подниматься с тяжелыми носилками по шаткой лестнице и сыпать землю в бездонную яму, которой, казалось, нет конца и краю. Особенно донимали нас целые тучи гнуса – комары и мошки, от которых не было никакого спасения. Они были везде, плавали в супе и в компоте, залетали в нос, глаза… Не скоро мы к ним привыкли.
Но мы не унывали, молодость брала свое. Во время перекуров постоянно звучали шутки, смех, песни. Столовую, летнюю дощатую времянку, с чьей-то легкой руки назвали ни много ни мало – кафе «Чаймары», объединив названия наших отрядов. Вскоре была сочинена песня на мотив популярной тогда песни Эдиты Пьехи «Манжерок»:
Песня - это «Чаймары»,
Дружба – это «Чаймары»,
Это место нашей встречи – «Чаймары»!
Вообще, песня была постоянной спутницей наших бойцов. Удивительно хорошо пели и наши девушки, и парни из физмата, причем последние пели под гитару. Каждую субботу устраивали танцы до упаду в местном клубе. В скором времени образовались и первые парочки – как же без этого! В июне в Заполярье стоят белые ночи, и хотя в Индигирке нельзя купаться – вода даже летом там свинцово-холодная, но гулять на берегу по-северному суровой, но очень красивой реки было незабываемо.
Незаметно пролетел первый месяц работы. В те годы стройотряды не только строили, но и должны были заниматься культурно-массовой работой и помогать местному населению в сельхозработах. Так была организована агитбригада из бойцов двух отрядов, которая должна была помочь накосить сена и попутно выступить с концертами в нескольких деревнях. Командиром был назначен Борис Бубякин из «Марыкчаана». В нее вошли поющие и танцующие бойцы: Федя Шарин, Ося Чарин, Васена Эверстова, Наташа Дьячковская и Люда Мохначевская, Тома Федорова, Валя Афанасьева - как конферансье, Катя Данилова - как фотограф и я, видимо, в качестве бесплатного приложения, поскольку, как я теперь вспоминаю, во время концертов сидела в зале вместе со зрителями.
Для меня это были доселе не изведанные, незабываемые впечатления – жить в палатке на лоне дикой, не тронутой цивилизацией природы в местности Оттоох Атах вставать чуть свет, умываться в студеной речке и помогать сгребать пахучее сено, варить еду на костре и вечерами сидеть возле него, слушая песни под баян Оськи Чарина. Как говорится, и оглянуться мы не успели, как и лето пролетело, нужно было возвращаться в Белую Гору, куда нас привезли на вертолете, и мы, как Чацкий, попали с корабля на бал на прощальный банкет по поводу окончания строительного сезона.
***
С того далекого времени прошла, кажется, целая вечность. Тем более приятной неожиданностью стало приглашение на юбилей нашей Любы Борисовой (через год после Белой Горы Люба стала командиром «Чайки»). Вообще, видимо, настал тот возраст, когда юбилеи идут друг за другом вереницей. Но это был не совсем обычный юбилей, а как сразу предупредила наша командирша, будет вечер «Чайки», вечер воспоминаний, где соберутся бойцы стройотряда с такой географией строек: Белая Гора-74, Чукар-75 и Мома-76. И из разных уголков нашей республики съехались бывшие «чайки» - учителя русского и якутского языков, истории, завучи школ и другие работники, чтобы поздравить своего командира с юбилеем. Весь вечер мы сами пели под баян любимые песни и вспоминали юность, которая, как поется в песне, не повторяется никогда, но, кажется, что в этот вечер всем удалось на время забыть свой возраст и снова превратиться в «лихой, неунывающий народ, который живет от сессии до сессии».
Отдельный респект нашей Любе, позитивному во всех отношениях человеку, умнице и красавице, прекрасной матери, воспитавшей таких хороших детей. После строительства школы в поселке Чукар как лучший командир строительного отряда, ставшего победителем соцсоревнования, Люба была награждена «Орденом Почета».
Сразу после вечера по ватцапу пошли благодарности: «Спасибо за праздник!», «Спасибо за встречу с юностью!», «Люба, спасибо за все!», «Какой прекрасный вечер-сюрприз!» Благодаря этому юбилею мы встретились с однокурсницами, а ведь некоторых из них не видели, может быть, со дня окончания университета. И только Люба, наша легендарная командирша, могла додуматься до этого – сделать из своего юбилея вечер стройотряда «Чайка». В те годы – в 70-е прошлого века – стройотряды имели огромное значение в студенческой жизни, и не только в студенческой, конечно. Каждый факультет университета имел свой отряд, а то и несколько. Наша «Чайка», несомненно, была лидером среди девичьих отрядов. Очень жаль, что потом стройотрядовское движение пошло на убыль, захирело, и поэтому сейчас не может не радовать факт, что все-таки стройотряды уже потихоньку возрождаются, но пока еще до былого размаха далеко. Помнится, несколько лет тому назад, а именно в 1999 году, по инициативе той же Любы Борисовой два стройотряда – «Чайка и «Марыкчаан» - встретились, чтобы отметить двадцатипятилетие со дня совместной работы в строительстве средней школы в поселке Белая Гора. В тот день была организована встреча с активистами зарождавшегося стройотрядовского движения в здании КФЕН. Так что думается, что у этого движения все еще впереди, и в скором времени студенческие стройотряды обретут былую силу и внесут свой вклад в развитие родной республики.