10.06.2019 | 15:46

«Ездил учиться в Марху на лошади»

Сегодня в гостях нашей постоянной исторической рубрики Юрий Семенович Коркин, председатель горисполкома в 1983–1988 годы, почетный гражданин Якутска, заслуженный работник народного хозяйства республики. Мало верится, но в прошлом треугольник на пересечении улиц Чернышевского, Аммосова и Ярославского был испещрен маленькими улочками. Все они сейчас стерты с карт, на их месте многочисленные постройки. Об одной из утраченных улиц и рассказал «ЭС» Юрий Семенович. 
Автор: EXO-YKT

В 1950 году был направлен техником-­электриком на Якутскую централь­ную электростанцию. Работал там в течение шести лет, где дорос до начальника котельного цеха. В 1966 году назначен директором Центральных электрических сетей «Якутскэнерго». В 1975 году — зампредседателя горисполкома в сфере ЖКХ. В 1983-м по 1988 годы — избран его председателем. В 1988 году назначен директором производственного объединения «Якутпромохота». В 1993 году — замгендиректора по производству концерна «Сахабулт».


Улица Чапаева начиналась с улицы Чернышевского (с 1920 года была Байкаловской, с 1961 года — Чернышевского. — Ю. Б.) и утыкалась в здание нынешнего Городского лицея на улице Ярославского. Историческое название улицы имени Василия Чапаева — Карамзинский переулок. В XX веке ее переименовали сначала в Хамначитскую (Хамначитов), далее — в Чапаева. 



«В РАЙОНЕ СТОЛИЧНОГО РЫНКА ПАСЛИСЬ КОРОВЫ»


Родился я в 1931-м в селе Павловск Мегино-Кангаласского района ЯАССР.Мой отец, Семен Иннокентьевич, работал там председателем колхоза.Мать, Антонина Александровна, была колхозницей, позже домохозяйкой. Шел 1941-й год, когда мы переехали из Павловска в Марху.Отца перевели работать в райисполком. По месту жительства я начал учиться в Мархинской школе, в то время там была только одна школа. Находилась она за речкой Мархинкой — деревянное одноэтажное здание. Было печное отопление, в наших классах, к примеру, стояли печи. 

Мархинская школа. Это было деревянное, одноэтажное и пятикомнатное строение с ледником. Находилось здание на улице Береговой (сейчас улица Ярославского в мкр. Марха).



Чтобы закончить семилетку, мне пришлось последний месяц-полтора до окончания ездить на лошади из Якутска в Марху. Причина тому: отца перевели работать в Якутск. Таким образом, в 1946-м мы переехали в дом на Чапаева, 7. Отец мне говорит тогда: «Менять школу бессмысленно. Давай ты окончишь ее в Мархе?..». Поэтому до получения аттестата я на велосипеде выезжал рано утром в школу и возвращался вечером. Бывало, что менял железного коня на настоящего. Кличка у лошади была Маша, смирная, якутской породы. У меня отец любил заниматься лошадьми. В Павловске он объезжал наиболее буйных. Видимо, он специально выбрал для меня Машу, настолько она была послушной и спокойной. Я ведь тогда был тщедушным подростком. Сам чистил, седлал ее.



Историческая справка

Мархинская СОШ № 1 в позапрошлом году отмечала 110-летний юбилей. Является одним из старейших учебных заведений республики. В 1907 году после амнистии царского правительства и отъезда из Якутии большинства ссыльных религиозных сектантов — хлыстов, скопцов и духоборов — в Марху прибыло 70 семей крестьян-переселенцев. 330 человек приехали в наш северный край из сибирских губерний страны, в основном из Тобольской, Иркутской и других. Таким образом, появилась потребность в образовательном учреждении. В качестве помещения было взято в аренду здание у зажиточной мархинки Марии Решетниковой, вдовы отставного урядника П. Н. Решетникова.



Во времена моего детства Якутск заканчивался нынешней улицей Авиационная. Дальше протягивались нетронутые просторы. Никакого Столичного рынка и других строек в помине не было. Порт только начинался строиться, места — раздолье. Именно туда мы, детьми, гоняли скотину на выпас (у нас одна корова была в хозяйстве). 


Улица Дзержинского к тому времени была выложена из чурочек. Когда шли сильные дожди, эти чурочки имели обыкновение всплывать. Бедные коровы спотыкались там об ямы, чуть не падая...

Романовка



Удачно получилось: отцова работа находилась в том же здании, что и наша квартира. В постройке на Чапаева, 7 получилось так, что в одной половине была контора отца, в другой — наша квартира. Дом был одноэтажный и деревянный. Трагедия для всей нашей семьи случилась год спустя, в 1947 году. Отец уехал в командировку в Москву, попал в автомобильную аварию и погиб. Ему было сорок лет. Семья из восьми детей осталась без главного кормильца. Мне исполнилось 16 лет. Самому младшему — только шесть месяцев от роду. Я в это время заканчивал первый курс в Якутском коммунально-строительном техникуме (создан в 1933 году путем слияния строительного и дорожного техникумов. — Ю. Б.). Тогда решил бросить учебу и пойти работать. Мать категорически была против и настояла, чтобы я получил образование. Так и остался учиться (в то время в техникуме обучение длилось четыре года). Начался тяжелый период. Мама устроилась уборщицей, посудомойкой, работала в нескольких местах. Выходили из положения всякими способами. Мир не без добрых людей — помогали. 


Много улочек исчезло. Помимо моей улицы Чапаева, исчезли Салтыкова-Щедрина, Романовка, Федора Попова (позднее улица «переедет» к улице Лермонтова. — Ю. Б.) и переулок Семена Новгородова. Улица Салтыкова-Щедрина вся была в ларьках и киосках, мелких магазинчиках. Место было ходовое, примыкало к «Кружалу». 


На самом деле слова говорят сами за себя. Историческое название улицы Салтыкова-Щедрина — Малобазарная (Малорыночная, Рыночная). В XX веке стала Батрацкой, только потом Салтыкова-Щедрина. Сейчас улицы нет.



Историческая справка

В 1925 году переулок Безымянный получил новое наименование в честь первого лингвиста Новгородова. Ранее это был отрезок от улицы Ярославского до улицы Курашова. Улицы сейчас не существует, но проложить улицу имени Семена Новгородова планируется в районе Залога, в Охранной зоне № 2.

Романовка — улица названа в память о трагедии политссыльных. В феврале 1904 года в Якутске произошло вооруженное восстание политических ссыльных. На протяжении двух недель 56 человек в попытке защитить свои права бились в осаде, но были вынуждены сдаться. Погибли три человека, включая двух солдат. Остальные были осуждены к каторге. О «романовцах» писали в газетах не только в России, но и за границей. Сохранился дом, который позже стал домом-музеем «Якутская ссылка». Он находится на том самом месте, где проходила улица Романовка.



В послевоенное время жить было нелегко. Продолжалась карточная система. В Якутске мы ходили в два магазина. Хлеб брали в магазине, который стоял на углу Чапаева и Федора Попова. Второй магазин располагался на улице Салтыкова-Щедрина. Систему отменили только в 1947 году. Я отлично помню, ужас, что тогда творилось. Люди до самого конца не верили, что ее отменили. Думали, это все временно, а потом снова наступит голод. Так что в последние дни все пробирались к прилавку, чтобы взять эту пайку хлеба. Помню, как мы с мамой за один присест набрала 21 паек, боялась, что больше никакого хлеба не будет. А потом смотрим, на следующий день привезли хлеб, и на следующий, и так далее. Мы наконец-то осознали, что хлеб будет всегда. 

Набережная Якутска



Знаете, как в «Кружало» поставлялись овощи? В Павловске работал колхоз «Красная огородница». Мой отец там был председателем. Первые огурцы, зелень и прочее выращивались павловскими овощеводами. Затем после сборов овощи на лодках или баркасах отправлялись прямиком в Зеленый рынок у «Кружала». Транспортировка делалась женскими руками. Работницы попарно садились на скамеечку внутри баркасов — по три ряда обычно, — брались за весла и устремлялись в Якутск.



«ТРИ КИТА»


Рабочий городок был средоточием бурной деятельности. Тут находились «три кита»: Якутская ТЭЦ (тогда была ЯЦЭС), к ней примыкал кожевенно-обувной комбинат, и через дорогу стоял лесоперерабатывающий комбинат. Последняя организация занималаогромную территорию. Там сейчас все застроено домами КПД серии 464 напротив здания «Водоканала» (квартал 29). То был расцвет лесоперерабатывающего комбината. Была сильно развита поставка леса сплавом. Лесоматериалы водным путем сплавляли с верховий реки Лены: Витима, Ленска и так далее. Тащили их в Якутск пароходы или катера. Карбазы же двигались самосплавом. Они были приспособлены на определенный период проживания. На них устанавливали домики или палатки с печками. Женщины там и стирали, и готовили, и за детьми (которые также ездили с родителями) приглядывали. Управлялись эти суда с помощью самодельных весел. Они были большие, длиной метров сто и шириной — до 50 метров. 


Набережная оправдывала свое название. Нынешняя улица Чернышевского была полностью в летнее время перекрыта небольшими катерами, плотами и карбазами, которые заталкивали ближе к берегу. Тогда еще городской дамбы не существовало, которая есть в 202-м микрорайоне. Вода стояла от дороги совсем близко.

Площади Победы не было, вместо нее развернулась своеобразная база. В районе нынешней площади Победы размещалась кряжевая биржа. Рабочие вытаскивали лес на сушу с помощью лебёдок. Делалось это все, чтобы освободить площади для следующей поставки материалов. Огромная территория была выделена для этого. Так, вся площадь Победы и далее — вплоть до улицы Ярославского — была заполнена горами лесоматериала. Ближе к зимнему периоду рабочие подавали материалы на лесокомбинат. Снова спускали на воду, материалы всплывали, и всё прогоняли через протоки в сторону комбината. Страшный, египетский труд был. Они руками проталкивали в воде этот лес прямо до комбината… В рабочие нанимались не только мужчины, но и женщины. Нужно было зарабатывать любой ценой.



Историческая справка

Якутский кожевенно-обувной комбинат работал с 1930 года. Позднее он был присоединен (вместе с Покровским звероводческим хозяйством) к национальному промысловому концерну «Сахабулт», образованному в 1991 году. В результате слияния концерн включил в себя весь цикл производства товара: заготовку и переработку пушнины, кожсырья, производство готовых изделий и их последующую реализацию.

Строительство Якутской ЦЭС началось в 1932 году. 7 ноября 1937 года введены в работу первые агрегаты новой электростанции.



Новости

Популярное

Пригородные автобусы не будут заезжать в центр Якутска
Город | 1 день назад
Пригородные автобусы не будут заезжать в центр Якутска
Два транспортно-пересадочных узла появятся в районах Аэропорта и Медцентра.
На участке улицы Кулаковского ограничат движение транспортных средств
Город | 1 день назад
На участке улицы Кулаковского ограничат движение транспортных средств
На участке от ул. Дежнева до автобусной остановки «КФЕН».
Прогноз погоды на 27 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Прогноз погоды на 27 ноября в Якутске
Температура воздуха днём составит -23, -25°C.
Отключения света 27 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света 27 ноября в Якутске
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.