Как погибает история Якутска
Утром следующего дня мы уже были на перекрестке дороги напротив здания УЛК, где и находятся эти дома. Несмотря на рабочий день, премерзкую погоду, дождь и слякоть, здесь уже стоял один из самых уважаемых краеведов Якутска к.и.н., заведующий музеем истории академической науки Якутии им. Г.П. Башарина, Пантелеймон Петров и его ученики - сотрудники научных учреждений, университета. Ребята пришли не потому что это их работа, а по зову души. Это общественники, которые любят свой город, его историю и всей душой за нее радеют.
Другой видный общественник, поэт и писатель Айсен Дойду, обивал в это время пороги Министерства культуры, ДП-1, администрации городского округа. Исторические дома стояли по правой стороне улицы. В этом месте доживает последние часы настоящий не лубочный старый Якутск. Район хороший, здесь начинается масштабное строительство. С одной стороны, это правильно: люди должны жить в приличном, современном и благоустроенном жилье. Но при этом история должна сохранятся.
Последние дома городской знати
Речь идет о трех зданиях. В первую очередь это два дома усадьбы Меликовых по Каландаришвили, 16, 18 и Белинского, 52 (жилой дом гл. ветеринара, 1910 г.). Первые два относятся к зоне строительства ЯКСМК, здесь уже идут работы по разбору. Третий дом находится в зоне строительства еще одной строительной компании. Дом № 16 внесен в списки охраняемых объектов культуры. Равнозначный по культурной ценности и даже лучше сохранившийся дом № 18 в список не включен. И если надежда на спасение первого дома пусть призрачная, но имеется, второй дом подлежит безусловному сносу.
«По большому счету это одни из последних сохранившихся исторических домов центра Якутска», - говорит краевед. Других попросту не осталось: сожжены, снесены, разобраны и утеряны. Если мы и их потеряем, то у города по сути ничего и не останется. Конечно, еще остались несколько старинных домов по окраинам, но это уже совершенно из другой категории. А тут жили общественно значимые люди, городская знать.
О старом хозяине, судье и библиофиле
Несколько слов о первом хозяине дома Дмитрии Меликове. Он был не простым служащим, а оставил довольно значимый след в своем времени. Сам Дмитрий Иванович родом из г. Пензы. В 1878 г. закончил юридический факультет Казанского университета. Судьба забросила его в Якутскую область в 1881 г., где он был назначен прокурором области. Меликов работал, в основном, в судебных органах: следователем, почетным мировым судьей г. Якутска, с 1891 по 1897 г. – советником областного управления. В 1909 – 1919 гг. Д.И. Меликов являлся членом Якутского окружного суда, работал присяжным поверенным.
Он также известен в истории Якутии как библиофил, краевед. Меликов объездил многие улусы Якутской области, интересовался историей нашего края, делал выписки из различных архивных документов, приобретал редкие книги, рукописи. У него была очень богатая домашняя библиотека. К примеру, это он ездил в Вилюйск, где отбывал ссылку писатель Чернышевский. Писатель передал ему свою рукопись «Отблески сияния», которую Меликов сохранил и после спустя годы смог передать родственникам писателя.
Также Меликов принимал активное участие в научной и культурной жизни области. В 1894 – 1896 гг. являлся членом Сибиряковской экспедиции. Являясь членом Якутского сельскохозяйственного общества, занимался садоводчеством. Сад и оранжереи, которые разбил Дмитрий Меликов с родным братом, сохранились во дворе усадьбы до 60-х годов прошлого века. Помимо Меликовых как раз в 18 доме жили такие значимые люди республики как Башарин, Ахчагныров.
И новых хозяевах…
Мы заходим в дом № 18, снаружи его уже ломают. Слов нет, красивое, благородное строение, не скажешь, что ему больше века. Батареи уже отключены. Хозяева уже выехали, но в доме явно кто-то живет, электросчетчик закорочен отверткой. По дому от него тянутся провода: один - на самодельный тен, другой - к лампочке, третий - к телевизору. На полу навалены сырые одеяла, везде окурки. В общем, жуть. Одна искра - дерево полыхнет.
«Бомжи что ли поселились?» - спрашиваю у краеведов. Оказывается, это гастарбайтеры от ЯКСМиК, которые на разборе здесь ночуют. Людей по-человечески жалко. Поселили хуже, чем животных...
Дом №16 выглядит не намного лучше.
«Это один из трех первых в Якутске оштукатуренных домов», - просвещает Пантелеймон Петров. Внутри дома еще с прошлого века сохранилась лепнина. В советское время здесь базировались конторы бюро инвентаризации, якутрайгаз. А уже в наш период владелец, сделав евроремонт (что запрещено законом), устраивал казино… Расходимся от памятников культуры, как от могилы, понурые и безрадостные. На следующий день усилия общественников начинают приносить первые плоды.
Твердая позиция при зыбких обстоятельствах
В Автодорожном округе в кабинете у еще одного неравнодушного человека - ведущего специалиста по благоустройству Ольги Морозовой собирается совещание с представителем Минкультуры Гавриилом Терентьевым. Присланный на растерзание юрист Гавриил Михайлович докладывает суть дела. По его словам, в начале сентября в Минкультуры обратились владельцы ЯКСМиК по вопросу строительства на месте домов N№ 16, 18, 18/1 по ул. Каландаришвили. Он говорит, что отправил им письмо о том, что дома №№ 16 и 18 являются памятниками муниципального значения. Строители попросили совета, как вообще можно провести перенос либо снос дома.
«Я, - честно отвечает юрист, - сказал им, что сноса как такового в федеральном законе нет, если даже сделаете, то это будет противоречить закону». Ведь решением правительства, п.11 ст.15 закона Республики Саха (Якутия) по государственной охране памятников истории Республики Саха (Якутия), перемещение памятников как таковое запрещается, исключение из этого правила допускается в виде особого случая разрешением правительства республики. А так как объекты по Каландаришвили, 16, 18 являются памятниками муниципального значения, то по поводу их перемещения бизнесмены могут обратиться только в администрацию города Якутска. Получается, что господин Терентьев грамотно перевел стрелки.
«Сегодня, - рассказывает дальше Гаврил Терентьев, - после того как нам позвонили из одной из газет, мы быстренько направили на имя Юрия Заболева (по идее это надо было делать сразу, еще в начале сентября) письмо о принятии мер по приостановке работы. То есть мы написали, что в соответствии с законом просим незамедлительно принять меры по приостановлению работ, нарушающих право охраны и использования памятников истории культуры!».
Краеведы мрачно комментируют объяснения господина Терентьева: «Дом № 16 уже фактически разобрали, № 18 ломают…».
Доколе это будет продолжаться?
Терентьев оправдывается: «Я им сказал, что максимум, что вы можете сделать это перемещение, если даже будете перемещать, то это должны делать люди, которые имеют лицензию на реставрационную деятельность… Инициатива должна пойти от мэрии о перемещении в правительство. Это не наши полномочия. Мы завтра будем с ними разговаривать».
С позицией Министерства культуры все понятно. Краеведы между тем вколачивают гвозди в гроб истории деревянного зодчества Якутска. Четыре дома, памятника культуры по пр. Ленина уже снесли. До нового года снесут еще два. Возле татарской школы тоже снесли, на следующий год в плане сноса рубленный казачий дом по Строда, 8. Доколе это будет продолжаться?
P.S.
В момент сдачи номера в печать стало известно, что из дома по улице Белинского, 52 (жилой дом гл. ветеринара, 1910 г.) выезжают последние жители. Старинный дом является памятником архитектуры муниципального значения (постановление правительства РС(Я) № 270 от 12.05.2005). В пятницу утром на место разбора исторического наследия выезжают глава Якутска Юрий Заболев и главный архитектор города Николай Алексеев.