ИНВАЛИД – НЕ ИНВАЛИД
НЕ ХОЧУ БЫТЬ ИНВАЛИДОМ!
Я периодически наблюдаю за молодым человеком, устроившимся не так давно в нашу редакцию. Баир пашет на работе с утра до вечера, постоянно кому-то звонит, о чем-то договаривается, присутствует на планерках, решает рабочие вопросы с сотрудниками и партнерами. На его месте всегда кипит плодотворная работа (честно говоря, до сих пор я в глаза не видела предыдущего сотрудника, занимающего эту должность, и тем более его работу). «Так и должен работать любой нормальный сотрудник», - скажете вы. И будете правы. Но какой ценой ему достается работа. Дело в том, что у Баира сильно деформирован тазобедренный сустав, вследствие чего одна нога короче другой и при ходьбе изворачивается так, что ему приходится сильно хромать. И только слепой не заметит, что Баир ходит не так, как все. Но он не инвалид и не хочет им быть. Без этого статуса Баир живет уже четыре года. Еще несколько лет назад он был практически лежачим инвалидом, запертым в четырех стенах. Вся жизнь совсем юного парня по причине коварной болезни проходила где-то между болью и лекарствами, в то время, как другие гоняли на мопедах и наслаждались жизнью. Баир пережил все – обиду, страх, депрессию, боль и отчаяние. Казалось, жизнь застыла на месте - в этой комнате он повзрослеет, состарится и умрет. Надежда на выздоровление медленно, но верно угасала. Однако в один из летних дней Баир заметил, что боль стала слабее и меньше. На следующий день еще меньше. Через несколько месяцев он практически не испытывал боли и уже не проводил много времени в кровати. В глазах Баира лучился свет с надеждой на то, что когда-нибудь он будет жить как все здоровые парни: работать, учиться, заниматься спортом и просто ходить. Баир разрабатывал сустав каждый день, делал массаж, специальные упражнения для укрепления мышц. Как только он перестал испытывать сильную боль, и качество жизни его улучшилось, он просто не пошел на очередную медэкспертизу, таким образом отказавшись от статуса «Инвалид».
«ИНВАЛИДНОСТЬ УНИЖАЕТ»
«Почему?» - спрашиваю я Баира. «Да и зачем мне это надо – бесконечные справки, анализы, очереди. Ведь чтобы пройти МСЭ, надо предварительно проконсультироваться у терапевта и у каждого узкого специалиста, сдать все анализы, которые только есть. И так каждый год. Я не хочу быть инвалидом. Хочу быть как все, чувствовать себя наравне со всеми. Не хочу, чтобы люди видели мои трудности и заботились обо мне, хочу сам заботиться о своей семье», - отвечает Баир. Мне приятно слышать слова Баира и видеть его на рабочем месте всегда бодрого, собранного, с приятной улыбкой на лице, но с серьезным взглядом взрослого мужчины. Он старается работать оперативно, результативно, двигаться быстро. А однажды мы даже раскрыли рты от удивления, увидев, как Баир несколько раз пробегал по коридору в желании успеть подписать рабочие документы. Его отношение к работе и позиция заслуживают уважение. И таких примеров в жизни достаточно. Один мой знакомый в детстве заболел полиомиелитом. Лечили его так, что чудом жив остался и встал на костыли. Леонид рос избалованным - родители и близкие опекали и жалели его, но ему не нужна была жалость. Он не хотел быть инвалидом и изо всех старался не уступать здоровым ребятам: учился в обычной школе, ходил в походы на велосипедах и лодках. В двадцать лет Леонид, никому ничего не сказав, отправился один в чужой город, чтобы поступить в вуз. На сдачу экзаменов в университет опоздал, зато один хороший человек помог ему устроиться в общежитие и на завод учеником слесаря. Там Леонид встретил настоящих друзей, которые научили его делать мужскую работу по дому: стелить пол, мастерить мебель. Теперь и дома и на даче он все делает сам и совершенно не признает себя инвалидом.
ХОЧУ БЫТЬ ИНВАЛИДОМ!
Возникает и такая ситуация, когда здоровый человек по собственному желанию пытается причислить себя к инвалидам. Одна моя молоденькая знакомая Лена выдала «крик души»: «Хочу быть инвалидом. В институт их принимают в первую очередь. Проезд – бесплатно, путёвки в санатории – пожалуйста, бесплатно или со скидкой. И пенсия у них – что моя зарплата. Вон, и сосед мой – инвалид с детства - нигде не работает и живет с престарелыми родителями. А я в расцвете сил тружусь и ни о каких санаториях даже и помыслить не могу. А тут всё самое лучшее инвалидам. Слушай, сломай мне руку или ногу - я тоже хочу ничего не делать и бесплатно ездить в санаторий». Один тоже, помню, как-то интересовался: «Как добиться инвалидности с минимальным вредом для здоровья, чтобы получать пенсию?». Он даже пять раз оббивал пороги медэкспертизы, но, насколько я знаю, статуса инвалидности так и не добился. Зато есть и такие, кто добился. Знаю одну семью - муж и жена официально в разводе, но живут вместе. Более того, формально бывшая жена является многодетной матерью-одиночкой — воспитывает троих детей. От двоих детей она официально отказалась, но на них опекунство оформила сестра мужа. Сам глава семейства безработный. Вся семья, включая отказников, состоит сплошь из инвалидов и вполне себе безбедно проживает на общую сумму пособий. В моем многоквартирном доме проживает половина жителей пенсионного возраста. Часть из них является инвалидами. Большинство из них получили инвалидность совершено легально, как говорится, «по общему заболеванию». Все делается по одной схеме. Вышла бабушка на пенсию. Пенсия маленькая, зато много свободного времени. Бабушка идет первым делом оформлять субсидию на оплату «за квартиру» и другие всевозможные льготы. Но, оформив их, понимает, что всё равно «что-то маловато». Пощелкав семечки у подъезда с соседками, новоиспеченная пенсионерка обнаруживает, что из всех, сидящих у подъезда, только она одна не получает пенсию по инвалидности. И начинается атака на поликлинику в целях получения вожделенной денежной выплаты. При правильном подходе уже через год участковый терапевт не выдерживает и пишет направление на медэкспертизу, и, возможно, с какого-то захода упорная бабушка получит статус инвалида и пенсию.
ЗДОРОВЫЕ ДУХОМ
Кто-то стесняется своей инвалидности. Кто-то, наоборот, стремится оформить группу инвалидности, потому что им полагаются различные льготы и выплаты, а получив ее, берет бесконечные «больничные» или вовсе не работает. Таким людям, к сожалению, не дано понять, что реальные инвалиды не от хорошей жизни имеют эти льготы. Государство таким образом пытается хоть немного улучшить качество жизни таких людей, заглушить боль, нанесенную им судьбой. Душевно здоровые люди, физически являющиеся инвалидами, обычно с благодарностью принимают при необходимости помощь, но не любят и не принимают жалость. «Мы не дефективные!» - говорят они, требуя видеть в них полноценных людей. Они не хотят вставать в ряд с попрошайками, нашедшими в своей инвалидности способ стать паразитами. В доказательство того, что они могут справляться, они используют каждый участок своего тела, способный полезно функционировать, как бы эксцентрично это не выглядело: едят при помощи ног, поднимают вещи ртом, танцуют на руках, играют в бильярд и работают наравне, а то и лучше здоровых людей. Такое поведение достойно восхищения и уважения. И мы должны относиться к реальным инвалидам с уважением - помогать им и заботиться о них, не унижая их жалостью. А из-за увеличивающегося числа желающих получить всеми правдами и неправдами инвалидность могу сказать, что общество физически здоровых людей потихоньку деградирует.