Каким бывает добро? И что было в Синске?
В Якутске появится союз спасателей из добровольцев
На страницах газеты мы не раз писали про студенческие отряды добровольцев, благотворительные организации для больных теми или иными заболеваниями, о людях, которые по своему желанию помогают пожилым, бездомным животным. Эти организации существуют и находят отклики в сердцах других людей. Все это говорит о том, что мы не бессердечны. Но в таком масштабном объеме добровольцы показались именно в Синске. Плохо, конечно, говорить, что это чем-то помогло обществу, но этот случай стал переломным моментом, как считают многие, и теперь Республиканская служба спасения стала инициатором подготовки добровольческого корпуса спасателей в рамках общественной организации «Всероссийский союз спасателей», кратко – Россоюзспас. Руководство ДОСААФ в лице Сергея Черных объявило, что добровольцам-поисковикам необходима минимальная полевая подготовка, помещение, техническая и материальная база, которыми они могут обеспечить. Федерация спортивного туризма тоже обещала организовывать семинары и практикумы курсов для горожан. Николай Находкин, руководитель службы спасения, сказал, что добровольцы в Якутии нужны, прежде всего, по причине огромной территории региона. То есть, теперь подготовленные добровольцы смогут выезжать на поисково-спасательные работы вместе со специалистами.
Кто такие эти добровольцы?
Нам же стало интересно, кто такие эти добровольцы, и как все происходило в Синске. Дмитрий Васильев, руководивший одним из четырех поисковых отрядов, организованных на территории Синска, поделился с нами информацией.
- Как Вы решились поехать в Синск?
- Узнал об этом из Интернета, думал, что найдутся, но проходит день, второй, и на третий день я решил сам принять участие. Бросил клич своим друзьям, которые играют в «Дозор», сами они поехать не смогли, но помогли: собрали деньги, продукты, достали экипировку и скинули телефон парня, который мог взять на борт людей. Я с ним встретился, и так мы выехали. Мы в Интернете начитались, что там 350 человек добровольцев, половина из них пьют, шашлыки жарят, девки в бикини бегают. Хотели по приезду погнать всех в лес и заставить работать. Приехали в три ночи. И было там всего человек 60. Координаторами были Елена Киселева и Эдуард Николаев с «Вечерки», которые подняли вопрос в Интернете и очень хорошо координировали работу добровольцев.
- Как проходила работа?
- Руководил нами штаб МЧС, они проводили с утра планерку и пускали наши отряды по определенным маршрутам. Первые поиски начались на четвертые сутки – сказали, что это один из самых важных дней, когда девочек можно было найти живыми, если они в лесу. И мы всей толпой – спасатели, кинологи, местные жители, добровольцы – прошли одной цепочкой. Не нашли. Потом уже ходили по отрядам.
- Какие они, поехавшие туда добровольцы? Что ими руководило?
- Средний возраст – где-то 30 лет, были люди лет 40. Допустим, я поехал, потому что моя работа позволяет взять и сорваться, и пойти искать, я руковожу небольшим предприятием. И многие, даже если очень хотели помочь, не могли позволить себе такого, но они помогали другим: деньгами, продуктами, даже теми же носками, батарейками, фонариками. И не надо делить людей на тех, кто был там, и тех, кто сидел, сочувствовал тут.
- Каждый был уверен, что он найдет девочек?
- Да, мы ехали с определенной целью – найти, помочь с поиском.
- С каким чувством ехали обратно, когда так и не нашли их?
- Обратно ехали с очень тяжелым сердцем, как будто мы что-то не сделали, как будто даже сбежали с работы. И не выдержали же мы там! Наша группа в 13 человек приехала в Якутск, переночевала и обратно поехала, но в количестве 8 человек. У нас уже появилась сплоченность команды – все познакомились там, никто не знал друг друга до, максимум, двое-трое были знакомы. И вот сейчас создается под крылом ДОСААФ и МЧС Россоюзспас. 26-го июля будут однодневные сборы, все будет серьезно, с экзаменами, медосмотром, и будут выдаваться корочки «Помощник спасателя». С экипировкой, гаджетами обещал помочь «Технопарк», ДОСААФ выделит базу, транспорт.
Лесные поиски
- Сложно было искать в лесу?
- Чем больше народу, чем теснее цепочка, тем лучше. Лесные поиски – это когда ищешь не только девочку, ты ищешь туфельку, платочек, заколку, даже свежеразрытую землю, потому что вдруг их убили, закопали. И чем ближе твой партнер, тем лучше результат. Мы нашли там паспорт, какие-то потерянные документы, деньги, нашли три мешка браконьерской сохатины. Я нашел старое заржавевшее ружье. Внимательно искали.
- Вашу работу реально оценили?
- МЧСники отметили это, когда «шелуха» откинулась». Потому что были мальчики, которые приехали в городской одежде, без спальников, без палатки, без продуктов, просто с желанием помочь. Для спасателей это лишняя головная боль, в том плане, что каждому нужно было искать вещи. Были вообще люди «неадекват». Не хочу говорить имена, но были девочки, которые не выходили из палаток, не хотели даже посуду мыть. Приехали посмотреть на движение просто. На них все косились. Но чувства праздника, конечно, не было. Были те, кто приехали ради того, чтобы приехать, и занимались ерундой там. Нашли какую-то книгу и решили, во что бы то ни стало, найти хозяина и отвлекали, доставали всех на эту тему. Мы приходим расстроенные, злые, без результатов из леса, а тут они. МЧС в последние дни отметили, что мы нужны в поисках пропавших. И Николай Находкин, начальник службы спасения, отметил, что, оказывается, добровольцы помогают. И тогда он озвучил предложение создать такой оперативный штаб или собрать хотя бы базу данных подготовленных людей.
- Какие еще люди принимали участие?
- Был один человек с Алдана, он приехал в Якутск на праздник Ысыах, но как узнал, сразу поехал в Синск. Он нашел за свою жизнь пятерых: трех мертвыми, двух живыми. Очень хороший следопыт, лес читает как книгу. Приехал один парень на классном спортивном мотоцикле, и МЧСники были в шоке, что, оказывается, мотоцикл здорово помогает. Есть места, до которых пеший человек будет добираться целый день, машина не проедет, а он тропинками быстренько съездит, посмотрит, вернется. Они сказали, что купят такие мотоциклы. Были люди из клуба внедорожников «Мамонт», прилетал Афанасий Максимов, честно летал на своем вертолете, привез нам запчасти. Что интересно, у меня в отряде четыре человека – владельцы известных крупных предприятий города. Они меценаты, по мере возможности помогают. Здесь они здорово работали.
Поселок «Сайлент Хилл»
- Как думаете, почему именно при этом случае раскрылись люди и поехали помогать добровольцами?
- Думаю, здесь сыграло то, что две маленькие девочки потерялись, и летом люди более-менее свободные, к тому же, Синск находится недалеко от города, в доступном месте. Если бы это было в Верхоянском улусе или Нюрбе, я не думаю, что поехали бы. Местное население, кстати, совсем неактивное. Из них помогали человек 30-40. А население – 900 человек.
- Да вы что...
- ...Все боятся, никого на улице нет. Такое чувство, будто они что-то знают и скрывают. И мы прозвали село «Синск хилл», как в фильме «Сайлент хилл». Только родственники суетятся, да и то их не было особо видно. Удивительно, что дедушку одной из девочек мы застали в лесу, когда он купался. Он подкидывал добровольцев до деревни и по дороге травил анекдоты. Странно. Не знаю, насколько это достоверно, я своими глазами не видел, но мне рассказали про отца, что когда они полетели на вертолете, он полетал час и сказал: «Все, мне надоело, высаживайте». Девушки говорили, что если бы даже один доброволец уезжал, они бы стояли и умоляли его остаться и помочь еще чуть-чуть, но там такого не было.
- Как страшно... Были какие-то негативные моменты?
- Говорят, были те, кто наживались на этом. Что мошенники собирали здесь деньги, которые так и не дошли до Синска. За проезд деньги повышали.
- А Вы до этого принимали участие в поисках или благотворительности?
- Честно говоря, нет. Я был просто сочувствующий. Я всегда, как минимум, про себя жалею, желаю помочь. Как-то собирали деньги кому-то, вещи. Но в поисках участвовал в первый раз.
- Как Вы думаете, теперь люди раскрылись и будут также участвовать в поисках и помогать МЧС?
- Думаю, да. Ситуация в Синске, я считаю, - это какая-то переломная точка в добровольчестве. Люди хотели-хотели, но не могли помочь. И тут так сложилось, что люди хотели и могли поехать. Эта ситуация показала людей с лучшей стороны, они почувствовали, что нужны, что реально могут помочь, потому что каждый человек был на вес золота, и каждый понимал, что от него есть помощь. Даже если он прошел маршрут, но пришел ни с чем, это не значит, что он ничем не помог. Он облегчил труд тех же МЧСников.