Фестивальный год Ольги Янцен
Девочку звали Ольга Янцен. Когда она пошла в школу – у нее стали появляться тетрадки, исписанные аккуратным девчоночьим почерком. Стихи. Их много было потом, этих тетрадок. И естественно, что поступила она на филологический факультет. Спустя много лет эта девочка, став уже взрослой, получила признание на всероссийском уровне, став лауреатом сразу в двух номинациях завершившегося на этой неделе в городе Анапе IV Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова» в номинации «Поэзия» и «Поэтический перевод».
Фестивальный год
Стоит сказать, что для Ольги Янцен (Фроловой по мужу) этот год богат на фестивали, победы и лауреатства. Я не говорю – «был богат», потому что год еще не завершился, и еще возможны всяческие сюрпризы.
В марте этого года на съезде писателей Якутии она выиграла право опубликования собственного сборника стихотворений в издательстве «Бичик». В апреле стала членом жюри на фестивале авторской песни и поэзии «Хангаласский бережок» А уже в августе на фестивале авторской песни и поэзии «Берег дружбы - 2018» она становится лауреатом в номинации «Северная поэзия» и дипломантом в номинации «Русская поэзия».
Ольга Янцен – хрупкая, стройная молодая якутская женщина с немецкими корнями, родившаяся в Краснодаре (там как раз проводили отпуск ее родители) и родом из Чурапчи. Она – потомок ссыльных переселенцев-немцев. Вот так причудливо тасуется колода… Свободно изъясняется на двух языках, якутском и русском, и оба считает родными – этим никого не удивишь. А вот писать на обоих языках, как на родных, – это уже сложнее. Быстрая, стремительная, ни минуты не проводящая в покое, с чудесными, необычными глазами и полуулыбкой, которая не сходит с губ – она совершенно не похожа на тех вальяжных дам, которые считают себя поэтессами и с томным видом говорят о высокой поэзии. Она не рассуждает о поэзии просто так – в школе № 7 в один из своих законных выходных она ведет поэтический кружок. Работает в Бизнес-инкубаторе (наверное, именно поэтому у нее достаточно быстрый ритм жизни, жесткий график, умение планировать свое время) и воспитывает троих детей.
«Мама мечтала, чтобы я стала академиком»
Умница-девочка в школе, и в вузе Ольга оставалась умницей. Их в семье пять дочерей. Поэтому в некотором смысле конкурировать ей было сложновато. Училась она очень хорошо, и мама мечтала, чтобы Ольга стала академиком. «Ну, если не академиком, то человеком от науки. Но я ее немного в этом разочаровала – наотрез отказалась оставаться в аспирантуре и пошла своим путем», - смеется Ольга. «Это же моя жизнь, и прожить ее я должна была сама».
Сейчас у нее трое детей, старшая дочка, единственная, – студентка. Сын-школьник и детсадовский Женя – отрада родителей. Муж Александр – айтишник, разрабатывает сайты.
- У меня очень замечательный муж. Это редкость, когда мужья снисходительно относятся к увлечениям жен, особенно если это не вязание или кулинария. А ведь для многих стихи – стихия непонятная. Я скажу больше. После моих лауреатств (смеется) он стал серьезно относиться к моему творчеству. А еще после фестиваля «Берег дружбы» загорелся сам и стал играть на гитаре. И горит до сих пор! Такая вот у нас творческая семья. Дочка тоже играет на гитаре, пытается петь.
«Меня спустили с небес на землю»
Но не все и не всегда было так гладко и легко. Наверное, будет вернее сказать: все было далеко не так ровно. И сегодняшние победы – это результат долгого, кропотливого труда, сомнений, внутренних переживаний, работы над собой. Но как бы ни было тяжело – она никогда не бросала писать.
- Когда я училась на филфаке, я писала стихи, и все их хорошо оценивали. Я публиковалась, я была обласкана, и меня называли чуть ли не гением. Но однажды… Я участвовала в конкурсе, где были Владимир Фролов и Владимир Федоров. Мэтры. Мастера… И вот они – конечно, очень мягко и корректно – сказали мне, что «вот тут неточно, тут сбивается ритм, а рифмовать по методу «любовь-морковь, розы-мимозы» вообще нельзя! Девушка, вам еще работать и работать!» И все… Меня как будто спустили с небес на землю, я ходила как в воду опущенная. Представляете - столько лет меня буквально носили на руках, говорили, что я самая лучшая, а тут – как ушат ледяной воды! И от кого! В общем, на много-много лет я закрылась. Нет, я не переставала писать, но писала – практически «в стол». И не показывала стихи тем людям, которые были признанными мастерами слова. Ну, просто не могла. До поры до времени…
Время пришло!
И это время пришло. Год 2018. В августе на встрече с Владимиром Федоровым известная поэтесса Ольга Пашкевич рассказала ей о том, что будет поэтический конкурс-фестиваль в Анапе. И что заявки (и стихи) можно отправлять по электронной почте – то есть участвовать заочно. И Ольга решилась. «По голове же никто не ударит? И не обругает? Почему бы и нет?» Так, вроде бы случайная встреча и привела ее к победе.
- Я до сих пор не могу этого осмыслить, понять и принять. Наверное, вся моя долгая дорога – школьные неловкие стихи, студенчество, критика мастеров, годы сомнений и неуверенности в себе - были нужны для того, чтобы улеглась пылкость и максимализм молодости, чтобы я много читала, много работала над собой, наконец, скинула с себя корону гениальности (улыбается). Огромное спасибо Ольге Пашкевич за то, что поверила в меня. Кстати, она сама завоевала второе место в категории «Мастер» в номинации «Малая проза». И это вкупе – победа якутян. И этот фестиваль-конкурс, как и фестиваль «Берег дружбы», дал мне возможность поверить в себя по-настоящему.
Сейчас у Ольги Янцен множество планов. Творческих. Возможно, вместе с мужем Сашей писать песни и на следующем «Береге» выступить уже как семейный дуэт авторов-исполнителей. Все сбудется – нужно только верить!
Март
Серый март с колючими ветрами -
Шумный призрак крыш и ржавых труб,
Гололедными скрипучими утрами
По-особенному с человеком груб.
Вдоль обледенелых тротуаров
День скользит к закатному костру.
Каблуков нестройные удары
Эхом раздаются по двору.
До апреля пара километров
Солнца не размотанных лучей.
Пережить бы призрачные ветры,
Не позволив погасить свечей.
Я в размолвке с сиреневым летом
Я в размолвке с сиреневым летом за настырную белую ночь,
Что мешает свиданью с Поэтом, что всегда мне умеет помочь.
Только тени боятся июня в наших северных скромных краях,
Я со светом из окон воюю, плотных штор увеличив размах.
Но искусственный мрак не обманет, мой спаситель не сядет в углу,
Тихой лирой к себе не поманит, не добавит мне перьев к крылу.
Как в июне скучаю по Тени, по беседам его по душам,
Он всегда добавляет мне звеньев к строчкам жизни, подобно годам.
Несомненно, я к августу с летом помирюсь, успокоюсь, дождусь
Дорогого свиданья с Поэтом,
А пока всё со светом борюсь.