Евгений Евтушенко: «Якутия – республика людей с «алмазной» душой»
На земле, драгоценной и скудной, я стою, покорителей внук,
где замёрзшие слёзы якутов превратились в алмазы от мук.
Те могилы кругом что наросты, и мне стыдно, как будто я тать:
"Здесь покоится прах инородца", - над могилой якута читать.
Инородцы?! Но разве рожали по-иному якутов на свет?
По-иному якуты рыдали? Слёзы их - инородный предмет?
Люди - вот что алмазная россыпь. Инородец - лишь тот человек,
Кто посмел процедить: "Инородец!", или бросил глумливо: "Чучмек!"
И без всяческих клятв громогласных говорю я, не любящий слов:
Пусть здесь даже не будет алмазов, но лишь только бы не было слёз.
Сегодня Евгений Александрович – гость нашей газеты. Он расскажет нам об отношении к Якутии, людям и литературе.
О Якутии:
«Она достойна самого лучшего!»
- Я сам геолог, и у меня много друзей-геологов, которые рассказывают о тех несметных богатствах, которые еще не разрабатывались на якутской земле, - говорит Евгений Александрович. - Если будут построены хорошие дороги – а это необходимо для того чтобы разрабатывать месторождения - и тогда то, что Якутия будет давать государству, увеличится в несколько раз. Хотя она и так делает большой вклад в развитие родины... А мне бы хотелось, чтобы взамен помогали развивать и благоустраивать Якутск, Мирный, и другие населенные пункты. Конечно, много хороших домов, но и бараков-развалюх тоже достаточно, и я бы сказал: недостойно и непристойно иметь в городах, а особенно в столице алмазной республики, такие ветхие дома. Надо чтобы там, наверху, все поняли и помогли. Ведь чем лучше живут люди, тем больше они отдают и, естественно, это дает хорошие результаты. Со своей стороны как писатель буду это говорить на разных уровнях, со всеми большими начальниками, которых буду встречать во время большой поездки по Сибири, Дальнему Востоку и России.
- Евгений Александрович, вы же были большим политиком, депутатом Верховного Совета СССР. И сейчас говорите, как политик…
- Просто я знаю нужды людей, и как это важно для их настроения. А настроение необходимо для энергии, а энергия в свою очередь превращается в производственные победы и духовные тоже.
О духовности
и людях
- А теперь я буду говорить как поэт. И как поэт я хочу сказать следующее. Я был безмерно до глубины души тронут тем, как при прошлой встрече замечательно выступили ребята и чудесная девушка, как великолепно они читали мои стихи: прекрасно, как не читают наши профессионалы. Они настолько запрофессионаливаются, что у них в какой-то момент исчезает вдохновение, внутренняя воспламеняемость. И они уже не могут воспламенять публику. А люди не могут жить в состоянии усталости, искусство должно расшевелить их, пробудить в них новую духовную энергию и физическую, жадность к жизни. Не в смысле накопительства, а в смысле созидания новых ценностей, в том числе и духовных. Я вам скажу так: я слышал много самодеятельности якутской в разные времена, и в Москве они выступали блистательно.
- Вы правы, на многих конкурсах якутяне занимают призовые и первые места, а ансамбль скрипачей известен во всем мире, как и наши спортсмены, циркачи, певцы…
- Это все надо развивать. Я чувствовал это, когда встречался с молодыми литераторами. Я видел их искренность и пытливость. Я считаю, что надо обязательно развивать жанр литературных объединений с профессионалами. Если говорить о человеческих взаимоотношениях, меня поразили резервы доброты якутян. Вообще, якуты - застенчивые люди, но после концерта народ повалили валом на сцену, и не так, как набрасываются на эстрадных кумиров, а спокойно, оказывая свое уважение и любовь. Я видел, как их задело то, что я читал. Когда я читал «Алмазы и слезы», я видел, у многих и впрямь выступили слезы. Это меня тронуло, все было незабываемо.
Конечно, надо, чтобы происходили время от времени такие контакты. Чтобы развивать якутский язык, надо больше переводить, нужно возрождать, как было в СССР, хорошие переводческие кадры. И обязательно сделать так, чтобы писатели могли не существовать, а жить и работать достойно, их надо поддерживать премиями, проводить конкурсы и в вести в штаты учебных заведений.
О президенте, писателях и литературе
- Я встречался с Егором Афанасьевичем Борисовым в присутствии его соратников. Все-таки когда говоришь один на один, легче бывает, а для него правильнее говорить искренне и в присутствии других, и мне это очень понравилось. Он - человек не бюрократической натуры. Мне когда-то сказал президент Картер, что надо выбирать в президенты тех, кто на политиков даже не похож, вот и Борисов - человек якутской природы.
- Он родился в Якутии, в районе, где природа вложила в него практичность, любовь к природе, к людям.
- И это сказывается в его искренности. Он был готов отказаться от карьеры, когда почувствовал, что может потерять связь с матерью природой и своим народом. Для него это самое главное в жизни. Это мне очень понравилось. Это я чувствовал и надеюсь, что в себе это он не потеряет и всегда будет хорошим руководителем. И вообще, никто не должен терять соприкосновение со своей Родиной.
Во время встречи с Егором Афанасьевичем я понял, как серьезно он относится к писателям и литературе. Когда после разговора с председателем Союза писателей России Валерием Николаевичем Ганичевым я предложил главе Якутии провести секретариат Союза писателей России в Якутске, он сразу согласился, оценив значение этого мероприятия. Писатели должны давать пример человеческого, профессионального братства. Как сказано, что писатели - это инженеры человеческих душ.
- Вы проплыли тысячи километров по Лене, Вилюю, Алдану, Витиму и везде встречались с жителями.
- Нашим лоцманами были всегда якуты, замечательные люди, Карагодкин и другие. Они знали реки, чувствовали их, однажды мы отдыхали на Микешкине, и нас начало засасывать в песок, и мы бросились в воду вытаскивать его. Но один молодой человек, москвич, с девушкой остался, и пока мы не вытащили баркас, он даже ни на что не среагировал, и ничем не помог. Я подумал, что есть такие «снобы», которых можно узнать только в трудную минуту.
В трех путешествиях по Вилюю, Алдану и Колыме принимал участие якутский геофизик Георгий Балакшин. Он не только известный в узких кругах профессионал, но и бывалый путешественник, охотник, рыбак и бард. В 2004 году он издал книгу «Алмазы и слезы», посвященную путешествиям Евгения Евтушенко по Якутии. С членами команд, с которыми сплавлялся по рекам, Евгений Евтушенко по сегодняшний день поддерживает связь, приглашает на свои юбилеи. Эти люди для него не только прототипы его стихотворений, а верные и испытанные друзья.
- Когда ты любишь человека - а я очень люблю свою жену – я очень много ей рассказывал о Якутии, и хочу, чтобы она тоже побывала там, посмотрела красоту природы… В целом, за полтора месяца проехать 26 городов, Сибири и Дальнего Востока и России. И везде встречи с читателями.
- Евгений Александрович, что бы вы хотели пожелать якутянам?
- Я очень тронут якутским гостеприимством. Я желаю всем трудовых и творческих успехов и во всем удачи. Я хочу, чтобы руководство страны, обратив внимание, сколько делает республика для России, обратила внимание и на ее проблемы. Народ в Якутии очень трудолюбивый и добрый, и если создать хорошие условия для жизни, то он не будет уезжать из Якутии, а наоборот, приезжать. Потому что Якутия - суровый, но прекрасный край: такой разнообразной и красивой природы нет нигде в мире. И я надеюсь побывать у вас еще не раз и буду счастлив это сделать.
- Спасибо вам за теплые слова, за пожелания и до встречи на якутской земле в июне!