Чудеса синематографа Петра Николаева
Совместная работа детей и взрослых над мультфильмом — это особый метод арт-терапии. Придумывая сценарии, рисуя персонажей, анимируя, записывая звук, дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребенку, на долю которого выпали непростые испытания.
Подобных студий в России всего пять, «Чудеса кино», наша студия, шестая. Но ее родителем стала знаменитая, первая такого рода питерская студия, «Да». Благотворительный проект петербургских аниматоров существует с 2008 года. Команда режиссеров, художников, аниматоров, психологов и педагогов проводит регулярные занятия по искусству анимации для детей в трудных жизненных ситуациях.
В студии «Да» работают настоящие герои наших дней. Аниматоры работают с детьми в самых мрачных местах, их подопечные - дети из петербургского Детского Хосписа, дети с нарушением умственного развития, сироты, инвалиды.
Так получилось что фонд «Харысхал» пригласил их для мастер–класса. Они приехали в Якутск на несколько дней поделиться опытом работы с детьми, волонтерами и педагогами и, возможно, помочь в открытии подобной студии у нас. Мастер-классы прошли на ура. Мультипликация - это реальное чудо, которое способно зацепить любого ребенка. Но, увы, профессионального мультипликатора-преподавателя, который взялся бы за открытие студии, тогда не нашлось. Через три дня после того как ребята из студии «Да» уехали в «Харысхал», пришел удивительной души человек, педагог, художник — мультипликатор Пётр Николаев. Где-то он услышал о мастер-классе и заскочил в надежде успеть. Ему ответили, что он опоздал, и поинтересовались, а чем ему интересен мастер-класс. Узнали, что он профессионально занимается анимацией, попросили остаться. И Петр Петрович остался. Теперь он творит не только свои мультфильмы. Он творит новых мастеров, надеюсь, такой школы мультипликации, которая когда-нибудь прославит не только Якутию, но и Россию.
«Работая здесь, я понял, - рассказывает Петр Николаев, - учить искусству мультипликации нужно именно с детского возраста, когда человек не зажат, у него отсутствуют комплексы. Когда приходит студент, работать с ним практически поздно.
А вот ребенок делать мультфильмы может. Пусть он не умеет рисовать, (хотя я уверен, что научить этому можно любого), мультфильм можно лепить, есть кукольные мультфильмы, наконец, действие мультфильма может происходить посредством любого предмета, хоть скрепки.
На самом деле мультипликация - это не только процесс рисования, ребенок учится в процессе ставить свет, фотографировать, делать видеомонтаж, работать с фотошопом, знать правила съёмки, придумывать диалоги, истории. С таким багажом человек может многое.
А отношение детей к процессу мультипликации само по себе чудо. Где вы видели, чтобы ребенок мог заниматься одним процессом более пяти минут? Пять минут - это максимум, а у нас дети могут увлеченно сидеть все полтора часа, буквально приходится оттягивать от стола. Студия у нас инклюзивная, и приходится работать с детьми, у которых бывают довольно серьезные даже для взрослых проблемы со здоровьем. И я открыл для себя одно обстоятельство, что самые благодарные, усидчивые и работоспособные и талантливые ученики получаются именно из них. Чаще всего бывает, что именно с такими детьми больше занимаются и родители, что тоже немаловажно.
Представьте себе, приходили такие, кто сидел по несколько лет в своих четырех стенах, а у нас перед ним открылся целый, большой и новый мир возможностей, которые дарит искусство синематографа. Тут не только общение, но и новые контакты, друзья. У них появляется интерес к жизни, развитию своих творческих способностей. А полноценная жизнь - это ведь и есть творчество».