Дракон в шоколаде
Хотя что это я говорю, «как на «взрослых»» – республиканский фестиваль моды «Саhар5а», организуемый театром мод «Айыы Куо», проходит в Якутске уже двадцатый раз, а имена его участников известны не только в республике, но и в России, и в мире.
Нынче свои коллекции представил 21 модельер и театр моды. Среди участников были и профессионалы, и любители, и даже школьники. В жюри под председательством директора Якутского колледжа технологии и дизайна, кандидата технических наук Елены Черноиван вошли модельеры Тамара Яловец, Дора Николаева, художники Виктория Бурцева, Александр Григорьев, доцент ЯГУ Светлана Петрова, заведующая сектором по народному костюму РЦК им. А. Е. Кулаковского Надежда Корнилова. Жюри оценивало коллекции по двум критериям: мастерство и художественное оформление. Во внимание берутся и стежки, и выбор музыки для показа.
Национальная одежда
В этой номинации свои коллекции представили четыре участника. Стоит отметить, что нынче моделей с явным национальным колоритом было меньше, чем когда-либо. А представленные коллекции, если и были номинированы, как национальная одежда, но в большинстве случаев лишь с использованием отдельных элементов.
В этой номинации явным лидером стала модельер-любитель из Нюрбы Лидия Будищева. Ее коллекция «Future in the Past» («Из прошлого в будущее») сразу обратила внимание собравшихся ценителей моды. Чистые линии, вышивка бисером, дорогие материалы – работа была выполнена безукоризненно. И главное, на что обратили внимание все – одежда с подиума может смело шагнуть на улицы.
Коллекция «Хайа сахата» театра моды «Кэрэчээнэ» из Верхоянского улуса отличилась своей брутальностью. Когда на подиум вышли мальчики в кольчугах из кожи и вручную сработанных цепей, присутствующие не смогли удержаться от аплодисментов.
Авангард
Лишь две коллекции из пяти представленных в этой номинации, на мой взгляд, полностью отвечали заявленному направлению. Это «Dragonfly» студента Якутского колледжа технологии и дизайна Степана Саввина и «Порыв юности» Алины Жегусовой. В своей коллекции Степан использовал природные мотивы – что ни модель – то стрекоза, симпатичный жучок или бабочка. Причем вся модель продумана до мельчайших деталей, начиная от прически, заканчивая обувью. Чего, кстати, так не хватало в коллекциях многих конкурсантов.
Прет-а-порте
Больше всего участников было именно в этой номинации. Зрителям запомнилась коллекция Роксаны Ноговицыной «Hanazakari». Яркие джинсовые комбинезоны, разноцветные аксессуары – все в тему, все в точку. Думается, надеть вещи от Роксаны согласится любой продвинутый подросток. А вот почему коллекция «Эр Хаан» модельеров Анны Дмитриевой и Юлии Соловьевой приняла участие именно в этой номинации, лично для меня осталось загадкой. Несомненно, интересные, самобытные вещи Анны и Юлии достойны участия в фестивале, но, на мой взгляд, скорее, под соусом «авангард» или «от кутюр», а не как вещи для повседневной носки. Согласитесь, длинный в пол светлый плащ, смахивающий больше на домашний халат аристократа, украшенный конским волосом, заклепками, национальными орнаментами, не каждый мужчина осмелится надеть для прогулки по улицам нашего города…
Театр моды
«Перед такой невестой капитулирует самая взыскательная публика», – именно так на фестивале был презентован наряд «Победа» из коллекции Юлии Осиповой «Белый шоколад». Модельер вывела на подиум пять моделей в свадебных платьях самых разных фасонов, причем каждая воплощала собой то леди, то статую Свободы в Нью-Йорке. Думается, подобные изысканные наряды могла бы надеть даже голливудская звезда.
После фестиваля мы поговорили с обладательницей «Золотой иглы» Лидией Будищевой.
– Что вас вдохновило на создание коллекции «Из прошлого в будущее»?
– Это, можно сказать, логическое продолжение моей молодежной коллекции «Солнечный всплеск», с которой я получила приз «Золотые ножницы» на фестивале «Саhар5а» в прошлом году. При создании и той коллекции, и новой я черпала идеи в этнографических и археологических материалах 17-18 веков. Я попыталась передать собственные ощущения того, как переплетаются историческая и культурная память моего народа, степных предков саха. Когда шила наряды, думала о хрустальной чистоте озер и рек Якутии, белом снеге, морозной свежести Арктики. Как думаете, удалось?
– Еще бы! А до фестиваля эту коллекцию кто-то уже видел?
– Первая презентация прошла в Нюрбе.
– А почему именно там?
– Полтора года назад мы с семьей переехали в Нюрбу. И как раз с того времени я начала заниматься творчеством. До этого шила на заказ, но так устала от этого, захотелось чего-то другого, новых ощущений, и вот сейчас появилась возможность проявить себя в творчестве.
– Много времени ушло на подготовку новой коллекции?
– Начала готовиться к фестивалю с осени прошлого года. Шила днями и ночами и закончила в середине марта. Вся коллекция ручной работы, и повторить заново наряд практически невозможно. Этим и ценятся изделия ручной работы, что они в единственном экземпляре.
– Заметила, что в ваших нарядах очень удачно переплетаются современные материалы с украшениями из бисера и меха...
– Кстати, не все материалы, использованные в коллекции, современные. Панбархат для одного из платьев я обнаружила в сундуке моей свекрови. Она купила материал тридцать лет тому назад и хранила… Сейчас таких тканей не найдешь, это ведь полностью натуральный материал.
– Я слышала, что вы собираетесь на международный конкурс в Москву…
– Да, я получила приглашение принять участие в международном конкурсе национального костюма «Этно-Эрато», который пройдет в конце апреля в Москве. Моя коллекция будет представлена в номинации «Одежда народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».
– Поздравляю вас с победой. И удачи в Москве, будем болеть за вас!
Лидия Будищева (третья слева) с членами жюри