Есть ли в Якутии проблемы Бирюлевской овощебазы?
Знающие люди
Также в середине недели Общественная палата РС(Я) провела слушания по проблемам миграционной политики. Собрались очень уважаемые люди - эксперты в своей сфере, такие как, к примеру, депутат Ил Тумэна Ольга Макиенко, представители прокуратуры, Следственного комитета, МВД, Департамента по делам народов, муфтий Соборной мечети Якутска Муса Сагов, властитель народных дум, медиа-магнат Леонид Левин, был даже в прошлом командир якутского ОМОНа, ныне руководитель одного из общественных движений Сергей Черных и многие другие весьма известные личности.
В межнациональные дебри общественный совет лезть не стал, а политкорректно ограничился проблемой именно зарубежной миграции. На мой взгляд, оная, если учесть тот факт, что у киргизов вследствие послаблений в государственной миграционной политике, российские паспорта имеются через одного, не самая острая. Кто у нас в республике представляет зарубежных мигрантов? По данным УФМС, тройку стран, из которых в Якутию приезжают иностранные граждане, возглавляют граждане Кыргызстана (22%), Армении (19%), Таджикистана (16%) и 8-10 % китайцев, плюс некоторое количество узбеков и украинцев, назвать которых мигрантами даже язык не поворачивается, но тем не менее.
По количеству граждан, оформивших патент, лидируют выходцы из Кыргызстана, далее следуют граждане Армении и Таджикистана. Основными отраслями, в которые нелегально привлекаются иностранные граждане, получившие патент для работы у физических лиц, являются сфера торговли и общественного питания (грузчики, продавцы), строительства (строители-ремонтники), также жилищно-коммунального хозяйства - уборщики помещений.
Причем, если верить госорганам, количество мигрантов ежегодно снижается. К примеру, в 2013 году в межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности работодателями Республики Саха (Якутия) заявлена потребность на привлечение и использование более 39 тысяч иностранных работников. Квоты на работу в текущем 2013 году были выданы 9970 иностранным рабочим. Когда как, в 2011 году квота была установлена в размере 14754 рабочих мест, в 2012-м – 9989, в 2013-м – 9970.
Большинство против мигрантов
Для миллионного населения нашей республики какие-то 10 тысяч иностранных подданных работников - это капля в море. Хотя, может, и ложка дегтя в бочке меда. В любом случае, ни на какие серьезные межнациональные или экономические процессы они влиять не могут.
Дискуссию начал член Общественной палаты Леонид Левин. Он обозначил проблему в том смысле, что 85% людей в России вообще выступают против мигрантов. «Ненависть в обществе растет, даже в Якутске уже собираются митинги. Необходимо успокоить людей, показать, что уже делаются конкретные шаги для исправления ситуации. Ведь далеко не все из приезжих - преступники, многие из них честно работают», - сказал он.
Одним из выходов он предложил более плотную работу с приезжими самих национальных общин. - Они своих людей знают лучше, пусть и контролируют, пока данным контролем не начали заниматься более бескомпромиссные граждане или структуры, - предложил Левин.
Предложение вполне резонное, если бы не один нюанс. По большей части, национальные общины это весьма аморфные структуры. Руководители общин имеют далекое представление о процессах, которые протекают внутри диаспор. Общины занимаются больше культурно-развлекательными мероприятиями.
Реальный вес в общинах имеют негласные лидеры национальных диаспор, как правило, выходцы из бизнес среды, либо криминальной сферы. Зачастую, это одно и то же. На них, случись что резонансное, и давят товарищи из правоохранительных органов, мол, выдаете нам преступника или мы вам устроим проблемы. Но здесь палка о двух концах. Те, в свою очередь, тоже имеют весьма действенные рычаги давления на различные институты власти. Рычагов много - от банальной коррупции до лобби в законодательных структурах.
Как исключение, религиозные деятели. Таковых у нас только двое: муфтий Муса Сагов и руководитель буддистов Дандар Лама. Представители Православной епархии как-то вне этого поля. Но преувеличивать силу религии не стоит. Духовные лица всего лишь посредники между Бытием и Богом. И такие же люди со своими слабостями и недостатками.
Кстати, муфтий, получив слово, признался, что у него нет действенного рецепта на то, как можно действенно влиять на негативные процессы. Люди, по его словам, приезжают разные. Есть единицы, которые своими действиями создают негативное впечатление. Однако, большинство мигрантов законопослушные, работают тут годами, имеют гражданство, платят налоги, растят детей, Россию почитают за вторую родину, а для их детей она уже первая и единственная. России они благодарны. Но отношение к ним со стороны общества злобное и нетерпимое.
Отличился некий гражданин (Огурцов?), выступивший на прениях, с требованием запрета на въезд в Якутию для всех, кто родился за ее пределами: «У нас безработица, местные на помойках бутылки собирают, а мигранты прут каждый год. У меня трое детей, я хочу быть уверен, что они найдут себе работу!»
Депутаты и ученые о мигрантах
Свое мнение высказала депутат Ольга Макиенко, заявившая, что граждан беспокоит личная безопасность. Но представитель МВД успокоил присутствующих, что процент преступлений, совершаемых мигрантами, не более 1,8%. И, в основном, этот процент не касается посягательств на жизнь и здоровье. Так, мелкие кражи.
Выступил и представитель общественной группы "Комитет народного контроля РС(Я)" Александр Захаров. Группа известна своей нетерпимостью к проституткам и ночным торговцам алкоголем. Захаров предложил организовать иммиграционный патруль с тем, чтобы шерстить мигрантов на предмет их нахождения в республике, отбирать у них подозрительные российские паспорта. Представители силовых структур к его предложению отнеслись с весьма скептическими выражениями физиономий.
От науки веское слово сказала демограф, заведующая отделом института региональной экономики Севера СВФУ Светлана Сукнеева. Общий ее посыл сводился к тому, что тенденция на будущее такова, что без мигрантов не обойтись. Якутия - один из редких регионов, где существует положительная динамика рождаемости. Но население при этом не растет. Напротив, идет миграционная убыль, которая началась еще с 90-х годов и с тех пор только нарастает. По ее словам, если в середине 90-х из республики в среднем навсегда уезжали по 30 тысяч жителей, в последние годы стабильно по 8-9 тысяч. Саму трудовую миграцию она обозначила как мизерную. Она даже не замещает оттока рабочих кадров. Прибывающих куда меньше, чем убывающих. Один из самых значимых миграционных процессов - это внутриреспубликанская миграция из деревень в города.
Слушая демографа, становится понятным, откуда у нас такое неприятие. Город сегодня вырос, в первую очередь, за счет деревни. Нелюбовь к чужакам - одна из доминирующих черт любого сельского жителя, будь он из Африки или Якутии. Впрочем, это всего лишь предположение.
Вот где они у нас...
Если начистоту, меня уже мутит от мантр, что мы живем в многонациональной стране и что у каждого из нас одна родина. Это заклинание давно не работает... От клише про многовековые традиции гостеприимства россиян. Да нет никаких таких традиций ни в центральной России, где сегодня даже интеллигенция с пеной у рта бесновато кричит о заполонивших Расею наглых «чурках», «хачах» и «узкоглазых», ни на юге страны, где горячие горные джигиты стреляют и режут друг друга хоть за бороду, хоть за ее отсутствие или неправильно одетой тюбетейки. Да и у нас, на северах, давно не пахнет дружбой народов. Ну и что скрывать, бытовой национализм был и при царе Горохе и никуда он не делся при Советской власти, а уж при нынешней демократии он давно выплеснулся из тесных кухонь на интернет-площадки и даже улицы. Раньше не любили евреев и хохлов. Сегодня, когда их осталось совсем немного, активно ненавидим таджиков, киргизов, узбеков, китайцев и с ними чуть ли не все народы Кавказа. Ведь они - источник всех бед и горестей. От них все болезни. Они - главные преступники. И вести себя с ними надо надменно и неуважительно. Ведь именно из-за них у нас нет работы, а если таковая есть, они виновны в маленьких зарплатах. Подспудно чувствуется, что неспроста у нас безразмерные очереди в детские сады и безумные цены на квартиры. И в том, что вода в кране грязная, а в подъезде накурено, тоже виноваты сами знаете, кто. Да просто напрягают их лица, хмурые они или радостные, речь непонятная, религия чужая. Причем называем мы их всех под одну гребенку «мигрантами». Хотя большая часть имеет такие же права граждан России. И это больше всего бесит.
С кого начинать?
Возможно, я сгущаю краски, вполне вероятно, что абсолютному большинству из нас совершенно без разницы, какой у нашего ближнего цвет кожи, разрез глаз и его национальная принадлежность. Но 10 минут просмотра ненависти в Интернете, 15 минут в телевизионных новостных нарезках меня в этом сразу разубеждают.
Впрочем, нелюбовь к мигрантам - это мировой тренд. В Америке презрительно относятся к мексиканцам, с опаской - к неграм, со страхом смотрят на арабов. Богатые арабы, в свою очередь, у себя в Эмиратах свысока плюют на работающих на них индусов и пакистанцев. Даже в голодном, разрушенном бесконечной войной Афганистане существует проблема мигрантов. Там самая хлебная работа на базах миротворческого контингента отдана непальцам. Местных не берут. Ну а в Европе, где каждой твари по паре, не любят всех. А все не любят нас, россиян... Наверное, действительно надо что-то менять в нашей жизни. И начинать надо с себя.