Когда душа поет и плачет
Само слово шансон с французского переводится просто – «песня». И для французов шансон не что иное, как эстрадное произведение в стиле кабаре. Другое дело в России.
У нас под форматом «русский шансон» прописались «блатные» и бардовские песни, городской романс и даже три аккорда напевы уличной шпаны. На одну полку с шансоном попали даже кабацкие песни и песни военных лет. В общем, все то, от чего у народа поет и плачет душа.
В прошлом году компания «Вояж Тур» привозила в Якутск шансонье Ивана Кучина. Холодный Якутск встретил живую легенду русского шансона необычайно тепло. Год спустя, 27 октября, «Вояж Тур» повторил свой успех, пригласив не одну, а целых пять звезд российского шансона – Владимира Асмолова, Геннадия Жарова (хит «Ушаночка»), Светлану Питерскую («Калина красная»), Игоря Буржуя («Назад в СССР ») и Руслана Казанцева (экс-солист группы «Лесоповал»).
Асмолов любит женщин помоложе!
Золотые дни шансона остались в начале 90-х, когда «блатные» барды – Вилли Токарев, Владимир Асмолов, группа «Лесоповал» и многие другие собирали многотысячные стадионы – прошли. Но шансон остался и продолжает жить в сердцах тех, кто вышел из тех лихих 90-х.
Народ на Асмолова и других звезд российского шансона пришел, несмотря на кризис и на цену билета, которая зашкаливала за две тысячи рублей. Опоздавшие к началу концерта стояли в кассе даже тогда, когда в цирке звенел третий звонок. Зритель в основном был возрастной, понимающий. А если судить по внешнему виду – из совершенно разных социальных категорий. В зрительном зале можно было увидеть и господ с золотыми часами, в костюмах «от кутюр», правда, одевших на этот вечер вместо галстуков толстые золотые цепи. И рядом с ними мужиков в стоптанных ботинках и с синими от наколок пальцами. И те, и другие пришли с женами.
А вот молодежи было откровенно мало. Разве что бросалась в глаза пара тройка парней с короткими прическами и набитыми кулаками, которых обычно сторонишься темными вечерами.
Первым на сцену вышел в неизменной капитанской белой фуражечке Владимир Асмолов. Собственно, он из всей пятерки самый именитый и узнаваемый. В начале 90-х бард лепил альбомы один за другим как на фабрике чуть ли не по пять в год. И неплохие, кстати, делал вещи. Его «Девочки-венерочки, «Оловянная душа-1,2» и прочие до сих пор в фонотеках ценителей жанра.
Асмолов своим режущимся «подростковым» тенором на ура выдал – «Кошечка, ты может первая красавица Москвы». И еще кое-что из старого хулиганского. А после начал грузить зрителя уже более зрелыми песнями из последних альбомов про утраченную любовь и прочие «сопли». Со зрителями бард общался немного. По его признанию, ему важнее больше спеть. Но из того, что он сказал, мы поняли, что звезды приехали к нам в Якутию прямиком из бархатного сезона, где плещется Черное море, и загорелые лица обдувает ласковый ветерок.
Зрительному ряду шансонье доверительно признался, что в его возрасте (а ему стукнуло 63) нравятся девочки помоложе. И по этому поводу он написал песню «Клюква в сахаре». На что из зрительного ряда ему пришел вопрос от юной почитательницы таланта – мол, почему у него нет ни женской подтанцовки, ни прочего «оживляжа»? Асмолов ответил честно – дорого везти с собой. И вообще – если у песни есть душа, никакие подтанцовки за спиной не нужны.
Буржуй и прочий «лесоповал»
Буржуй рад
За Асмоловым в белых с лакированным черным носком штиблетах, шляпе канотье, костюме тройке и тросточкой с позолоченой рукоятью на сцену вышел шансонье Игорь Буржуй.Данный товарищ, чрезвычайно похожий на преуспевшего нэпмана, в своем творчестве зовет народ назад в СССР! Глядя на его округлые щеки, видишь, что Игорю Буржую в СССР не надо, ему и здесь хорошо!
Впрочем, когда артист скинул шляпу и трость, он стал похож на люберецкого братка Николая Расторгуева с чарующим голосом Влада Сташевского.
Признаюсь, что от постаревшего Асмолова, да и от Буржуя я уже начал скучать. Тянут одно и то же – Любовь моя, любовь моя! Не понял я их шансона. Да и к тому же ни у первого, ни у второго за плечами ни одной «ходки». Несерьезно.
Кондуктор, нажми на тормоза...
Но после Буржуя на арене цирка появился бывший солист уважаемой группы «Лесоповал» Руслан Казанцев.Парень, как и полагается порядочному шансонье, передал привет братве Якутска и тем, кто сегодня сидит в казематах. Рассказал пару свежих анекдотов про президента, исполнил хит «Белый лебедь на пруду».
И под конец пригласил из зрительного ряда на сцену желающих спеть с ним дуэтом. На призыв отозвался явно бывалый и повидавший виды товарищ, назвавшийся Мишей. Нисколько не смущаясь, Миша не только спел с Казанцевым «Постой паровоз», но и лихо сбацал цыганочку. Восторженный зал лежал от искреннего Мишиного выступления вповалку.
Модная Питерская
Далее, после солиста «Лесоповала» пришла очередь восходящей звезды шансона Светланы Питерской.Светлана известна своими брутальными альбомами «Свеча уркагана», «Черная звезда», «Контрольный выстрел», на этот раз тоскливо пела о проблемах неразделенной любви, непонимании родных, вьюге и прочей пробивающей слезу дребедени.
По моему мнению, яркая красотка, блондинка Светлана Питерская на фоне других шансонье, несомненно, выделялась своими формами. Но, увы, не творчеством, которое называется шансоном.
Пример настоящего шансона показал последний исполнитель – Геннадий Жаров. Геннадия Викторовича в артистических кругах зовут дедом шансона.
Он написал не так уж и много, но, к примеру, его знаменитая «Ушаночка» наряду с лучшими вещами Михаила Круга, Розенбаума, Шуфутинского, сегодня является признанной классикой шансона. И потому, несмотря на довольно позднее время, когда «дед русского шансона» начал бодро скакать по сцене и лихо петь: «А я ушаночку поглубже натяну…», никто и не подумал бежать заранее в гардероб, чтобы успеть занять место и забрать вещи, пока не набежала толпа. Ведь на сцене был настоящий шансон. Тот, от которого плачет и поет душа.