Как губернатор в Якутске камельки строил
В этот раз в рубрике «История» мы расскажем о «крафтовских камельках».
История вопроса
Что же собой представляли «крафтовские камельки»? В чем их особенность? И почему их назвали именем якутского губернатора Ивана Ивановича Крафта?
Ответы на эти вопросы в своем исследовании дал научный сотрудник Института гуманитарных исследований СО РАН Афанасий Павлов. В 2005 году в историко-документальном журнале «Якутский архив» была опубликована его статья, посвященная исследованию «крафтовских камельков». Думается, что и сейчас многим будет интересен данный материал.
Вокруг и около камелька
Камелек – неотъемлемая, главная часть якутской юрты, балагана. Но если сейчас камелек в современных новоделах якутских жилищ несет скорее декоративную роль, как дань многовековым традициям и укладу жизни, то раньше он играл первостепенную, хозяйственную роль. На нем готовили пищу, он спасал от холода, грел долгими зимними вечерами, перед ним коротали время взрослые и дети, слушая сказы древнего Олонхо о борьбе светлых и темных сил.
Камелек - хранитель семейного благополучия и, по народным поверьям, обладает магической силой.
Из описания В. Серошевским якутской юрты и камелька:
- Если стать перед камином лицом к выходу, то по правую (унга) руку будет мужская половина дома, а по левую (хангас) – женская. Как раз на линии, разделяющей эти две половины, стоит камелек. Камелек представляет собой трубу, слегка наклоненную назад. Его остов сделан из длинных жердей, связанных тальником или вверху, над крышей и внизу над челом камина, в деревянные крепкие рамы. Внутри камелек весь вымазан толстым слоем глины. Труба помещается на низком, вершков 6, плоском, довольно обширном фундаменте. Раковина камелька довольно плоская и относительно узкая, но высокая. Начало дымовой трубы часто приходится в уровень с человеческим лицом. Шесток камелька сделан из толстых бревен и плотно набит глиной.
Якуты обращают большое внимание на форму и наружность своих камельков. Они любят, чтобы те содержались в опрятности, чтобы обмазка на них была цела и гладка, чтобы на шестке не было больших куч золы и угля, чтобы, наконец, сами размеры камина отвечали известным требованиям их вкуса. Удачно построенные камины домашние особенно любят и берегут. Замечу, кстати, что парни, высматривающие невест, по состоянию домашнего камина судят, хорошие ли в данном доме живут хозяйки и стоит ли оттуда брать себе подруг (Колымский улус, 1885 г.).
По наблюдениям Серошевского, якутские камельки весьма прожорливы. Чтобы нормально перезимовать, необходимо заготовить 100 возов дров, а это примерно 50-60 кубометров дров.
Из-за своих конструктивных особенностей слабой стороной якутских камельков была высокая пожарная опасность. Основным стержнем их остова были деревянные жерди, которые могли загореться при эксплуатации, и были причиной пожаров.
Губернатор ввел «битые камельки»
Как отмечает автор работы о «крафтовских камельках» А. Павлов, только за 1909-1911 годы в г. Якутске произошло 23 пожара, при которых погибли 22 человека и 40 голов скота. Еще больше людей и домашних животных погибали в улусах. Отметим, что в те времена скот содержался в одном помещении вместе с людьми, и, как правило, построенный вместе с юртой хотон не имел отдельного выхода и не отделялся от жилого помещения стеной.
В самом начале 20 века городская пожарная команда Якутска состояла из 1 брандмейстера, заместителя и 17 пожарных, всего 3 расчета. Позже ее преобразовали в городскую пожарную часть. Тогда же для пожарной части приобрели 2 машины, бочки, костюмы и снаряжение, значительно повысили зарплату.
По инициативе губернатора И. Крафта в январе 1912 года состоялось расширенное заседание Областного управления, на котором был вынесен и обсужден вопрос «Об устройстве якутских жилищ во избежание несчастных случаев».
В своем выступлении губернатор указал, что основной причиной массовых пожаров является несовершенство конструкции якутских печей. В то же время он отметил, что «якутские камельки являются незаменимыми, так как дают тепло и свет, очищают болезнетворные микробы и вытягивают дурной запах». Также губернатор И. Крафт предложил оградить жилые помещения юрт от коровников капитальной стеной или вообще отделить хотоны от юрт. Со своей стороны отметим, что Крафту так и не удалось изжить традицию строить вместе под одной крышей юрты и хотоны. И после прихода к власти в 1922 году большевики еще на протяжении нескольких лет пытались искоренить эту традицию, отделить юрты от хотонов, ввести правила санитарной гигиены и здорового образа жизни.
Но вернемся в 1912 год. Спустя два месяца после этого заседания, в марте, губернатор подписал приказ, где рекомендовал заменить камельки «битыми камельками», т. е. делать их из глины, без деревянного остова. Также он внес рекомендации о запрете использования кочек или других воспламеняющихся предметов в качестве затычки для трубы. Крышку или заглушку для трубы применяли, чтобы сохранить тепло от камелька в ночное время.
К приказу прилагался чертеж «битого камина» со специальной затворкой. Проект и чертеж предлагаемого для якутских юрт камина разработал областной архитектор К. Лешевич, автор зданий Публичной библиотеки и музея, уездного казначейства. После капитальных реконструкций, проведенных уже в 21 веке, эти исторические здания стали настоящим украшением Якутска. Но не только этими зданиями запомнится архитектор Лешевич.
В рекомендациях Областного управления предлагалось вести разъяснительную работу среди горожан, якутов о постепенной замене камельков русскими печами. Губернатор обязал владельца кирпичного завода К. Атласова отпускать кирпичи нуждающимся в рассрочку, а печников – установить твердую таксу за свои услуги.
Надо отметить, что горожане поддержали инициативу губернатора. Многие перешли на русские печи со специальным устройством для выпечки хлеба. Так, благодаря замене пожароопасных камельков на печи в городе сократились пожары в жилых домах.