К ПОЖАРАМ ГОТОВЫ!
КИЛОМЕТР НАД ЗЕМЛЕЙ
Старший летчик-наблюдатель Якутского авиаотделения ГБУ «Авиалесоохрана» Святослав КОЛЕСОВ:
— Это уже вторая неделя наших воздушных тренировок. Первым потоком приезжали с западных и южных районов республики. Проходили теоретическую, физическую и наземную подготовку. Прошли спуски с вертолетов и прыжки с парашютом. Сегодня будут прыгать парашютисты-пожарные Якутского отделения, Покровского, Амгинского, Усть-Майского, Таттинского и Горного районов. Всего в прыжках будут участвовать 25 человек. Высота прыжков от 700 до 1200 метров в зависимости от типа парашютов. Они могут быть двух типов: круглые ПТЛ-72 и крыло «Лесник-3».
— Кто предоставляет самолеты?
— Согласно федеральному закону, мы проводим тендеры, по их результатам берем в аренду у авиакомпании летательные аппараты. В этом году выиграла авиакомпания «Регион Авиа». Она у нас работает уже третий год. Сейчас проводят тренировку по сбросу парашютистов-пожарных. На проведение тренировок по спускам с вертолета Ми-8 выиграла авиакомпания «Дельта-К» из Чульмана.
— А как спускаются с вертолета? На веревках?
— Да, на специальных шнурах с тормозными блоками. С высоты до 45 метров. Спускаются в том случае, если нет возможности сесть вертолету. После высадки и тушения пожара команда готовит площадку для вертолета, чтобы их забрали.
— Какие вертолеты используются?
— В основном МИ-8 МТВ – он более мощный, надежный при работе на пожаре.
СНЕГ СОШЕЛ — ПОШЛИ ПОЖАРЫ
Виктор БАИШЕВ, старший летчик-наблюдатель Покровского авиаотделения ГБУ «Авиалесоохрана»:
— Ну что? Готовы вы к пожароопасному сезону? С какого момента его неофициально можно считать открытым?
— В среднем так называемый пожароопасный сезон длится где-то с мая по сентябрь. И начинается он со схода снега в лесу. И это совершенно официально. Снег сошел – приходит приказ департамента: с такого-то дня считать пожароопасный сезон.
— То есть это где-то середина мая?
— Может и в апреле начаться. Зависит от погоды. Солнечно, снег растаял, ветер начался, и нерадивые хозяева на своих сенокосных и охотничьих угодьях начинают жечь траву на полях или просто жгут костры. Ну и, конечно, нерадивые охотники.
— То есть большинство пожаров начинается по вине людей?
— Нет. В 70% случаев – это молнии. Если разложить в хронологическом порядке, то в мае пожары – это сельхозпалы, затем охотники (особенно в поймах речек), а уже потом природные пожары до осени.
— Сколько примерно случаются пожаров в год, и сколько из них вы тушите?
— Я могу только за свой Хангаласский район сказать. Раньше могло и сто пожаров в сезон быть. Сейчас это количество постепенно уменьшается. Все-таки ведем и профилактические работы с населением. 15–20 пожаров в сезон. Все тушим. Но очень редко бывают и такие, которые постановлением правительства признаются «закрытыми» в связи с нецелесообразностью их тушения.
— Это как?
— Мы должны тушить пожары на маленьких площадях. То есть молния ударила в дерево, оно задымилось. После грозы мы делаем облет, находим это дерево визуально и тушим пожар группой пять-шесть человек. Если пожар распространится, например, из-за ветра и лесного насаждения и охватит огромную площадь в труднодоступном месте, то на него должен вылететь вертолет. Летный час стоит очень дорого, самолетом не навозишься, потому что у нас парашютистов всего 50–60 человек по базе. А если всех туда увезешь, то кто будет тушить остальные. Вот и получается, что иногда, если пожар не угрожает населенному пункту и другим объектам экономики, его проще закрыть, чем тушить.
— Для обнаружения пожара используете беспилотники?
— Программа по внедрению беспилотников есть, но я, честно говоря, не вижу экономической целесообразности. По факту, он будет стоить миллионы рублей. Если он, например, упадет, то надо потом привлекать вертолет, искать… А так у нас внедряется спутниковый мониторинг, но эта система обнаруживает пожар от 25 гектаров. Есть и другие спутники, которые обнаруживают загорания на минимальных площадях. Справедливости ради надо сказать, что в нашем районе применяли квадрокоптер на тушении лесного пожара. Очень полезная штука оказалась. Но тоже дорогая.
— Чем ваша служба отличается от наземной?
— Мы находимся непосредственно у кромки лесного пожара, то есть денно и нощно следим за пожаром. Поэтому эффективность тушения в нашей авиационной зоне во много раз лучше. А в основном уже давно налажена система: обнаружили пожар – забросили десант, парашютистов. Не хватает трактора – мобилизуем население или привлекаем с других районов мобильные группы. Людей мало, зарплата маленькая и профессия, сами видите, какая – комаров кормить, на земле спать.