04.05.2018 | 13:41

Как оформить школу к 9 Мая… и заодно объяснить детям значение праздника

Для современных детей Великая Отечественная — далекая и непонятная война, по отношению к которой они не испытывают особых эмоций. Но каждый год в мае повсюду появляются георгиевские ленточки и звучат военные песни. Как сделать так, чтобы ребенок понял, что значит для нас этот праздник? Можно, например, принципиально по-новому подойти к оформлению школьных стендов.
Как оформить школу к 9 Мая… и заодно объяснить детям значение праздника
Автор: EXO-YKT

Почти каждая школа стремится воспитать в детях уважение к великой победе. Только вот школьные музеи и стенды к 9 Мая за редким исключением — довольно грустное зрелище. Пыльные фотографии, заголовки с передовиц «Правды» полувековой давности… На школу возлагается миссия: донести до детей, что победа в Великой Отечественной войне — великое событие в нашей истории. Хочется, чтобы нынешние дети разделили чувство гордости и поняли, о чем этот праздник. Но для этого нужно переосмыслить и изменить формат подачи информации о войне детям и способы вовлечения в празднование. Иначе все превратится в формально-маскарадные мероприятия, бессмысленные и непонятные детям.

Школе приходится балансировать на тонкой грани. С одной стороны, нужно донести значимость победы, историческую и личностную, на уровне переживания и сочувствия. С другой стороны, не свалиться в набор бессмысленных для ребенка штампов.

 

1. Не держитесь за старое

Почти все школьные стенды и музеи, посвященные Великой Отечественной войне, безнадежно устарели. Похоронно-мемориальное настроение усиливается кустарным оформлением: танки с отломанными пушками, каски из папье-маше. Тональность — где-то между истерикой и экстазом. Давно знакомое «Никто не забыт и ничто не забыто». К сожалению, многое забыто. И в том числе виной тому простыни текста мелким кеглем и зернистые черно-белые фото, которые никого не убеждают поклониться.

 

Детям нужна другая подача и тональность. Вот четыре важных правила:

Доносить информацию нужно не только на фактическом уровне, но и на эмоциональном — чтобы «цепляло».

Важен не только общий план (масштабность войны, ее ключевые моменты и суть), но и крупный — с фокусом на отдельных людях: мужчины, женщины, дети. Это поможет ребятам соотнести себя со сверстниками, которые участвовали в войне, сопереживать и сочувствовать им.

Важна структурированность и проработанность. Экспозиция должна легко восприниматься. Пусть она будет наглядной: с короткими, простыми поясняющими текстами.

Важно, чтобы это было современно: без экзальтации, человечно и искренне. В этом куда больше уважения к истории, чем в сотне зазубренных из-под палки стихотворений.

 

 

2. Персонализируйте. Расскажите историю, найдите связь с вашей школой, районом и учениками

Война для современных детей абстрактна (и слава богу!). Чтобы они поверили в нее и осознали события, нужно нащупать точку соприкосновения между «грозными годами» и миром, в котором они живут сегодня.

Найдите фотографии вашего района или школы в годы войны и сейчас. Расскажите истории дедов и прадедов ваших учеников или учителей. Не нужно длинных текстов, только цифры и факты.

В музее или на стенде информация должна быть наглядной, а текст — коротким и емким. Вставляйте фотографии, письма или другие предметы, но помните: они хороши не сами по себе, а только как часть вашей истории. Не забывайте выдержать все в общем стиле, чтобы элементы сочетались друг с другом.

 

3. Вовлекайте учеников, учителей и родителей

«Бессмертный полк» — гениальная находка именно потому, что дает каждому в отдельности и всем вместе нащупать связь с войной, поговорить о ней, ощутить сопричастность.

Эту идею можно развить и в пространстве школы: сделайте свой бессмертный полк. Это свяжет ребенка, его семью, школу, учителей и военное прошлое в едином пространстве. Война может объединять. У меня воевал дед, у учителя музыки Маскима Михайловича — бабушка, и у тебя тоже кто-то воевал. Все это делает нас одним целым.

 

4. Обновляйте

Память о войне не должна быть монолитом, застывшим во времени и пространстве. Если что-то не меняется, оно мертво и не вызывает интереса. Часто бывает так: оформили стену или музей, полюбовались, пофотографировались и забыли лет на пять.

Экспозиция может быть съемной и временной — на апрель–май. А в следующем году лучше подготовить новую тему и новое воплощение. В дизайне можно предусмотреть модульность: возможность добавлять что-то новое или менять отдельные части.

«Дети теперь не те, они не чтят подвиг дедов и прадедов»… Это чепуха. Если они не чтят, то лишь потому, что им не дали такой возможности.

 

Рая ИВАНОВСКАЯ, образовательный портал mel.fm

Новости

Популярное

Белая медведица Колымана впервые вывела своих малышей на прогулку
Город | 1 день назад
Белая медведица Колымана впервые вывела своих малышей на прогулку
Пара белых медведей Колымана и Ломоносов приносят потомство в третий раз.
Работник на «удаленке» присвоил себе ноутбук фирмы
Город | 1 день назад
Работник на «удаленке» присвоил себе ноутбук фирмы
Вырученные от продажи ноутбука деньги мужчина проиграл на онлайн-ставках.
Маршрутный автобус 104 съехал с дороги в районе Тулагино-Кильдямцев
Город | 1 день назад
Маршрутный автобус 104 съехал с дороги в районе Тулагино-Кильдямцев
В салоне автобуса находилось 5 пассажиров, пострадавших нет.
С начала года в Якутии капитал «Дети столетия» получили более 2700 семей
Город | 1 день назад
С начала года в Якутии капитал «Дети столетия» получили более 2700 семей
Также 148  молодых супружеских пар, вступивших в брак впервые до 25 лет, получили единовременную денежную выплату в размере 50 тысяч рублей.