«Главстрой». Схалтурить не получится
— Иван Николаевич, каждую неделю ваше ведомство возит журналистов по дорожным строительным площадкам, я так понимаю как раз посмотреть на вашу работу?
— Совершенно верно, но мы не только дороги строим. Главстрой работает по двум основным направлениям. Первое, как вы отметили, это дорожное строительство. Есть национальная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», она входит в муниципальную программу «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры» и задает вектор движения. В этом году перед нами план освоить без малого полтора миллиарда рублей, и показателем нашей работы будет протяженность дорог в 25,8 километра. Все горожане в курсе, где идет строительство. Работы ведутся согласно графику, отставаний нет.
— Кто занимается строительством, местные компании или фирмы из других регионов?
— Можно сказать, все местные. «Дорисс» — это практически наша фирма, хотя руководитель из Чувашии, но он уже много лет работает в Якутске. Фронт его работ — дороги на улицах Жорницкого, П. Алексеева, Пилотов. Второй крупный объект —Хатынг-Юряхское шоссе от Вилюйского тракта до ул. Курнатовского включительно.
В Автодорожном округе улицы Красильникова, Автодорожная от ДСК до Воинской и Хоринская. Дорога в новом(202-й не новый) 202-203-м микрорайонах: улицы Суоруна Омоллоона и Ларионова. И переходящий объект — улица Чайковского. Выполняет работы наш домашний подрядчик «Сахатрансстрой».
Также местная компания ООО «Монтажсервис» будет строить дороги в Мархе на улицах Экспериментальная, Якова Петерса, Газовиков и Школьная. Организация обладает большим опытом, работала на республиканских дорогах — на них можно положиться.
Три моста в Северном, через Мархинку и Шестаковку будут строить профессиональные мостовики «Мосты Севера» и СК «Илин».
— Вы говорите: профессионалы, большой опыт… Неужели дорогу по Бестужева-Марлинского отдали непрофессионалам?
— Эту дорогу строил «Альянс-2005». Это переходящий объект. Работы по нему завершены.Но я согласен, что такую дорогу сдавать нельзя, все сделано неаккуратно. Будут переделывать.
— А как можно заставить подрядчиков сразу сдавать дороги с нормальным качеством, а не сделанные тяп-ляп?
— В этом году для контроля качества мы впервые применяем лабораторный и строительный контроль. Раньше мы могли только визуально оценить толщину покрытия, а состав и прочее проверить не могли. Теперь будут отбираться пробы с уложенного асфальта и проверяться на соответствие требованиям, химическому составу, качеству асфальтобетонной смеси. Раньше не делали этого из-за нехватки денег. Средства изыскали теперь строители, прежде чем схалтурить, подумают. Также в борьбе за качество мы ввели общественный контроль, еженедельно производим объезд с привлечением СМИ и горожан, чтобы смотреть за качеством выполнения работ и соблюдением графика.
— С дорогами более-менее понятно, а второе направление?
— Следующее направление работы Главстроя — капитальное строительство. Сейчас мы ведем строительство Культурно-спортивного центра «Кедр» в Табаге. Подрядчик — СК «Сахастрой-2002», в этом году объект должен быть сдан.
Республика выкупила два здания и передала их городу для учебных заведений. Одно из них по улице Толстого, 20 — под дополнительные классы для школы №5 (300 мест). Проектно-сметная документация готова и находится на экспертизе. Срок сдачи до 31 декабря. Второе здание по Вилюйскому тракту, 4 км. Это бывшие помещения Байкальского университета под дополнительные классы школы № 20 (410 мест). Также ПСД находится на экспертизе. Сроки сдачи такие же. Деньги федеральные, и мы — кровь из носу — должны их освоить, а показателем работ будет начало учебного процесса. Учитывая сжатые сроки, это архисложная задача. Еще усугубляет ситуацию то, что мы должны закупить и оборудовать все оснащение для школы.
Параллельно на государственной экспертизе находится ПСД школы-сада на 220 учебных мест и 100 дошкольных в Кангалассах. Это трехгодичный контракт. Нынче сваи должны установить.
Кроме прочего, Главстрой — заказчики по проектированию объектов образования, культуры, спорта. В настоящее время завершена разработка ПСД девяти объектов, экспертиза пройдена, и надеемся: они войдут в план реализации города на 2020—21-е годы.
1. Здание на улице Мелиораторов в Мархе под детский сад на 240 мест.
2. Коррекционная школа № 4 на 180 учащихся на ул. Пирогова.
3. Пристрой к школе № 1.
4. Пристрой к школе № 5.
5. Пристрой к школе № 31.
6. Дополнительное здание к Хатасской средней школе.
7. Школа № 34 на 350 учащихся с интернатом на 120 мест.
8. Дополнительное здание к школе № 12.
9. Дом на ул. Очиченко, 25/2 для проведения ремонта.
— На стадии разработки ПСД укрепительно-восстановительные работы школы № 1.
— Культурно-спортивный комплекс Якутского городского лицея.
— На экспертизе находится ПСД Строительства спортивного комплекса в Хатассах;
— Проектируется МФЦ в Пригородном;
— Бизнес-инкубатор на Маганском тракте, 2 км.
— Укрепительно-восстановительные работы школы № 38 и детского сада № 72.
— Это все новые контракты, а какие хвосты тянутся с прошлых лет?
— С прошлого года остались объекты проекта «Формирование городской среды»: «Ворота Якутска», «Бульвар учителя» и «Сквер тружеников тыла». Есть нарекания по деталировке проектов. По труженикам тыла сделали стенды, и деревянные стойки уперли в землю... Мы не можем отклоняться от проекта и все сделали, как было предусмотрено проектом. На сегодня технические проблемы решены, кроме сквера «Бульвар учителя», по которому генподрядчик не выполняет свои гарантийные обязательства и не выходит на связь.
Иногда бывает, что работы не выполнены в срок или сделаны ненадлежащим образом не только по вине подрядчика, но и проектировщиков. К примеру, по Бульвару учителя много ляпов в самом проекте. Печальные светильники, совершенно не антивандальные, размещены невысоко над землей и их прямо хочется пнуть. Также с благоустройством озера Сайсары. Сделали хорошо, но не предусмотрели заезд автомашин Почты России и положили деревянные настилы. Почтовики все разбили. По «Воротам Якутска» тоже есть непродуманные моменты: проект красивый, но некоторые дорожки отсыпаны отсевом щебня. Во-первых, этот щебень разлетается по всей территории, проектом не предусмотрены отсекающие бордюры. Художник так решил… Мы исполнили.
— Как эти проекты тогда экспертизу проходят?
— Согласен с замечанием. Это недоработка со стороны заказчика, в данном случае «Главстроя». К сожалению, эти объекты не проходят госэкспертизу, и нам нужно было провести свою экспертизу, когда принимали ПСД. Но получилось так, как получилось. Я тогда еще не работал и за своего предшественника отвечать не могу.
По труженикам тыла все недоделки уже устранены.
Ситуация с Бульваром учителя просто ужасная, помимо того, что проектные решения неудачные, так еще и подрядчик исчез. Принято решение передать объект Службе эксплуатации городского хозяйства в том состоянии, в котором сейчас есть, и уже они будут изыскивать средства для доведения бульвара до ума.
— Вы отвечаете за обследование корпуса 19 в 202-м микрорайоне?
— Да, есть у нас этот печально известный объект. Мы провели обследование силами НВЦГеотехнологии. Изучили состояние положения фундаментных плит для выявления причин крена. По факту выяснилось, что плиты фундаментов наклонились, видимо, в результате протечек инженерных сетей и строительного брака. Вторая часть поставленной перед нами задачи — выработка рекомендаций. Ученые нам предложили два варианта решения проблемы. Первая стабилизация грунтов путем замораживания криоустановками. Второй вариант — установка ряда свай вдоль здания и связывание со зданием для стабилизации. На этой неделе должен состояться технический совет, и решение будет принято.
БЕЗ НАС НИКУДА
Так же Главстрой участник городских межведомственных комиссий:
- по перепланировке жилых и нежилых помещений;
- по предоставлению субсидий работникам бюджетной сферы на жилье;
- разрешению строительства и ввод объектов, комиссии по благоустройству;
- по рассмотрению народного бюджета для социально-значимых объектов;
- по доступной среде, совместно с архитектурой участвуют в планировании городских территорий, так как все должно быть увязано с планом дорог, водоотведением и т. д.
— В вашей зоне ответственности и доступная среда?
— Мы заказчик проектирования и строительства пандусов и подъемников. Работаем по заявкам соцзащиты. Что будет устанавливаться в доме или учреждении, подъемник или пандус, определяется комиссией. Если невозможно сделать пандус, устанавливаем подъемник. Сейчас на исполнении 28 заявок. Часть поступает от объектов образования, культуры, спорта, но большая часть в жилые дома по заявлениям граждан. В этом году для обустройства пандусов и подъемников выделено восемь миллионов. Три пандуса уже сделали и передали заявителям: Крупская, 37Б, Городская классическая гимназия и Якутская городская национальная гимназия.
Сейчас проходит аукцион по строительству пяти пандусов и двух подъемников, если по аукциону сэкономим, то можно будет еще один пандус построить.
При разработке и приемке мы постоянно приглашаем инвалидов-колясочников. Они вносят свои предложения, если это обоснованно, то замечания принимаются и проект исправляется. Стараемся, исходя из финансовых возможностей, удовлетворить все требования.
— Кстати, водоотведение — один из самых больных вопросов города. Новые дороги будут строиться с учетом этой системы, а как насчет всех остальных улиц…
— Водоотведение это больной вопрос для городских властей и республики. Нужны кардинальные изменения в этом направлении. В городе есть система городских каналов: большое и малое кольцо. Работы для соединения всех водоемов начаты еще при Михальчуке. Все ливневые и дождевые воды должны туда сливаться, а у нас во время дождя проспект Ленина тонет. Так не должно быть. Сейчас этот вопрос поднимает заместитель главы по развитию территорий Евгений Григорьев. Хочет внести программу восстановление горканала. Нужно сделать проект, встроенный в генплан города с учетом всего, где что будет строиться, снижаться или повышаться уровень земель, и тогда будет легче проектировать локальные объекты. Сейчас при строительстве с одного места в другое перегоняют. Возможно, это будет даже система насосов по городу, но если вода сливается, то она должна куда-то уходить. К примеру, на Октябрьской есть насос, около «Холбоса» — есть. Их технические возможности позволяют сбрасывать воду с целых улиц. Просто надо заняться этим, а чтобы все заработало, вписать в генплан и согласовать все звенья цепи. Предусмотреть средства из бюджета на проведение инженерных сетей, а не возлагать на застройщика, который сделает, как ему хочется. Инженерные коммуникации обязанность государства, а не застройщика, который вложит все это в стоимость квадратного метра.
— Вы вносили эти предложения при строительстве «браковых» объектов?
— Я возглавил «Главстрой» в ноябре прошлого года, когда основные строительные работы уже были завершены, и моя основная задача была освоение средств: федеральных, республиканских, муниципальных. Есть плановые показатели по освоению, если деньги не осваиваются, особенно федеральные, то они возвращаются и это тяжкое бремя для города. И больше не выделяются, а уходят в следующие годы в другие регионы.
— И как успешно справились с освоением?
— С точки зрения чиновника, так скажем, я свою миссию выполнил.
— Какие проблемы есть в работе ведомства, что мешает?
— Самая большая проблема — это маленький штат и стесненность в помещении. Весь объем работ выполняют 25 человек. Это очень мало, и в кабинетах чуть не на головах сидят, проекты на полу хранятся. Я ставил неоднократно вопрос о расширении штата и увеличении помещения, так как нет условий для работы. Почему случаются ляпы в проектах, потому что физически обработать все досконально невозможно. Особенно, когда уже начато строительство, приходится дорабатывать проекты
P.S
Когда верстался номер, стало известно, что Иван Николаевич оставляет свой пост по состоянию здоровья.
— Вы с легким сердцем покидаете пост?
— Уходить жалко. Только все на поток поставил, работу наладил. Но чувствую, что тот объем работ, который предстоит, не смогу сделать, находясь на больничном листе, поэтому оставляю должность. Подлечусь, отдохну на пенсии, попутешествую, а потом, думаю не смогу без работы: шея есть — ярмо найдется…