Как авиаторы спасали речников
От организации до первых полетов
В прошлом выпуске нашей исторической рубрики мы рассказали, как создавалась Исполкомовская авиация, кто совершал первые полеты в райцентры Якутии.
Исполкомовская авиация проложила первые воздушные трассы в районы ЯАССР, перевозила пассажиров и почту, срочные грузы. Также выполнялись первые санитарные рейсы – доставляли тяжелобольных в Якутск или врачей в райцентры для срочных операций нетранспортабельных больных.
В распоряжении Совнаркома ЯАССР, правительства республики 1930-х годов было всего три самолета – два АИР-6 и У-2, он же По-2. Два первых самолета были доставлены в Якутск летом 1935 года по воде. Один АИР-6 из Иркутска в Якутск перегнал летчик Бенкунский с техником Баклановым. Конечно, позже авиапарк расширялся.
Как отмечает известный писатель И.Негебля, «Исполкомовская авиация начала регулярную работу с середины февраля 1936 года». А до этого велись организационные работы – оборудование авиаплощадок в селах, завоз туда материалов и ГСМ.
Авиаторам Якутии 1930-х годов приходилось выполнять и спасательные работы. Об одной из таких спасательных операциях рассказал известный писатель, в прошлом работник авиационной отрасли Иван Негенбля.
Спасение с воздуха на Лене
«В ночь с 19 на 20 октября 1936 года от пристани Даркылах оторвало карбас, на котором находились 10 человек рабочих. По реке шла сильная шуга, а люди были без теплой одежды, без продуктов питания. Карбас несло вниз по течению, по неизвестно какой протоке. Начальнику Исполкомовской авиации поступило задание подключиться к розыску и оказанию помощи людям, унесенным на карбасе. Погода не благоприятствовала полету: дул сильный ветер, шел снег, мешала низкая облачность. Но и медлить было нельзя. 20 октября, взяв на борт продукты и теплую одежду, пилот Бенкунский с техником Баклановым на самолете АИР-6 вылетели на поиски. Им пришлось долго искать, исследуя протоку за протокой. Летали на бреющем полете: низкая облачность не давала возможности набрать высоту, а из-за снегопада не было видно берегов. Карбас с людьми на борту обнаружили в 170 километрах вниз по течению от Якутска. Бенкунский стал делать над ним прицелочные заходы, а техник Бакланов сбрасывал все необходимое. Надо было точно рассчитать подход к карбасу, ибо если промахнешься, то продукты и одежда упадут в воду, откуда их выловить их невозможно – на карбасе не было лодки. Но благодаря искусству летчика и авиатехника все обошлось, грузы сбросили точно на карбас. В тот же день Бенкунский выполнил второй полёт, длившийся 3 часа 15 минут. Виражируя над терпящими бедствие, летчик голосом и с помощью вымпелов заставил людей принять меры к тому, чтобы пристать к острову, что и было выполнено. В результате все люди оказались на суше. После этого самолет взял курс к ближайшему наслегу и сбросил там вымпелы с информацией о местонахождении спасенных людей. 22 октября летчик Бенкунский совершил к «робинзонам» третий рейс и сбросил им хлеб. Вскоре люди с острова были вывезены на коренной берег.
За безупречную работу по выполнению задания правительства республики с проявлением личного героизма пилоту Бенкунскому выдали премию 1000 рублей.
Май, 1936 года, газета «Социалистическая Якутия»:
«С 12 мая Исполкомовская авиация при СНК ЯАССР организует ежедневные полеты над городом Якутском. Каждый желающий сможет не только испытать прекрасные чувства полета в закрытом спортивном самолете «АИР-6», но и осмотреть с воздуха Якутск и его окрестности. Стоимость полета за 6 минут – 15 рублей, за 10 минут – 30 рублей. Скорость полета самолета «АИР-6» 140-150 км/ч.
Билеты на полеты продаются свободно в СНК ЯАССР».
Местная авиация на взлете
Спустя всего лишь год после начала полетов Исполкомовская авиация вовсю развивала сеть местных воздушных линий, появлялись новые направления и рейсы. Так, в марте 1937 года пилот Г.П.Афинский с бортмехаником Ф.У.Тащенко выполнили первый полет из Якутска в Бердигестях: расстояние в 190 км было преодолено за 1 час 30 минут. В это время в Исполкомовской авиации работало 13 человек.
11 сентября 1938 года летчик И.А.Прохоров открыл последнюю в период существования исполкомовской авиации воздушную линию Якутск – Кобяйцы.
В летнюю навигацию списочный состав Исполкомовской авиации насчитывал к этому времени 24 человека: пилоты и авиатехники; по местным воздушным линиям курсировали пять самолетов.
В апреле 1938 года приказом СНК ЯАССР на должность начальника Исполкомовской авиации назначен один из первых авиаторов-якутов Ким Алексеевич Коммунаров. В 1937 году он окончил Ульяновскую летную школу Осоавиахима вместе с Валерием Кузьминым, будущим Героем Социалистического Труда, командиром Якутского объединенного авиаотряда в 1970-е годы.
По данным кандидата исторических наук, в прошлом пилота Батагайского авиапредприятия Владимира Пестерева, во время работы Исполкомовской авиации в 1936 и 1937 годах произошли следующие происшествия:
- 16 августа 1936 г. произошла вынужденная посадка Бенкунского на АИР-6 в 25 км. от Чурапчи на озеро. Причина - лопнула трубка масломера.
- 26 февраля 1937 г. вынужденная посадка Афинского на У-2 в 22 км. от Чурапчи. Причина – лопнул масляной бак. При посадке самолет встал на «попа», сломал винт.
Передача Аэрофлоту: отряд спецприменения № 234
Но недолгой была работа Исполкомовской авиации Якутии, в октябре 1938 года ее упразднили. О причинах этого решения рассказывает Иван Негенбля, в одной из своих книг, посвященных истории авиации Якутии.
«Несмотря на имеющиеся успехи в работе Исполкомовской авиации, она не могла полностью удовлетворить нужды республики в «малой» авиации, к тому же все явственнее ощущался изъян ее двойственного подчинения – Совнаркому ЯАССР и Восточно-Сибирскому управлению Гражданского воздушного флота, ГВФ. Исходя из этого Совнарком ЯАССР посчитал «целесообразным с 1 октября 1938 года г. организовать в г.Якутске авиационный отряд местных линий и спецприменения на базе Исполкомовской авиации».
Весь имеющийся самолетомоторный парк, автопарк, запчасти, сооружения и другое имущество, числящее на балансе Исполкомовской авиации, а также ее финансовая часть с 1 октября 1938 года были переданы Аэрофлоту.
Перед организуемым отрядом ставилась задача, как говорится в постановлении Совнаркома ЯАССР, «усиления авиационного обслуживания на уже освоенных трассах: Якутск – Амга, Якутск – Борогонцы, Якутск – Ытык-Кель, Якутск – Чаран, а также организация авиационной связи в первую очередь между населенными пунктами: Якутск – Охотский Перевоз и Аллах-Юнь, Якутск - Незаметный (совр. Алдан), Якутск – Томмот, Усть-Аллаха – Томмот.
Отряд местных авиалиний и спецприменения получил номер 234, командиром отряда назначен пилот И.П.Долгов, а с февраля 1940 г. – И.Т.Каратеев. Кима Коммунарова назначили начальником штаба отряда № 234.
Основное значение Исполкомовской авиации состоит в том, что за время ее трехлетней деятельности была установлена воздушная связь столицы республики с близлежащими районными центрами, было налажено тесное сотрудничество авиаторов с местными органами власти по такому новому для них вопросу, как строительство и оборудование авиаплощадок и других.
Летчики и техники Исполкомовской авиации, эксплуатируя самолеты в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, приобрели первый бесценный опыт, который в последующие годы изучался и использовался в авиации местных воздушных линий. И именно в исполкомовской авиации начали работать, приобретать опыт авиаторы из числа местного населения, будущие кадры советской авиации.
При подготовке были использованы материалы авиаторов, писателей Ивана Ефимовича Негебли и Владимира Ильича Пестерева.