Дождались. Как строилась железная дорога
КРАФТ БЫЛ ПЕРВЫМ
Не зря Ивана Ивановича Крафта называют губернатором-реформатором Якутской области. Назначенный в мае 1907 года, он уже в августе следующего 1908 года предлагает соединить Якутскую область с Транссибирской магистралью. Здесь надо отметить, что в те годы не ставился вопрос о прокладке железной дороги непосредственно в Якутию. Речь шла о прокладке всего лишь зимнего санного тракта до ближайшей железнодорожной станции Невер. Тогда эта станция Амурской железной дороги только строилась. Областное управление во главе с Иваном Ивановичем решило обратиться с соответствующим ходатайством к иркутскому генерал-губернатору. По мнению местных властей, с устройством зимнего почтового тракта к линии Амурской железной дороги Якутская область могла бы снабжать Приамурский край мясом, скотом и другими продуктами местного производства, тем самым поднимать и развивать свою экономику, торговлю, местную промышленность и сельское хозяйство.
ВЫХОД НА ЛЕНУ: ВАРИАНТЫ
В 1911 году Министерство путей сообщения Российской империи внесло в Государственную думу III созыва проект изыскания строительства железнодорожной магистрали, которая соединила бы судоходную часть реки Лены с Сибирью. Таким образом, предлагался вариант выхода ж/д ветки на берега Лены, откуда можно было отправлять или принимать грузы, пассажиров и почту.
Проект был одобрен. Изыскательская партия инженера Э. Михайловского закончила работы на местах и составила отчет. Выяснилось, что за вариант направления ж/д Иркутск – Верхоленск – Бодайбо высказался Приленский край Иркутской губернии.
А Якутск, Бодайбо (центр золотодобычи тех времен) и Киренск ходатайствовали о проведении ж/д линии от Иркутска через Тулун на Усть-Кут. Здесь мотивировали тем, что с пристани Усть-Кут Лена судоходна. Проведение линии длиной 590 верст давало возможность организовать в Якутской области добычу каменной соли, рыболовство и разведение скота для снабжения мясом золотоносных районов и местностей по Сибирской магистрали. Помимо этого, произошло бы удешевление доставки товаров и машин, что дало бы развитие золотопромышленности в Витимско-Олекминской системе. Против этих соображений и доводов выступал Иркутск.
СТАНЦИЯ «ЛЕНА»
В июле 1912 года губернатор Иван Крафт провел совещание представителей торгово-промышленных фирм и банков Якутска по данному вопросу. Купцы, владельцы фирм и пароходов, поддержали линию Тулун – Усть-Кут. На совещании избрали комиссию, куда вошли именитые купцы и банкиры Н. Баумгартен, И. Громов, П. Кушнарев, И.Силин и другие для подготовки предложений с учетом интересов Якутской области.
В августе того же года Якутск посетил иркутский генерал-губернатор Л. Князев. Якутский голова или мэр того времени П. Юшманов вручил генерал-губернатору докладную записку, где, помимо других насущных просьб и проблем города, была просьба о выборе направления Ленской железной дороги из Тулуна или Нижнеудинска на Усть-Кут.
И только через пять лет, в феврале 1916 года, Комиссия по постройке новых дорог, рекомендовало Совету Министров принять за основу строительства Ленской железной дороги западный вариант, то есть направление на Усть-Кут.
Но дальнейшие события в России 1917 года и вспыхнувшая за ней Гражданская война надолго затормозили прокладку ж/д линии с выходом на Лену. Отметим только, что первый поезд на станцию «Лена» в Усть-Кут прибыл только в 1951 году.
ФАКТ
В хронике событий Якутии 1980-х годов можно найти много интересных фактов. Приведем один из них.
19 июня 1987 г. у заместителя заведующего отделом строительства обкома КПСС ЯАССР Вячеслава Штырова состоялось совещание по вопросу о местоположении строительных площадок и жилых городков для строительства моста через реку Лена на ж/д линии Беркакит – Томмот – Якутск (Табагинский створ).
Пройдет еще 20 лет и уже президенту Якутии Штырову все еще придется заниматься проблемами «стройки века»: железнодорожной линии до Нижнего Бестяха и моста через Лену.
«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…»
В годы индустриализации СССР в 1930-х годах тема железной дороги к Якутии вновь стала актуальной. В июне 1930 г. в Кремле заслушали доклад ЦИК Якутской АССР. Так, заслушав доклад якутских товарищей, Всесоюзный ЦИК признал «необходимым начать экономические и технические изыскания ж/д пути Якутск – Алдан – Уссурийская железная дорога с тем, чтобы к концу пятилетки был представлен законченный проект строительства этого пути». Совету Народных комиссаров РСФСР поручили возбудить соответствующее ходатайство перед правительством Союза ССР. Так начинался БАМлаг, когда железную дорогу на восток страны строили заключенные ГУЛАГа, еще задолго до комсомольцев 1970-х годов.
Через год, в июле 1931 года, уже в Якутске собрался Госплан республики по вопросу о выходе ж/д на Лену. Присутствовало около 30 человек от заинтересованных ведомств. От правительства ЯАССР был предложен вариант строительства ж/д линии: ст. Ольдой (Амурская область) – Никжа – река Алдан – Иситское. На совещании было решено создать Комитет содействия по постройке якутской железной дороги.
Однако после 1930-х годов сообщения о железной дороге в Якутии со страниц протоколов правительства и официальной печати исчезают.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БАМА
К 1965 году власти уже рассматривали вариант постройки, точнее, продолжение БАМа – малого БАМа – от Тынды до Беркакита. Ее начали строить в 1970-е годы. А далее логически вырисовывалась ж/д до Томмота и далее до Якутска. В эти годы добывались алмазы в Западной Якутии, были разведаны перспективные месторождения угля в Нерюнгри, готовился проект развития Южно-Якутского ТПК, строилась Вилюйская ГЭС. В общем, объемами по будущим перевозкам железнодорожники были бы обеспечены на годы вперед.
2 ноября 1976 года транспортные строители вышли на территорию ЯАССР. А 29 октября 1977 года на конечную станцию Беркакит-Нерюнгри Малого БАМа прибыл первый поезд. Но до берега Лены было еще далеко.
ПРОЕКТ МОСТА БЫЛ ЕЩЕ РАНЬШЕ
Говоря «Нижний Бестях» и «железная дорога», многие имеют в виду Якутск. Хотя ж/д мост, который бы напрямую соединил оба берега Лены и линия до Якутска так и остались на бумаге. Но в 2000-е годы появилось вполне официальное название: «Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях)», подразумевая, что Якутск даже без моста, но, так или иначе, будет иметь выход к ж/д линии.
Первое обоснование проекта ж/д моста через Лену в районе Якутска появилось в декабре 1986 года. А еще годом ранее в адрес Якутского обкома КПСС поступила телеграмма из проектного института «Мосгипротранс» с сообщением: институт разрабатывает в декабре с.г. обоснование строительства ж/д моста через Лену, в составе которого будет определяться положение трассы в увязке ж/д станций и генплана развития Якутска. К этому времени уже было принято решение строить будущую линию двумя участками: Беркакит – Томмот и Томмот – Якутск.
Стройка века – железная дорога в Якутии – плавно перешла из 20-го века в 21-й. Вместе со страной она пережила многое. О ней мечтали дореволюционные губернаторы; ее строительства добивались революционные секретари; ее пробивали на всех уровнях советские лидеры республики; наконец, ею занялись современные президенты и глава республики.
При подготовке материала использована книга А. Калашникова «Якутия. Хроника. Факты. События».
Фото из открытых источников