Как переписывали якутян в 18-м веке. На носу очередная всероссийская перепись
Весьма интересную научно-популярную информацию о демографии Якутии подготовил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РС(Я) Андриан Борисов. Его работа публиковалась в научно-популярном журнале «Якутский архив» № 3 за 2002 год. Сейчас этот журнал не найти, статьи нет в Интернете, и поэтому считаем, что читателям будет весьма интересна данная работа.
СКОЛЬКО БЫЛО И КУДА МИГРИРОВАЛИ
На начало 18-го века основным населением края были якуты (не менее 85%). На основании подсчета ясакоплательщиков численность якутов на начало 18-го века было 28 тысяч 260 человек. На протяжении столетия продолжалась их миграция по территории современной Якутии и за ее пределы. Из Центральной Якутии переселялись на Олекму, Вилюй, Оленек, Анабар, в низовья Лены, бассейн Яны, Индигирки, на Оймякон, Колыму, отдаленные притоки Алдана и даже далеко за пределы современной территории Якутии, например, на побережье Охотского моря.
В конце 17-го века на Вилюе и Олекме якутов было 1750 ясакоплательщиков, а всего 7000 человек. В начале 18-го века на Яне, Индигирке и Колыме оказалось 3200 якутов. То есть на далеком Севере проживала почти половина якутов, чем на Вилюе и Олекме. К причинам такого переселения, кроме чисто экономического характера, добавляются ясачный гнет и административное давление. Первая ясачная комиссия, проводившаяся в 1766–1769 гг., положила конец массовым переселениям. С этого времени любая отлучка с места жительства разрешалась только при наличии специального «билета», выдаваемого властями.
По переписи 1732–1734 гг. было выявлено 15 660 ясакоплательщиков в основном в центральных волостях. В эти годы в Майском, Усть-Янском, Колымском, Алазейском и Зашиверском зимовьях якутов не было зарегистрировано, а к 1736 г. там появляются ясакоплательщики из числа якутского населения. По данным 1736 г., в Усть-Вилюйском зимовье тунгусского населения не осталось, остались одни якуты.
В 1700 г. в 35-ти ясачных волостях и 23-х зимовьях и острогах проживали 8911 человек.
В 1705 г. в них проживали 10311 ясакоплательщиков.
В 1712 г. общее количество якутов — 8749.
В 1715 г. — 10259.
В 1712 г. было отмечено 32 волости, а в 1715 г. — только 27 волостей.
Таким образом, общую численность якутов к началу 18-го века можно оценивать не менее чем в 30 тысяч человек.
Переписчикам предстояло выполнить в каждом улусе следующую работу:
1) провести перепись всех ясачных;
2) выявить и переписать всех неясачных;
3) охватить детей мужского пола с пятилетнего возраста и подростков;
4) произвести перепись всех зависимых людей — захребетников и холопов;
переписать весь скот всех хозяйств в отдельности.
«Следует согласиться с тем, что ясачным сборщикам было практически невозможно охватить всех способных платить ясак якутов», — отмечает Андриан Борисов. В частности, в ясачные книги могли не попасть многие из категории зависимого населения, в том числе, воспитанники, рабы и др. Их хозяева были заинтересованы скрывать реальное количество слуг, чтобы меньше платить ясак. Имелась возможность утаивать и количество своих домочадцев.
ЮКАГИРОВ ПОГУБИЛА ОСПА
По данным переписи, в конце 1790-х годов плативших ясак юкагиров было 664, а общее количество — 2665 человек. К катастрофическому сокращению их численности привела эпидемия оспы 1692–1693 гг. Согласно выпискам из ясачных книг, в 1723 г. в Усть-Янском зимовье осталось 25–30 юкагиров. Данные ясачной книги 1738 г. о численности колымских и алазейских юкагиров свидетельствуют о том, что население не увеличивалось.
Волостей было 35. Воевода Головин посылал служилых людей «по всем якуцким улусам описывать якутов». Но имеющиеся материалы относятся лишь к трем волостям, где перепись начинали, но не завершили вследствие убийства переписчиков.
Заключительным аккордом в истории проведения первой в Якутии переписи явились события в день 2 марта 1642 г. когда «вся Якуцкая земля изменила новой власти», т. е. начались восстания и бунты.
Перепись начинали в Борогонском улусе. Борогонский якут Манчак показал на следствии, что он принимал участие в убийстве переписчиков Ефрема и Алексея Гнутого. Всего в этой волости тогда убили семерых служилых людей. К бетунцам и оспекцам переписчики не попали, т. к. их убили на пути к ним. (Иванов В. Н. Перепись 1642 г. в Якутском уезде. Якутский архив. Сб. статей и документов).
Воевода Галкин прибыл в Намский улус 1 февраля и остановился у князца Мымаха. Тогда же он (Галкин) распространил слух, что едет на Вилюй, видимо, с целью рассеять подозрения. Но в ту же ночь о предстоящей переписи узнал Ника, сын Мымаха.
На другой день, собрав рано утром якутов, Галкин, «почал писать их якутов государь велел описывать». Затем он объявил распоряжение воеводы Головина о том, что отныне населению запрещается без особого разрешения продавать и покупать скот, бить его на собственное потребление. Это до того насторожило население, что все прежние горечи оказались пустяками по сравнению с надвигающейся бедой. Среди населения распространился слух, будто бы воевода Головин собирается отнять у якутов скот и разделить между служилыми людьми.
В Одейском улусе перепись провел Галкин. Перепись здесь началась 9 февраля 1642 г. и закончилась через три дня.
«Одейцы через Безжегуса Ортуева, ездившего в острог, получили подтверждение «у русаков». Последние передали якутам слух о переписи в сгущенных красках, будто люди Головина перебьют всех якутов, а их скот разделят меж собой (РГАДА.Ф.1177, Оп.1.).
«150-го февраля 2 день. Книга с росписи слово в слово Одейскому улусу якут кому князцу Сергую и ево улусным людям и всякому их скоту».
«150-го марта в 2 день. Книги в Батурусской волости захребетников и подростков, которые живут и сколько у них всякого скота и сколько у ково вново ясаку, а с которых е взято и тем ведено государевым ясаком вперед промыслить».