30.12.2019 | 12:16

Директор Русского драмтеатра Александр Лобанов: «Наши актёры не могут сыграть плохо»

В России завершается Год театра, богатый на яркие творческие события и искромётные премьеры. Мы решили вспомнить, каким этот год был для Русского драматического театра, и узнать, какие планы труппа строит на будущее вместе с его директором Александром Лобановым. Хотя застать его оказалось совсем не просто. Недавно он вернулся из рабочей командировки, а впереди суматошная неделя отчётов и подготовка к новогоднему марафону постановок. К нашему приходу в театре царила рабочая суета, на сцене шла репетиция артистов. Всё для вас, для зрителей!
Автор: EXO-YKT

Александр ЛОБАНОВ:

— На самом деле, многие думают, что если Год театра, то только тогда мы активизируемся. Но это отнюдь не так. У нас каждый год премьерные постановки, интересные проекты. Всегда стараемся привнести что-то новое для зрителя. К примеру, сейчас у нас практически сверстан следующий театральный сезон, уже знаем, чем будем заниматься. Единственное есть моменты, которые мы узнаём в конце года, в частности финансовые, когда нужно внести коррективы в свою работу. А так у нас всё время что-то происходит, кипит, бурлит. Надеюсь, всё это приведет к хорошим результатам. 27 декабря намечается премьера сказки «Волшебник Изумрудного города». 4 января презентуем театральное новогоднее представление. 


— С оркестром? Я слышала звуки живой музыки.

— У нас будет театрально-концертное представление, где, помимо живого исполнения, будут еще какие-то сквозные сюжетные линии. Всё это будет завязано и, может быть, по аналогии кому-то напомнит «Голубой огонёк» или «Старые песни о главном». 


— Это что-то новенькое. 

— В прошлом театральном сезоне у нас уже было несколько музыкальных проектов, в частности с филармонией. Как выяснилось, это нравится зрителю. Мы получили довольно хороший резонанс и решили это дело закрепить. 9 мая поставили программу, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне. Всё прошло с большим успехом. Настолько, что мы решили этой же программой завершить предыдущий сезон. Что тоже возымело положительные отзывы. Исходя из практики, решили продолжить работу в этом направлении. Раньше нас очень часто спрашивали, почему мы в новогодний период не выпускаем какую-нибудь программу. Так сказать, у нас был праздничный марафон — дневные сказки и плюс ко всему вечерние спектакли. В этом году решили, почему бы не попробовать сделать новогоднюю программу. Фактически это будет проба пера. Посмотрим, какая будет реакция у зрителя. Ведь от этого во многом зависит, приживется ли в будущем идея и будем ли мы её развивать дальше. 


— Звезд приглашать будете?

— Справимся своими силами. Во время новогоднего представления зрители услышат известные песни. В общем, это надо увидеть. То, что касается приглашения звезд, то у нас тоже есть идеи. По опыту предыдущего сезона мы понимаем, что у зрителей появился интерес к актерским творческим вечерам. Не так давно, буквально несколько дней назад, к нам приезжали народная артистка СССР Людмила Чурсина и народный артист России Евгений Князев со спектаклем «Супруги Каренины». И знаете, ведь многие зрители до конца не верили что прилетят. Как раз стояли густые туманы. Целый день телефон разрывался от звонков. Порядка ста звонков наши администраторы получили. В итоге спектакль состоялся. Очень здорово, что всё получилось, и мы смогли привезти народную артистку СССР вместе с Евгением Владимировичем, ректором Щукинского театрального института. 


Как мы говорили ранее, в следующем году у нас состоится набор ребят, которых мы направим на обучение. После завершения учёбы они вернутся в Якутск и пополнят труппу нашего театра. Первый поток мы уже сделали. Отобрали ребят из 11-х классов. Но, думаю, это еще не предел. Их число еще пополнится. Буквально после праздников хотим организовать второй поток. Снова объявим, но уже более расширенно, по всем СМИ. Планируем даже снять видеоролик и запустить на телевидение. Хотим найти самых лучших. Почему мы решили набрать из местных, хотя можно было поехать и пригласить кого-то? Как показывает практика, многие ребята готовы вернуться после обучения на родину и продолжить работать здесь. Хотя, не скрою, есть проблема, когда считают, что вот поступил и можно остаться в столице. 


— Неудивительно, многие, наверное, видят в Москве большую перспективу…

— Представьте, сколько там институтов каждый год десятками выпускают дипломированных специалистов. Но мы же понимаем, что из этого минимальный процент только закрепится. А остальные если остаются в столице, то работают не по профилю. Ни для кого не секрет, что для центральных театров мастера часто специально набирают курс. Из этого курса выборочно оставляют только одного-двух, которые потом пополняют труппу театра. И это из всего курса. А в среднем там человек 15–16. То есть где эти 15 человек находят себя?


— А сколько ребят театр намерен отправить на учёбу?

— Мы сейчас говорим о пяти. Из них рассчитываем пока, что это будут три мальчика и две девочки. Но, может быть, ситуация поменяется. У нас есть договоренность с ректором, и, вполне возможно, будут какие-то изменения. Это естественно. Понятно, что у нас уже есть какое-то видение, амплуа будущего артиста. Допустим, нужна девчонка — молодая героиня. А раз — и тут появляется ну совсем не героиня, но яркая. Всё! Мы тоже её можем отметить и, вполне возможно, отправим на учёбу. Мало того, мы хотим, чтобы это не была разовая история. То есть, вообще, очень хорошо было бы в будущем одних выпустить, а других набрать. Обновление труппы в театре должно быть постоянным. Раньше где-то мы какими-то способами справлялись с ситуацией. Но этот вопрос поднимается регулярно. Молодые артисты взрослеют. Играть ту же Элли уже некому. Нужно пересматривать репертуар либо искать равноценную замену. А в целом каждый театр справляется с этой ситуацией исходя из своих возможностей. Сейчас у нас создана студия при театре. Пока мы её в этом году набрали из числа 11-классников. В феврале у них ЕГЭ, выбор непосредственно профиля. Исходя из этого будем отбирать ребят и отправлять на обучение. То, что касается следующего года, у нас есть идея, что начинать работать надо всё-таки с ребятами 9-х классов. Готовить смену заранее. 


— С Элли как в итоге выкрутились? Нашли артистку?

— Придёте — увидите. Нынешняя постановка отличается от предыдущих спектаклей для детей. Постановщиками предложена интересная форма. Думаю, в любом случае будет хорошо. Наши актеры не могут сыграть плохо. Им интересно работать, а если это вызывает интерес, значит, должно всё получиться. 


— Заинтриговали прямо, неужели не намекнете?

— Если открою все секреты, то уже неинтересно будет. Но могу точно сказать, что он будет отличаться от предыдущих постановок, в нем не будет массовых танцев, песен. Но, тем не менее, это будет музыкальный спектакль. Стоит прийти посмотреть и сделать свою оценку. 


— А что мы еще увидим в новом сезоне?

— Планов громадьё. Расскажу только о том, что уже точно планируется и будет. В апреле должны показать премьерный спектакль, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рабочее название постановки — «Аэродром». Это косвенно задевает тему АЛСИБа. Рассказ пойдет о лагерях «Дальстроя», о строительстве запасного аэродрома, какие перипетии там происходили, о жизни и судьбах людей. Основано на реальных событиях. 


— Вы обращались к историческим источникам?

— Мало того, драматург Владимир Федоров, который пишет постановку, перед тем как приступить к написанию пьесы, исследовал и тщательно изучал этот пласт истории. В спектакле должны будут появиться лагерные колымские песни, которые, безусловно, создадут определенный настрой и атмосферу. Очень часто, когда мы берем тему с географической привязкой, находятся прототипы или реальные люди, у которых судьба схожа с героями постановок. 

По АЛСИБу у нас была сюжетная линия. И тут приходит зритель и говорит: «Вы знаете, у нас как раз прабабушка работала в те годы». История, показанная в постановке, оказалась похожая один в один. Был техник-американец, завязалась любовь, дети. Могу даже больше сказать, в частности, в АЛСИБе была героиня — заправщица Клавдия Сизых. Эта сюжетная линия родилась, после того как была написана пьеса. Мы её потом добавили. Андрей Саввич, режиссер-постановщик пьесы, был в Иркутске, ставил «Александра Невского». Получилось так, что у одного из работников Иркутского театра родственница работала на перегоночной трассе, и звали её…


— …Клавдия Сизых? 

— Да. Считаю, действительно звезды сошлись, и в результате мы имеем спектакль, который пользуется большим зрительским успехом. Мы побывали с гастролями во многих городах. В Сочи на театральном фестивале в финале спектакля зал просто встал и долгое время не отпускал актёров. Была номинация «Приз зрительских симпатий», где зрители сами оценивали — за и против. Впервые за много лет против не было ни одного голоса. Благодаря программе Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности, в Магадане показали спектакль «Два берега одной Победы». Результат тот же — долгие зрительские овации. Магадан ведь тоже один из аэропортов перегоночной трассы. Если у нас всё удачно сложится, то мы этот спектакль сможем показать и на Аляске — в Анкоридже и Фэрбанксе. Сейчас как раз идут переговоры. Может быть, в сентябре это состоится, и тогда два берега наконец соединятся. 


— Тем более следующий год объявлен Годом патриотизма. 

— Опять же да. Новая пьеса «Аэродром» уже написана. Думаю, в январе начнем подготовительный процесс работы. А 24 апреля должна состояться премьера спектакля. 


— Ожидается ли участие труппы в фестивалях?

— В феврале станет известно, поедет ли коллектив театра со спектаклем Сергея Потапова «Мертвые души» на фестиваль «Новосибирский транзит». Он будет проводиться в мае. Наконец-то начали сотрудничать с Сергеем Потаповым. Начинали со спектакля «Дни Турбиных», затем «Мертвые души». Здесь режиссерское прочтение, почерк Сергея Потапова узнаваем. На самом деле он может ставить и сугубо в традиционной школе, но ему это неинтересно. «Долой шаблоны!», «Долой стереотипы!» — это вот все его. Да, где-то хулиганит, не без того. Но, тем не менее, с ним интересно работать, что отмечают и актеры. А то, что получается, интересно и зрителям. Вопросов возникает масса — как к самому режиссёру, так и к происходящему на сцене. Это само собой взаимосвязанные вещи. Но! Бывает, выходят из зала и говорят: «Ничего не понял, но было очень круто!». Так или иначе, опять же процесс воспитания подрастающего поколения. Те же самые школьники потом идут и смотрят первоисточник: где придумано в спектакле, а где нет. 


— Сейчас многие недовольны экономической составляющей, а как у вас дела с финансами?

— Громко говорить не буду. Пока получается. Конечно, есть сложности и определенные требования. И поэтому мы заинтересованы, чтобы не падал зрительский интерес, который, соответственно, пропорционален доходам. Это всё взаимосвязано. Театр должен зарабатывать. У нас много театров, площадок, существует здоровая конкуренция. И, слава богу, на самом деле она не даёт нам проседать. Поэтому всё время надо быть в тонусе, работать на перспективу. Думать, планировать и не сидеть на месте. Пока вроде бы всё удаётся. А дальше посмотрим, время покажет.


— Ваши пожелания нашим читателям.

— Самое главное — здоровья. Ко мне приезжают часто постановщики, актёры и всегда задают один и тот же вопрос: как вы тут живёте в таких экстремальных погодных условиях? Отвечаю: нормально, как и все. Искренне удивляются, что якутяне молодо выглядят. Даже косметики не надо. А тут всё просто: живите, работайте в наших условиях, и будет всем счастье! Дай бог, что 2020 год станет для всех успешным. Две двойки, два нуля, значит, должно быть лучше в квадрате. С наступающим, и до встречи в Государственном академическом русском драматическом театре имени А. С. Пушкина! 


Новости

Популярное