«Есть только миг между прошлым и будущим…»
Снова в Арктику
В конце 1892 года Императорская Академия наук назначила Толля руководителем новой экспедиции на северо-восток России. В это время Эдуард Васильевич работал в Геологическом комитете, по поручению которого в 1889 году занимался геологической съемкой южной части Петербургской губернии и Курляндии с целью изучения палеозойских отложений Прибалтики.
Это была вторая по счету экспедиция в Арктику с участием Толля. Ранее в 1885 году он принял участие в научной экспедиции под руководством А. Бунге. Целью экспедиции было исследование побережья Северного Ледовитого океана, рек Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы, а также Новосибирских островов.
Именно в ходе этой экспедиции 13 августа 1886 года произошло событие, ставшее судьбоносным для молодого ученого. Точная дата известна благодаря записям в дневнике Э. Толля.
Находясь на северо-западном берегу о. Котельный, Толль увидел, цитируем запись из его дневника «в направлении на северо-восток 14-18 градусов контуры четырех столовых гор, которые к востоку соединялись между собой понижением». Исследователь решил, что это легендарная Земля Санникова, и определил примерное расстояние до нее в 150-200 километров. По его предположению, это должен был быть значительный по размерам архипелаг, сходный по строению с островом Беннетта, и его изучение было бы очень важно для познания геологического строения всей Северной Азии. Как видим, к неизведанной земле Толля двигал, прежде всего, научный интерес и только затем любопытство, свойственное человеку.
Итак, в декабре 1892 года Толля назначают руководителем новой экспедиции в малоизученную часть Арктики. Ее главная задача состояла в изучении ранее найденном М. Санниковым (однофамильца Я. Санникова) на берегу речки Санга-Юрях к востоку от р. Яны трупа мамонта и его доставке в Петербург.
В случае неудачи раскопок был разработан запасной вариант экспедиции – исследовать малоизученный район бассейна реки Анабар и Новосибирских островов, где планировалось продолжить геологические изыскания и возобновить магнитные наблюдения, произведенные ранее с 1821 по 1823 годы.
Кстати, дополнительное изучение Новосибирских островов в задачи экспедиции предложил и включил сам Толль. Как видим, он все же надеялся найти и отыскать загадочную Землю Санникова…
Якутск – Верхоянск – Казачье – Новосибирские острова
«23 февраля в Якутск прибыла экспедиция Академии наук. После смерти в 1892 году И. Черского АН снарядила новую экспедицию… В состав экспедиции вошли: Э. В. Толль – ученый консерватор Минералогического музея Академии наук, начальник экспедиции, и Е. Шилейко – мичман военного флота, геодезист, астроном, помощник начальника экспедиции и четыре рабочих. 9 марта экспедиция выступила из Якутска на лошадях и оленях на север через Тукуланский перевал Верхоянского хребта. Из Верхоянска далее путь лежал в Казачье». (Из кн. А. Калашникова «Якутия. Хроника. Факты. События»).
Изучение трупа и по возможности его транспортировка – были одной из главных задач экспедиции. Толль и его спутники выехали из Казачьего 12 апреля 1886 года. Однако во время раскопок были обнаружены «лишь остатки кожи с шерстью, отдельные части конечностей, челюсть молодого мамонта» (из дневника Э. Толля).
Как и во время первой экспедиции в Арктику, основной задачей Толля и в этот раз были исследования найденных в Якутии останков доисторических животных – в 1885 году это был носорог, а в 1893 году – мамонт.
Определившись с основной задачей экспедиции, Э. Толль продолжил исследования и совершил поездку на собаках на Новосибирские острова для проведения геологических, астрономических и магнитных наблюдений, а также оказания помощи норвежскому путешественнику Фритьофу Нансену.
От Лены до Оленька и Анабара
Выполнив свои наблюдения, заодно обеспечив страховой запас другому путешественнику Ф. Нансену, Толль и его спутники отправились от мыса Святой Нос к р. Лене, 1 200 километров экспедиция преодолела на оленях.
2 августа 1893 года они начали сплав вниз по Лене, через дельту прошли к устью р. Оленек. Здесь они установили крест на могиле участников Великой Северной экспедиции - Василия и Татьяны (Марии) Прончищевых, погибших в 1736 году.
В сентябре экспедиция Толля произвела магистральную съемку Анабарской губы и побережья р. Анабар. Одновременно велись и геологические исследования, так было описано плоскогорье между рр. Анабар и Попигай. Двигаясь далее на запад, экспедиция связала съемкой Анабарскую губу с населенными пунктами Енисейский и Туруханский. В январе 1894 года Толль и Шилейко вернулись в Петербург.
Итоги второй экспедиции Толля в Арктику
За один год участники экспедиции проделали путь в 25 тысяч верст. По всему маршруту определялись абсолютные высоты местности и велись метеорологические наблюдения. Были собраны палеонтологические, зоологические, ботанические и этнографические коллекции, а также ценный геологический материал. За успешное выполнение заданий экспедиции Императорское Русское географическое общество наградило Э. Толля и Е. Шилейко большими серебряными медалями им. Н. Пржевальского.
После окончания экспедиции Э. Толль продолжил свою работу в Геологическом комитете и Минералогическом музее Императорской Академии наук, обрабатывал материалы, собранные во время полевых исследований на северо-востоке России.
«Бороться и искать. Найти и не сдаваться»
Занимаясь полевыми исследованиями в Прибалтике и обработкой материалов прежних экспедиций, Э. Толль продолжал разрабатывать планы дальнейшего изучения Арктики.
Мысли о загадочной Земле Санникова не оставляли Эдуарда Толля. Впервые ее очертания он увидел в 1886 году, а спустя 12 лет, в 1898 году, предложил план достижения загадочных островов на судне. Благо, был опыт дрейфа Нансена на судне «Фрам», на котором он достиг Северного полюса.
В апреле 1898 года он выступил на заседании специальной комиссии ИРГО с проектом экспедиции по изучению Земли Санникова.
Основываясь на геологических предпосылках, а также ряде фактов и наблюдениях, Э. Толль предположил существование архипелага севернее Новосибирских островов и предложил свой план достижения островов на судне.
Свой план Толль развил в «Проекте Русской полярной экспедиции» с приложением сметы ее стоимости.
После рассмотрения и одобрения на специально созданной научной комиссии проект Толля представили в правительство. Дальнейшей детальной разработкой вопросов, связанных с организацией экспедиции, занималась Комиссия по снаряжению Русской полярной экспедиции под руководством Ф. Шмидта.
Нансен и Толль
Готовя экспедицию Э.Толля к Новосибирским островам, Императорская Академия наук России учла то, что в это же время, весна-лето 1893 года, свое путешествие начнет Фритьоф Нансен, полярный исследователь, будущий основатель новой науки – океанографии. На судне «Фрам» Нансен намеревался достичь Северного полюса, дрейфуя вместе с полярными льдами, доказав тем самым, что в Северном Ледовитом океане есть течения.
24 июня 1893 года экспедиция Нансена отплыла от берегов Норвегии, далее «Фрам» пересек Баренцево море. В конце июля норвежцы дошли до о. Новая Земля. Здесь в ненецком становище Хабарово Нансену передали 34 лайки, ездовых собак. Необходимых в путешествии к Северному полюсу собак Нансену передали по поручению Э. Толля, который в это время исследовал Новосибирские острова. На случай крушения путешествия Нансена и судна «Фрам» на Большом Ляховском, Малом Ляховском и Котельном Толль и его спутники также заготовили припасы и устроили три депо, небольшие базы.
В 1896 году Императорское Русское географическое общество (ИРГО) направило Э. Толля в Норвегию на торжества по случаю благополучного завершения экспедиции Ф. Нансена. Правительство Норвегии наградило барона Толля орденом. Он не праздно проводил время в Норвегии. Пребывание в этой северной стране Толль использовал для изучения ледников покровного типа, характерных для Скандинавии.
Эта экспедиция, третья по счету, стала последней для Э. Толля и его спутников. Об этом в следующем номере «ЭС».