Гиперактивность или педагогическая запущенность?
Консультирует врач-невролог, кандидат медицинских наук, отличник столичного здравоохранения, главный врач клиники «Кристалл» Роман Попович.
«Я не люблю лечить взрослых, потому что они говорят: «Я читала в интернете… у меня такой диагноз!»
Когда стоит обратиться к неврологу?
Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению начинают приниматься лишь к достижению критической точки, которая во многих случаях приходится к моменту поступления в школу. Базовые признаки - повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания. Если имеются подозрения, лучше обратиться к специалисту, а дальше действовать по обстоятельствам.
Гиперактивность – это серьезный диагноз
Гиперактивность – это возрастзависимое (слитно!!!) состояние, и такой диагноз можно ставить только детям старше семи лет при условии наличия одинаковых поведенческих расстройств в школе, дома и в кругу друзей.
Есть международная шкала, по которой оценивается собственно импульсивность, гиперактивность и дефицит внимания. И при наличии более половины положительных ответов ребенку можно поставить такой диагноз.
Родителей чаще всего беспокоит та самая неусидчивость, невозможность сконцентрироваться на выполнении ребенком одной задачи. Для семи лет норма – не более 15 минут. Если ребенок способен заниматься каким-то делом меньше 5 минут, то тут нужно смотреть: либо это повышенная истощаемость нервной системы, либо действительно один из признаков СДВГ.
В любом случае, если родители подозревают какие-то отклонения в нервной системе ребенка, лучше обратиться к специалисту.
Истинных случаев СДВГ на самом деле не так много, потому что это действительно тяжелое состояние. Ребенок вырастает, а заболевание остается. Как правило, такой человек не может долго работать на одном месте, устроиться в жизни, страдает рассеянностью.
Эффективного лечения данного состояния в настоящий момент нет. Есть несколько препаратов, которые действительно помогают при настоящем СДВГ, но они имеют достаточно серьезные побочные эффекты, и далеко не каждый врач имеет право их назначать и проводить ими лечение.
Как проверить?
Есть специальный тест на врабатываемость, который при диагностике данного заболевания является «золотым стандартом». Он представляет собой набор букв, графических символов или геометрических фигур, в нем порядка 10-15 строк, в каждой строке примерно 30 символов, и пациенту предлагается вычеркивать только один конкретный символ за определенное время. Потом оценивается результат – количество ошибок, строк и так далее, и определяется - соответствует ли результат возрастной норме. В принципе, таким тестом владеют даже школьные психологи.
СДВГ – не единственный диагноз
Честно сказать, классический СДВГ я ни разу не видел. Всегда можно найти нюанс в двигательной сфере, и устранить этот корень проблемы, чтобы решить ее целиком.
То, что сейчас вкладывают в понятие СДВГ, это в большей степени минорные нарушения высших психических функций. При этом не всегда связанные напрямую с центрами головного мозга, отвечающими за внимание и эмоции. Например, у меня был пациент, мальчик с подозрением на гиперактивность, так посчитали школьные учителя и рекомендовали маме обратиться к врачу. А у ребенка выявились проблемы с формированием идеаторного и идеамоторного праксиса, когда в головном мозге не формируется образ действия или действие реализуется ошибочно. Что это такое – образ действия? Хочу взять ручку, и в голове формируется программа, как взять ручку. У мальчика эти нарушения проявлялись при обучении таким образом, что если перевернуть страницу книги, то эта новая страница никак не увязывалась в голове с предыдущей. И это никак не связано с речью, эмоциональностью или активностью внимания. Это нарушение содружественного взаимодействия зрительных центров с двигательными и с оперативной памятью, т.е. когда зрение переключается на другой объект, при этом предыдущий сохраняет в памяти. Если такому мальчику дать вышеуказанный тест, он его проработает. А если перевернуть страницу – он «зависнет». Он забудет, что нужно было делать. Ему становится неинтересно, и он пытается себя как-то занять. Это нарушение межполушарного взаимодействия, и встречается такое нарушение нередко. И это не имеет никакого отношения с эмоционально-волевыми нарушениями, которые лежат в основе СДВГ.
Так что СДВГ во всем мире, по большей части, занимаются психиатры, а не неврологи. Наша же задача – установить верную причину нарушений.
Активный ребенок и уставшие родители
Есть такое понятие, как гипермоторность. Ребенок очень активен, любознателен и никому не дает покоя. Болен ли он? Как правило, с жалобами на гиперактивность приходят мамы с детьми 4-5 лет. Но ребенок по возрасту не должен заниматься чем-то больше пяти минут, для них это нормально. И причина жалоб мамы на такого ребенка коренится в том, что мама, а точнее ее мозг не успевает за скоростью мозга ребенка. И это тоже нормально, с возрастом наш мозг становится более «степенным».
Может, просто невоспитан?
Штамп «Педагогическая запущенность» привыкли ставить детям, с которыми не могут справиться взрослые. Почему-то дети не понимают слов «нет» и «нельзя», никого не слушают и не слышат, бегают, прыгают, и нет с ними сладу. При отсутствии неврологических нарушений проблема ложится в плоскость воспитания.
Дети - манипуляторы от природы, и когда ребенок что-то хочет, он пускает в ход все возможные инструменты – слезы, крики, бьется головой о стенку. И родители начинают сдаваться. Но мы же не бабочки-однодневки, воспитываем ребенка не только в конкретной ситуации, а на перспективу. И ребенок, который привык ничего не делать, потому что мама сдавалась под напором его требований, так же будет вести себя в садике, школе, на работе. Мозг ребенка нужно воспитывать, тренировать, дрессировать, если хотите.
«Все дети вьют из родителей веревки. Главное, не дать превратиться этим веревкам в канаты или стальные тросы».
Воспитание с рождения: нет, нельзя и табу
Самое главное при рождении ребенка - это определить, что можно, а что нельзя. К трем годам уже должны быть определенные границы. Правосознание – преступление и наказание. Это даже не вопросы педагогики, а вопросы безопасности. Первый, важный этап воспитания - до трех лет. Период табу. Нельзя. Нет. Какие-то вещи нельзя делать всем. Какие-то вещи можно, но с оговоркой. Совать пальцы в розетку нельзя ни в три, ни в тридцать три. А ножик брать можно, но только с мамой-папой. Можно ли залазить на подоконник? Можно, если ты умеешь с него слазить. Мы не можем защитить детей от всех ситуаций, но мы можем научить их вести себя в ситуациях так, чтобы они выходили из них с минимальными потерями.
Период табу – хорошо-плохо, свое-чужое, можно-нельзя. Самая большая проблема на этом этапе в том, что родители начинают рано сдаваться. Кому-то нужно сказать три раза «нет», а кому-то - 33. На любом этапе развития ребенка требуется умение соблюдать собственную позицию в вопросах воспитания. Если нельзя, то нельзя ни сегодня, ни завтра. Поэтому нужно выбирать слова, когда что-то запрещаете. Память у детей хорошая. Если родители уронят свой авторитет неопределенностью, то никогда его не вернут. И это распространяется не только на маму и папу, но и на бабушек и дедушек. Правила едины для всех.
Можно ли вылечить невоспитанность?
С точки зрения поведенческой неврологии, проще работать с семьями, где дети до трех лет. Тогда можно задать правильный курс воспитания ребенка, который позволит сэкономить нервы родителям и здоровье ребенку. Чем старше ребенок, тем тяжелее придется.
Предлагаем нашим читателям задавать вопросы доктору по электронной почте «Эхо Столицы» exo89@mail.ru или СМС, ватсап по номеру 8-914-271-79-40 с пометкой «Вопрос Роману Поповичу»