КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ. Женщина против жестокости
Вор должен сидеть в тюрьме!
Сегодня, разговаривая со мной, Екатерина Власьевна только морщится, когда ей напоминаешь про героев «Каменской» или «Ментов», где перестрелки, погони, изощренные преступления и виртуозные разоблачения. По ее словам, все это не соответствует действительности.
Действительно, реальная работа следователя не имеет ни малейшего отношения к тому, что мы видим на телеэкранах, где женщины-следователи выезжают на место преступления в норковых шубах... На самом деле, следователи не бегают с пистолетом и, как правило, не участвуют в задержании. Работа следователя – это кропотливая работа по обнаружению, фиксированию доказательств, то есть многочисленные допросы, изучение вещественных доказательств, грамотное и своевременное назначение различных судебных экспертиз.
Дело в корове
Ознакомительная практика студентов юрфака после 3 курса проходит в три этапа: 1 неделя в милиции, другая – в прокуратуре, третья – в суде. Во время одной из них в Горном районе практикантке доверили уголовное дело, которое она закончила за месячный срок, хотя дело оказалось не простым, а связанным с... зоофилией. В то лето в обычной якутской деревне в милицию стали поступать жалобы от населения о том, что со слов их детей, некий мужчина оголяет перед ними половой орган. По тем временам, это было страшное ЧП, когда кражи-то совершались довольно редко, если не считать обычного хулиганства в состоянии алкогольного опьянения.
Екатерина Трофимова: - Тогда все наряды были подняты, круглосуточно дежурили в тех местах, где появлялся до этого тот мужчина. И в один из таких дежурств сотрудники милиции увидели подходящего по описанию мужчину, который вел себя странно – он подошел к лежачему стаду коров и произвел с одной из них половой акт и, естественно, сразу же был задержан. Для якутской деревни это было страшное преступление, с которым до этого никто из местных в жизни не сталкивался. И что самое страшное – это позор для его семьи! С изменением законодательства сейчас это не считалось бы преступлением.
В итоге, как всегда бывает, преступником оказался примерный семьянин, высокий мужчина. И какого было допрашивать его молодой девушке-практикантке! А казус этого дела в том, что в нем не оказалось... потерпевшей стороны - корова-то говорить не может! А между тем, преступлением считается любое незаконное деяние, если в нем есть общественно-опасные последствия, что значит, потерпевшая сторона. Тогда же в Горном районе никто не догадался запомнить масть коровы или привести ее, чтобы установить хозяев коровы. Тем не менее, практикантке Трофимовой допросом специалистов удалось доказать, что от таких противоправных действий наступают общественно-опасные последствия в виде ущерба для хозяев коров: понижение удоя молока или вообще его пропажа. В итоге дело ушло в суд по статье «Хулиганство», но затем было переквалифицировано на «Жестокое обращение с животным».
Подростковая жестокость
Известно, что убийство является жестоким обращением одного человека по отношению к другому. Тем не менее, бытует понятие «жестокое убийство». На вопрос: «А что такое жестокое убийство?» у Екатерины Власьевны не нашлось однозначного ответа. «Когда работаешь следователем, всякие эмоции должны стоять на стороне от дела. А дело – это расследование преступления, где есть преступник и его жертва. И тут не место таким понятиям, как жалость, симпатия, антипатия, неприязнь и т.д. Хотя, чисто по-человечески, преступник – он ведь чей-то сын, отец, брат...», - рассуждает Екатерина Трофимова.
Тем не менее, в ее памяти до сих пор в мельчайших подробностях сохранилось убийство мужчины группой подростков. В то время Екатерина Трофимова работала следователем прокуратуры г. Якутска. Итак, 1997 - 2000 годы, район ГРЭСа. Группа подростков из пяти человек в возрасте с 9 до 15 лет, из которых двое были девочки, распивала пиво в подъезде дома, где в одной из квартир жил одинокий мужчина. Когда мужчина вышел покурить, подростки напросились к нему в гости со своим пивом. Когда компания ему уже порядком надоела, и он стал выгонять детей, началась ссора, переросшая в жестокое избиение мужчины. Подростков не успокоила даже потеря сознания жертвы – они начали прыгать на нем, мочиться, втыкать в него вилки и ножи. В конце-концов, «дети» воткнули ему в рот вилку так глубоко, что она дошла до мозга...
Подростки свою жестокость могут проявить не только по отношению к незнакомому человеку, но и к хорошо знакомым людям, например, однокласснику. Тому пример и следующее жестокое убийство. Те же годы, тот же район. По дороге в школу 13-14-летний мальчик встретил одноклассника, с которым был 16-летний друг. Мальчики силой затащили беднягу в дом друга и с 11 утра до 11 вечера издевались и били самым изощренным способом: в ход шли ремень, нож, о тело мальчика ломались стулья, табуретки, что потом на трупе следователи насчитали множественные телесные повреждения различного характера, в том числе многочисленные переломы. Во время экзекуции в дом заходили две девочки, одна из которых была соседкой потерпевшего, и которая «в доску» молчала (!), когда мама мальчика объявила сына в розыск...
Когда одноклассник предложил своему старшему другу отвести избиенного в его подъезд и бросить там, тот ответил: «Зачем, все-равно останется калекой и инвалидом. Добьем!». Добивали уже на улице палками и железяками. Труп мальчика цинично хотели спрятать в туалетной яме, но когда он туда не поместился, бросили его за туалет и закидали снегом. За «решетку» отправился» старший подросток. В ходе расследования этого дела было раскрыто еще два особо тяжких преступления, которые на тот момент еще не были зарегистрированы в милиции.
Дело в том, что этот подросток был причастен к изнасилованию и убийству женщины-бомжа. Со слов подозреваемого подростка, женщину они сперва ограбили, затащили в бойлерную, где по очереди изнасиловали прямо на горячих трубах, что она получила множественные ожоги, затем забили до смерти, а труп спрятали в снегу. Если бы не избиение и убийство того подростка, кто знает, труп женщины предстал бы весной в виде «подснежника» и очередного «глухаря». Впрочем, это были «лихие 90-ые», сейчас же подобные преступления подростками, можно сказать, совершаются крайне редко.
Есть контакт!
У преступников весьма распространена такая «фишка», как отказ от прежних показаний. И, чтобы разговорить преступника, «заслужить» его доверие, у каждого следователя есть свои методы. Есть они и у следователя Трофимовой. С помощью них в 2000 году она разоблачила жатайского педофила-речника. А дело было так.
В общежитии коридорного типа, где внизу сидит вахтер, 3-летняя девочка вышла из квартиры в коридор поиграть вместе с другими детьми и... пропала. Из общежития никуда не выходила. «Перетрясли» всю общагу: кто, где, с кем находился поминутно, по часам, но безрезультатно. И тогда участковый вспомнил информацию о том, что у некоего жильца этого общежития постоянно собирались несовершеннолетние девочки, которые потом на допросе рассказали о том, что мужчина за сладости просил их потрогать его половой орган. Так, был установлен подозреваемый в этом деле. К тому моменту труп девочки уже был обнаружен в снегу за общежитием.
Мужчина-речник сперва дал признательные показания, а потом пошел в отказ. Трофимовой пришлось прибегнуть к своим методам налаживания контакта с преступником. И ей это удалось блестяще – она узнала всю жизнь этого человека, начиная с трудного детства с отчимом. Екатерина Власьевна давно уверена, что все наши наклонности заложены в раннем детстве. Не исключение педофилы и маньяки. В итоге, преступник рассказал в деталях, как он совершил преступление.
Екатерина Трофимова: - Девочка была как куколка, с белокурыми вьющимися волосами. Оказалось, что преступник обманул ее конфеткой, завел под лестницу, а когда она захотела закричать, задушил ее. Потом биологи нашли сперму в области ее ушей, между ног... Не ту леди назвали «железной»
Впрочем, Екатерина Трофимова расследовала не только убийства и изнасилования. Она знакома с расследованием преступлений на производстве, в сфере экономики и налогообложения. И каждый раз следователю приходится «перелопатить» кучу специальной литературы, чтобы в интересуемом вопросе «плавать, как рыба в воде». Не исключение и уголовное «банковское» дело коммерческого банка «Инфробанк», председателем правления которого опять же в 90-х годах была жена бывшего мэра города Якутска Б. Многие читатели помнят, что в те годы различные коммерческие банки появлялись, как грибы после дождя, которые работали с теми, у кого были сбережения под матрацем. Поверив баснословным процентам вкладов, люди несли свои кровные в банки, которые в один прекрасный момент обанкротились. В ходе расследования была выявлена схема хищения денежных средств: своим работникам, друзьям, родственникам банк в лице Б. выдавал кредиты под наименьший процент (и даже беспроцентные). Работник, родственник тут же его оформлял как вклад в этом же банке опять же под баснословные проценты (доходило до 175% годовых), выше стоящие в этой иерархии – до 230%! Соответственно, «сливки» в виде процентов снимались со счета ежемесячно.
Когда шло расследование этого дела, никому не известную, молодую девчонку, простого следователя прокуратуры города Якутска вызвали в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Кстати, к тому времени супруг Б. уже был вице-президентом республики. Но там, в Москве, Трофимова доказала, что необходим дополнительный срок для расследования, чтобы довести это экономическое преступление до логического конца. Заместитель генпрокурора России продлил срок следствия.
Образ жизни
Прийти в профессию следователя может любой, было бы юридическое образование. А вот остаться в ней может не каждый, ведь ежедневно следователю приходится постоянно сталкиваться с человеческим горем, насилием, страданием, отсутствием личного времени, напряженной ситуацией в семье. Не многие выдерживают этот «марафон» и часто сходят с «дистанции». Но Екатерина Трофимова по окончании юридического факультета ЯГУ начала свою трудовую деятельность с должности следователя прокуратуры Хангаласского района, несмотря на то, что в прокуратуре работают с более серьезными делами, раскрывают самые сложные преступления.
Прошли годы, было расследовано много преступлений, и сегодня в обязанности заместителя руководителя следственного отдела по городу Якутску входит процессуальный контроль. То есть Трофимова учит следователей и несет ответственность за их работу с момента поступления сообщения о преступлении и до принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности, о возбуждении уголовного дела и, соответственно, до направления его в суд. Чтобы заслужить такое доверие, ей самой пришлось в свое время пройти эту школу, начав работать в 1994 году простым следователем в Хангаласском районе, где расположены две исправительные колонии, а в 2000 году была назначена (через 6 лет после учебы!) уже следователем по особо важным делам прокуратуры республики!
Известно, что работа следователя оценивается количеством оконченных уголовных дел, направленных в суд. И если сейчас следователей-женщин довольно-таки много, то в то время в органах прокуратуры республики было всего две женщины – Екатерина Трофимова и следователь по особо важным делам Мария Кулаковская. Именно эти две женщины по итогам 1996 года стали лучшими следователями органов прокуратуры республики, вопреки общепринятому мнению доказав всем, что расследовать убийства – это тоже женское дело.
В профессию следователя приходят по-разному: кто-то прочитал интересную книжку или посмотрел фильм, у кого-то родители работали в этих структурах. Однако для тех, кто остался в ней в дальнейшем, профессия становится смыслом жизни. И сегодня подполковник юстиции Екатерина Трофимова нисколько не жалеет о выборе профессии и для себя твердо усвоила одно простое правило: «Преступник должен ответить перед Законом!».