Добровольно... на пожар!
Сегодня Якутск окутан плотным едким дымом от бушующей в лесах огненной стихии. Похожую картину прошлым летом наблюдали в центральных регионах страны, когда огонь безжалостно уничтожал целые населенные пункты. Вот тогда «в верхах» зашевелились. Уже в январе 2011 года в первом чтении Госдума приняла законопроект «О добровольной пожарной охране», авторы которого уверены, что он усилит эффективность борьбы с пожарами в российской глубинке и не потребует дополнительных затрат из бюджета. Однако нашлись и критики, которые убеждены, что законопроект не учитывает реалий и противоречит другим законам. Необходимость закона стала очевидной после пожаров, охвативших прошлым летом среднюю полосу России. Многие рядовые россияне, в особенности жители глубинки, вынуждены были тогда стихийно создавать добровольные пожарные команды и своими руками спасать дома и леса от огня, так как сил МЧС явно не хватало. Правительственный законопроект вводит новое понятие - добровольная пожарная охрана (ДПО), а также регламентирует меры ее социальной и экономической поддержки, устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных. Проект был подготовлен в аппарате МЧС. Глава ведомства Сергей Шойгу обещал ранее, что закон позволит обеспечить пожарную безопасность в 32 тысячах отдаленных населенных пунктах, которые фактически пока находятся вне радиуса действия пожарных. Согласно документу, все россияне, желающие стать пожарными, должны войти в состав общественного объединения добровольной пожарной охраны, пройти обучение в МЧС, зарегистрироваться и получить лицензию, практические знания получить в пожарных частях. Что касается задач ДПО, то они не уступают задачам профессионалов – это профилактика пожаров, спасение людей и имущества, помощь пострадавшим, участие в локализации и ликвидации возгораний, проведение аварийных работ. Расходы на материально-техническое обеспечение ДПО власти нести не обязаны – они возлагаются на учредителей, которыми могут выступать физические или юрлица и добровольцы. Впрочем, власти готовы по возможности поддерживать энтузиазм добровольных пожарных. Так, должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей ДПО будут штатными. Также предусмотрено страхование всех добровольцев и разные льготы для них и их семей. Страховать обязаны учредители. Правда, все нормы материального поощрения, страхования и социальной поддержки носят лишь рекомендательный характер и адресованы местным властям. Так, доброволец освобождается от обязанностей на основной работе на период дежурства в ДПО, а работодателю за отсутствие работника на рабочем месте предусмотрена и компенсация. Правда, она будет выплачиваться также за счет самой добровольной пожарной охраны. Нельзя сказать, что законопроект был принят «как по маслу». Как и все новое, он вызвал немало дискуссий. К примеру, против законопроекта выступила Общественная палата. По ее мнению, концепция документа противоречит принципам законодательства в области развития гражданского общества и приведет к незапланированным тратам из бюджета. «Там предусмотрены серьезные меры поддержки добровольной пожарной охраны, что правильно, но реализовать это без дополнительных ассигнований из бюджета невозможно», - утверждают в ОП. По мнению членов палаты, проект нуждается в серьезной доработке с учетом мнения самих добровольцев, многие положения проекта не сочетаются с законами об общественных объединениях, некоммерческих и благотворительных организациях, закон не соответствует другим законам, происходит путаница в понятии добровольного пожарного и добровольчества вообще, а сам закон напоминает устав Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО), в то время как требуется «некая рамочная конструкция, которая помогала бы развиваться народному добровольчеству». А по мнению представителей «Единой России», законопроект направлен на то, чтобы население в этих пунктах могло на добровольной основе защитить свою жизнь и собственность. Во всех 32 тысячах населенных пунктов нет необходимости создавать полноценные пожарные части, так как на это, по оценке МЧС, ушло бы 18 млрд. рублей. В случае ЧП пожарные все равно сейчас добираются до отдаленных поселков за 2-5 часов, тогда как, по статистике, эффективно тушить пожар в сельской местности можно, если пожарные приезжают через 20 минут. Поэтому речь идет о том, чтобы научить людей защищать себя. При создании ДПО люди начнут заниматься превентивными действиями, население будет обучаться, поскольку попытки неподготовленных людей самостоятельно потушить пожар чаще всего усугубляют ситуацию. При этом вступление в общественные организации не обязательно. Просто «15 дворов определяются, мужики сами решают, кто в семье из 3-5 человек способен этим заниматься. Они-то и пройдут обучение, и получат сертификаты», - поясняют в «ЕР». Оппозиция в думе также раскритиковала проект. Коммунисты и справедливороссы долго пытались узнать, на какие все же средства будут действовать ДПО, за чей счет закупаться техника и оборудование. Депутат от «Справедливой России» предположила, что населению навязывается сомнительная услуга, а ее коллега по партийному цеху призвала тщательнее прорабатывать законопроекты, не ориентируясь только на сиюминутные потребности: «Этой зимой прошел «ледяной дождь», были обрывы проводов, что же нам теперь, создавать добровольные объединения лесников (для вырубки просек) или добровольную охрану линий электропередач?». А коммунисты напомнили о том, что в удаленных населенных пунктах зачастую живут только пожилые люди, у которых нет средств для создания таких дружин. Между тем, в МЧС поясняют, что учредитель предприятия, к примеру, сможет создать свою добровольную пожарную дружину, которая будет заниматься профилактикой и тушением пожаров на территории производства. Задействовать такую пожарную команду за пределами предприятия можно будет только с согласия хозяина компании. В свою очередь во время дискуссии член думского комитета по безопасности, бывший замглавы МЧС Валерий Востротин предложил активнее использовать опыт Норвегии и Германии, где «на одного профессионального пожарного приходится по 18-22 добровольца». Ну а что касается городского округа «Город Якутск», то депутаты Якутской городской Думы еще 10 февраля 2009 года приняли «Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности городского округа «Город Якутск». Согласно данному положению, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, находящихся в собственности ГО «Город Якутск», осуществляется за счет средств бюджета ГО «Город Якутск», в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях иной формы собственности – за счет средств собственника данных объектов. Как нам сообщили в УГОЧС г. Якутска, на сегодня добровольные пожарные дружины сформированы в четырех пригородных населенных пунктах: Табаге, Хатассах вкупе с Владимировкой, микрорайоне Кангалассы, Магане. В Тулагино-Кильдямском наслеге население привлекается без создания дружины. Добровольные пожарные дружины были сформированы в начале апреля, то есть перед самым началом пожароопасного сезона, все члены дружин прошли инструктаж в ГАУ «Центрлес» и Якутском лесничестве, обеспечены питанием и оснащены средствами пожаротушения и ранцевыми лесными огнетушителями за счет городского бюджета.