Что предвидел Өксөкулээх Өлөксөй
Обсуждали знаменитое «Письмо к якутской интеллигенции» Алексея Кулаковского, написанное в 1912 году. Многие его аспекты актуальны и по сей день.
Что вообще было написано в письме? Почему оно стало важным памятником материальной и духовной культуры Якутии? Что предвидел в далеком 1912 году Алексей Кулаковский?
Анна Винокурова, доктор социологических наук, проректор по науке АГИИК:
– В письме были затронуты глобальные стратегически важные проблемы развития Якутии. И сейчас мы можем сверить исторические часы, проверить, насколько он оказался прав. Алексей Кулаковский обладал прозорливым мышлением, он хорошо знал реальное положение Якутии. Кроме того, он анализировал внешние факторы, в том числе предстоящую войну, революцию, социальные процессы. Кулаковский говорил о большой миграции в Якутию. Ведь тогда обсуждалось предложение Столыпина по крестьянской колонизации северных районов. Два миллиона человек планировалось отправить в северные регионы. Алексей Елисеевич предполагал, что пришлое население займет территории якутов, поэтому искал механизмы ограничения миграции. Стоит
вспомнить, что в советское время у нас побывало до четырех миллионов человек. Также он уверенно предсказывал Первую мировую
войну и революцию. Кроме того, предсказал падение компартии. По его словам, если компартия не сумеет понять нужды простых людей, то она падет через 50 лет. Он сказал это в 1924 году, а в 1986 году КПСС распалась. Ошибся только на 12 лет.
Егор Антонов, кандидат исторических наук ИГИиПМНС СО РАН:
– Я считаю, что «Письмо» - это не философский трактат, а программа с конкретными предложениями развития в условиях перехода от аграрного типа к более высокому – к рыночной экономике. Алексей Кулаковский понимал, что в новом рыночном мире якутам придется выбирать дальнейшие пути развития, чтобы сохранить свой небольшой этнос в новых условиях. Он видел три варианта сохранения якутской нации:
Первый – уйти под защиту сильных стран, типа США и Китая. Правда, этот вариант он сразу отмел в сторону, видя, что происходит с маленькими народами в больших империях;
Второй – переселение на север по столыпинской аграрной реформе.
Третье – слияние с русскими, ассимиляция.
Надо отметить, что помимо Кулаковского были и другие люди, типа Никифорова, которые также предполагали подобные пути развития. В слиянии с русскими они видели единственный путь выживания маленького народа. Вот сейчас идет идея, которую предлагает ЛДПР и Жириновский, об отмене статуса национального региона. А ведь идея не нова. Уже в начале ХХ века обсуждался вопрос унификации всех российских народов. Один народ, одна вера, одна культура. В условиях скачка к рынку потребовалась унификация народов.
Кстати, само «Письмо» так и не было опубликовано при жизни Алексея Кулаковского. Только в 1990 году оно вышло в журнале «Полярная звезда» в статье профессора Федота Софронова. Позже оно еще вышло в книге Башарина с его комментариями и в книге Юрия Васильева-Дьаргыстая, который нашел черновой вариант «Письма». А тогда оно распространялось в устной форме, пересказывалось разными людьми, которые искажали смысл. Неудивительно, что одни обвиняли Кулаковского в национализме, а другие наоборот утверждали, что он русофил. Одни называли его «красным», а другие «белым».
Само обсуждение «Письма», как это часто бывает, прошло скучно. Дискуссия превратилась в читку докладов. Молодежь, которую, вероятно, нагнали для массовки, откровенно зевала, слушая доклады выступающих. В чем проблема обсуждения и что сделал Кулаковский, ей было не интересно. Поэтому дискуссия как таковая практически не состоялась. Нет, аксакалы, конечно, что-то обсуждали, но предмет спора был понятен только самим аксакалам. Молодежи, которой все это рассказывали длинными научными текстами, было до фонаря.
После окончания собрания молодежь рванула к раздевалке.
– Лучше бы в суши-бар сходили, чем тут сидеть, – с досадой говорил один паренек девушке. Портрет поколения, он самый.