"Гордыня актерская непомерна" известный критик о якутском театре
Ведь театральной критике надо не один год учиться в специальных институтах. Имея за плечами только журналистское образование, достаточно сложно судить о творчестве театров, актерских работах, особенностях драматургии, сценографии и других специфических вещах в ýтом сложнейшем из искусств. К тому же полагаясь только на глубину личного ýмоционального восприятия, можно скатиться до уровня полнейшего отрицания или похвальбы.
Что ни имя, то "Золотая маска"
Якутия на Дальнем Востоке, да и в целом по России, считается одним из театральных краев. Наши коллективы успешно выступают на российских и международных подмостках, пополняют свои копилки престижными премиями, якутских режиссеров знают далеко за пределами республики, следят за их творчеством, ждут новых постановок, даже приезжают сюда, чтобы посмотреть ту или иную их работу. И все это на фоне практически полного отсутствия полноценной профессиональной местной театральной критики. Поэтому любая возможность услышать мнение компетентного в этом вопросе эксперта - большая удача для любого театрального коллектива.
В прошлые выходные наш город посетил известный критик и драматург Олег Лоевский.
В последние годы Олег Соломонович много ездит по стране и миру, знакомится с работами театров, молодых режиссеров и занимается отбором спектаклей для участия в самых различных театральных фестивалях. В Якутске Лоевский только второй раз. Однако, он настолько близок к якутскому театральному искусству и сведущ во всех вопросах, касающихся наших театров, что может свободно рассуждать об особенностях творчества любого режиссера, многих знает лично. Как поделился эксперт, в год он просматривает 300 спектаклей и всех ярких, интересных в творческом плане режиссеров, драматургов, актеров считает нужным знать лично. «Что ни театр, то имя, «Золотая маска»! Александр Титигиров, Сергей Потапов, Юрий Макаров, Сюзанна Ооржак. У вас столько молодых и ярких режиссеров!» - восхищается Лоевский.
На прошлой неделе эксперт посетил Театр юного зрителя, Саха театр и Русский драматический. Он встречался с труппами, просмотрел репертуарные спектакли: в ТЮЗе - моно-спектакль «Это я – Эдит Пиаф» режиссера Александра Титигирова, в Саха театре - «Кемуел» Андрея Борисова, в Русском - «Сон в летнюю ночь» московского режиссера-постановщика Романа Мархолиа. После критик обсудил увиденное с журналистами на специально организованных занятиях «Особенности газетной театральной критики в регионе» и поделился своим мнением по многим вопросам, касающимся культурной жизни
российской провинции.
"Президент должен читать сказки на якутском"
В начале беседы Олег Соломонович очень подробно рассказал обо всех театральных фестивалях в регионах, к организации и проведению которых он причастен, и какие из них могут быть интересны для якутских театров в плане участия. Особо эксперт остановился на международном эколого-этническом театральном фестивале в Хакасии «Чир Чайаан» - «Дух Земли», где примут участие театры и творческие коллективы из городов России, Франции, Италии и Индии. Лоевский сказал, что как арт-директор занимается составлением программы фестиваля и хотел бы видеть на этом фестивале театр или интересный коллектив из Якутии. С такой целью он приехал в республику и еще раз приедет весной и посетит премьеру Сергея Потапова, постановку Нюрбинского народного театра.
Свое особое отношение к сохранению национальной культуры он выразил следующим образом: «Считаю, что в национальной республике, национальном театре спектакли должны идти на родном языке. Вот в Бурятии детские сказки шли на русском языке. Мы много разговаривали на эту тему. Доходило до скандалов. Сейчас ситуация выправилась. Если нет преемственности, язык умирает. Дети с малых лет должны слышать свой язык, говорить, читать. Все известные люди должны знать свой язык. Президент тоже должен читать сказку на родном языке. Язык должен сохраняться, развиваться, жить. Только тогда мы воспитаем культурных и образованных людей. Я очень серьезно отношусь к этому вопросу. В Татарстане, например, культ театра. Президент назначает главного режиссера национального театра. Там известных классиков переводят на татарский язык и ставят спектакли. Зал полный. У вас тоже есть свой национальный театр, достаточный багаж классических произведений. И это заслуживает уважения».
"Не хватило энергетики"
(после спектакля "Это я - Эдит Пиаф" в ТЮЗе)
- Не понимаю. Эдит Пиаф стала общерусской женщиной, многострадальной, несчастной, бесконечно зависимой от чувственной природы бытия. Когда не любила, она не жила, не пела. Вообще это образ очень противоречивый.
Вопросов к этому спектаклю очень много. В первую очередь мои претензии к драматургии, только после - к режиссеру, актрисе. Драматург Нина Мазур просто взяла автобиографическое произведение Эдит Пиаф «На балу удачи» и сделала линейный пересказ наиболее значимых эпизодов. Режиссер объединил это в яркие картинки, применяя клиповый подход в решении спектакля. Нет в этой драматургии материала, нет пространства, чтобы раскрыться ни режиссеру, ни актрисе. Странная сложилась ситуация для актрисы. Текста мало, она, не поет. Ее функция, как у электрического фонарика. Эдит Пиаф – это образ, не портретное сходство. Это энергетика, которой актрисе в главной роли явно не хватило. Очень много общеизвестных штампов. Когда она бедная и несчастная – идет снег, когда она влюбилась – пошел дождь. Складывалось ощущение, что сценография, актриса, музыка – все жили по отдельности, единого звучания не получилось. Режиссера спектакля Александра Титигирова я хорошо знаю. Видел и восхищаюсь многими его работами. Да, Театр юного зрителя находится в эксперименте, поиске. К тому же моно-спектакль – это всегда очень сложно. Ни в коем случае не хочу сказать, что «Это я – Эдит Пиаф» - халтура. Нет. Просто это новая и интересная попытка режиссера рассказать другим сценическим языком о тяжелой судьбе великой женщины. Но получилось так, как получилось: кто-то понимает, а кто-то - нет. Тут есть повод поразмыслить.
"Артисты играют текст, а не подтекст"
(После спектакля "Кемуел" в саха драматическом театре)
- Знаю, что Андрей Саввич применяет очень скупую палитру сценических приемов. Эти лодки, движущиеся по кругу, мостки. В начале немного раздражало. Но затем появилось ощущение структуры, я понял, что этим режиссер дает время для раздумий, художественный воздух, возможность для осмысления.
Спектакль – историческая семейная сага, что очень часто можно увидеть и в других театрах. Здесь очень легко попасться на такую вещь как предсказуемость всех событий, происходящих на сцене. У меня претензии к сценографии. Не соблюдена культура сцены – мятая декорация, слишком бутафорские льдины, много так называемой сценической грязи – теней, из-за плохого освещения. Было заметно, что артисты играют текст, а не подтекст. Выпала туфелька у героини. И все внимание у меня ушло на раздумья, что с этой туфлей будет дальше. Так, наверное, было и со зрителями. Ни он, ни она не обратили на это внимания, не подчеркнули, сделано это было специально или случайно. Затем на нее упала лодка. Актерам было не до этого. Они были заняты другим. Так бывает, когда играют текст. Хотя материал интересный и насыщенный. Жалко, что я всей трилогии не увидел. Но надеюсь просмотреть на компакт-диске. Очень красивая и молодая труппа в театре. Артисты высокие, статные. Это очень важно. Сейчас во многих театрах актерам по росту мельчают. Также у вас очень правильно сбалансированная по возрасту труппа.
"Был мотоцикл и больше ничего" ...
(после спектакля "Сон в летнюю ночь" в русском драмтеатре)
- Были на сцене люди на мотоцикле и больше ничего. Я ждал, что может быть, предложат какой-то интересный финал. А получился аттракцион, костюмы, декорации, как в «Американских горках». Одна картина сменяет другую и никакого посыла. Одно торжество новых технологий. Пьеса эта полна смысла. Но его не было видно.
С мнением эксперта было трудно не согласиться. Спектакль полон технологичных приемов в сценографии. Там есть крутящийся экран, светящиеся шарики, катающиеся по полу, проекция происходящего на экране в реальном времени. Также были байкеровский мотоцикл, а на нем лысый бугай в свадебном платье, Елена с голым бюстом, актеры с радиомикрофонами… За всем этим шоу потерялась сюжетная, философская линия произведения великого Шекспира. Хотя каждый актер роль, отведенную ему на сцене, исполнил очень качественно. Вместе с тем после просмотра у меня лично возникло ощущение зря потраченного вечера и раздражения за такой талантливый, яркий и молодой коллектив, который из за отсутствия главного режиссера вынужден играть на сцене малопонятные инсталляции московских заезжих деятелей, прозябать в извечных «Семье Вурдалака» и «Тринадцатом номере».
Вместо послесловия
- В России современные спектакли очень мало ставятся. Так не должно быть. В театре зритель должен видеть наряду с классическими произведениями то, что пишут и создают их современники. Произведений достаточно. Только у меня на флэшке свыше девяти тысяч спектаклей. А куда ни приедешь – там «Тринадцатый номер»... Государство не может сформировать политику в области культуры. Государство не знает, на что давать деньги, поэтому субсидирует хрень – полупьяные коллективы, декорации на фанере, пустые залы. Это уничтожение театров. Вы говорите: «Дайте драматургию», берите, она есть! Нужен зритель – займитесь им! Театр должен быть заинтересован в этом. Сейчас нужны разные театры. Есть классика, нет молодой драматургии. Не работает малая
сцена, нет риска, поиска. Гордыня актерская непомерна: не хотим, не желаем, не доверяем. Нет работы, нет денег на интересные постановки? А есть гранты, специальные программы. Участвуйте! Театру легче бурчать и вопить: «Дайте работу». Проблема занятости актеров есть всегда. Надо искать и экспериментировать.
Справка «ЭС»: Олег Лоевский - основатель и художественный директор известного фестиваля "Реальный театр" в Екатеринбурге, лауреат международной театральной премии им. К.С. Станиславского, Член экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска", известный критик и драматург.