Избушка на курьих ножках, или Бабушка-призрак на птичьих правах
Зная об огромной очереди на жилье, которая годами не продвигается, люди даже и не пытаются встать на учет в качестве нуждающихся. Вот и обустраивают свой быт в гаражах и базах, особенно мужчины после развода. Некоторые из них от безысходности начинают злоупотреблять алкоголем, и, кстати, многие из них потом даже лезут в петлю...
Жизнь «взаймы»
Живет в нашем городе одна бабушка, которой 1 августа 2017 года исполнилось ровно 80 лет. Если кто-либо начнет ее искать по месту регистрации, то не найдет. Много лет она прожила в домике с добротным земельным участком, который принадлежал одному ведомству. Затем ведомство свой жилфонд передало муниципалитету, следовательно, бабушка автоматически стала нанимателем жилья по договору соцнайма. Такими же нанимателями стали и ее соседи, которые так же жили в этих ведомственных домах. Как только все документы на дома и участки были переданы городу, некоторые из соседей стали приватизировать свое жилье и участки, а некоторым не до этого — лишь бы выжить. Среди них и наша бабушка.
Однако не спешите советовать ей, что вот, мол, приватизировав свой домик, до марта 2018 года она может успеть воспользоваться дачной амнистией и будет жить в собственном доме с добротным земельным участком в черте города. Дело в том, что ее дом находится в самой низменной части участка и затапливался талыми водами на протяжении многих последних лет. Вход в участок только со стороны затапливаемого места, с других сторон расположены участки соседей. Дом сегодня представляет собой «избушку на курьих ножках», однако «ножек» не видно из-за того, что домик врос в землю чуть ли не до половины своей высоты. Наводнения сделали свое дело, и кирпичная печь развалилась, восстановить ее денег нет. В итоге бабушке негде стало жить.
Так как это случилось в начале лета, пожилая женщина прожила все лето в своей кладовке. И тут на помощь ей пришел близкий друг, у которого самого жилья нет, и сам он живет на базе, где и работает. Друг, недолго думая, отсыпал на заработанные деньги клочок земли за пределами участка, считай, на муниципальной земле, и поставил засыпнушку. Однако денег на печку не хватило и с тех пор каждую зиму бабушка проживает в квартире своей соседки - такой же ббушки. Как только потеплеет на улице, она перебирается в засыпнушку до первых морозов. Так и живет по сей день, пока доброта и сочувствие соседки не иссякли...
Сам построил — сам виноват
Если посмотреть с точки зрения закона, то бабушка — нарушитель закона по двум статьям: захват земли и возведение самостроя. Что же ей грозит, если об этом узнают власти?
Ну, во-первых, без суда не обойтись. Возьмем самострой. Если проанализировать судебные дела и ознакомиться с позицией Верховного суда РФ, то отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Существует некое юридическое понятие – «приобретательная давность». Это когда гражданин годами чем-то бесхозным открыто владеет. Тогда по прошествии нескольких лет вещь по этой самой «приобретательной давности» становится его. По жилью эта норма составляет 15 лет. Однако Верховный суд подчеркивает, что на самострой, возведенный на участке, который хозяин занимает незаконно, эта самая «давность» не распространяется. Пример - дело некой гражданки, которая почти 20 лет владела пристройкой, возведенной не на ее участке, а на соседнем, но государственном. Дама просила признать пристроенный дом ее собственным. Но ей отказали именно из-за того, что земля под домом женщине не принадлежит. Как раз под этот пример и подпадает наша бабушка!
И еще есть такой момент. Если при возведении самостроя были нарушены градостроительные и строительные нормы, его узаконить не получится. Также незаконно построенный объект должен еще отвечать санитарному, экологическому и всем прочим нормам законодательства. Вот так вот.
Земли русской не хватит
Теперь о захвате земли. Если бы все желающие начали строить жилые и нежилые помещения где попало, то никакой земли русской не хватит, как бы «широка страна моя родная» ни была. Поэтому за надлежащим использованием земель строго следят несколько инстанций, начиная с прокуратуры и Росреестра и заканчивая структурными подразделениями муниципалитета.
Так вот, если эти службы от кого-то узнают о том, что некий гражданин построил себе домик на муниципальной земле, то в Якутске реакция властей будет выглядеть следующим образом. Департамент градостроительства и архитектуры, Агентство по земельным отношениям или управление муниципального контроля (то есть муниципалитет) соберут материалы по делу и направят их в прокуратуру, управление государственного строительно-жилищного надзора, в Росреестр, дабы эти надзорные органы приняли соответствующее решение: оштрафовали в административном порядке. Или же в административную комиссию при мэрии.
По ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка граждане могут быть оштрафованы от 5 до 10 тысяч рублей, если не определена кадастровая стоимость земельного участка. Если определена - в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
За самовольное строительство (ст. 9.5)— от 2 и не более 5 тысяч рублей на граждан. За повторное нарушение, то есть неисполнение сроков постановления или предписания о сносе, то последует повторный штраф в том же размере.
При этом прокуратура имеет право наказать по двум статьям: за захват земли и самострой. А также согласно ст. 222 ГК РФ нарушителю выдадут предписание о сносе самостроя. Это первый вариант развития событий.
Второй вариант: мунипалитет сам обратится в суд и уже по решению суда (а иск будет удовлетворен) гражданин должен будет снести самострой, тем самым освободить государственную землю.
Где выход?
И вновь вернемся к нашей бабушке. Что касается ее, то властям надо будет еще доказать, что именно она проживает в этом доме и именно она построила этот самострой. Ведь документов-то на помещение у нее нет, и никуда она с заявлениями о разрешении на строительство и приватизацию своего помещения не обращалась от своего имени. Так что в этом плане властям могут помочь только соседи, которые или освидетельствуют в сторону закона, или пожалеют соседку и заявят, что знать ничего не знают, кто, что, когда и для кого построил. А вдруг бабушка просто занимает бесхозное помещение в летнее время? Поди докажи...
Готовя этот материал, редакция «ЭС» обратилась в управление муниципального контроля и ДЖО и задала вопрос: «Как быть бабушке, если она, по сути, разгружает город, не становясь на учет как нуждающаяся, без местных властей решила как может свой жилищный вопрос, а участок, который она заняла незаконно, не затрагивает интересы соседей, да и города тоже?»
В УМК нам ответили: надо просить помощи от муниципалитета в плане отсыпки затапливаемой части участка и переноса самостроя на участок.
В ДЖО нам ответили: надо начать с управы округа, чтобы его специалисты выехали на место, осмотрели домик бабушки, заактировали, а дальше уже по накатанной: выезд специальной комиссии на предмет признания дома ветхим (аварийным) и поставить бабушку на учет.
Вопрос, а где бабушка будет жить все это время, пока ее очередь на переселение дойдет или когда самострой заставят снести, остался без ответа...
Да идите вы!
А между тем «ЭС» еще в 2010 году писало о бедственном положении Михайловны, что де она с весны до июля вынуждена жить в «водном мире». Спустя три года мы вновь по другим делам заглянули в этот околоток и решили навестить ее. Однако, увидев нас и услышав наш вопрос «о делах», стоявшая в знакомом ландшафте Михайловна так и взорвалась: «Да идите вы! Пока ваши депутаты пьют заморские вина, я не могу выпить питьевой воды. Разве может до меня водовозка проехать?»..
В конце той статьи мы пообещали читателям, что обязательно расскажем, чем закончилась история Михайловны, но, похоже, ее история бесконечна...