02.09.2014 | 18:29

«Коммунальные» споры

Как показывает судебная практика, судебные споры о качестве предоставляемых коммунальных услуг, об их непредоставлении, о перерасчете платы - одна из постоянных категорий дел, рассматриваемых в судах.
Автор: EXO-YKT
Исход судебного спора в пользу потребителя зачастую зависит от того, насколько потребитель юридически грамотен в той или иной ситуации, связанной с предоставлением ему коммунальных услуг, да и вообще, чтобы не допустить возникновения спора. Поэтому важно знать каждому потребителю о своих правах и обязанностях в правоотношениях с исполнителем коммунальных услуг. В связи с этим, сегодня на страницах «ЭС» судья Верховного Суда РС (Я) Светлана Местникова коротко знакомит потребителя со сложившейся судебной практикой. 


С какого момента платить?


- Правоотношения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг основываются на таких специальных законах и нормативных актах, как Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации (далее Правила).


Раздел УП Жилищного кодекса устанавливает обязанность потребителя по внесению платы за коммунальные услуги, ее структуру и размер.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам имеют более широкий диапазон, поскольку определяют правоотношения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг, устанавливают права и обязанности собственников жилых помещений в многоквартирном доме или нанимателей жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг, порядок заключения договора о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

С какого момента начинается предоставление коммунальных услуг? На данный вопрос ответ указан в пп. «а» п.3 Правил и статьей 153 ЖК РФ. Согласно положениям указанных норм закона, у собственника, нанимателя, арендатора жилого помещения предоставление коммунальных услуг начинается с момента возникновения зарегистрированного права собственности и права пользования жилым помещением на основании договора аренды, договора найма, у члена ЖСК - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, у лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, - с момента такой передачи.


Как следует из положения указанных норм права, момент возникновения обязанности внесения платы за коммунальные услуги у собственника жилого помещения, которому право собственности на жилое помещение перешло по договору купли продажи, также у члена ЖСК, арендатора, нанимателя жилого помещения вопросов не вызывает, поскольку в законе четко указано, что у собственника обязанность внесения платы за коммунальные услуги возникает с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение, у арендатора, нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора аренды и найма, у члена ЖСК – с момента фактической передачи квартиры.

Однако в судебной практике бывают споры между исполнителем коммунальных услуг, застройщиком и дольщиком долевого участия строительства многоквартирного дома при определении начала возникновения обязанности внесения платы за коммунальные услуги. При этом, как показывает практика, застройщик возлагает обязанность на дольщика долевого строительства многоквартирного дома вносить плату за коммунальные услуги с момента передачи ему ключей от жилого помещения для осуществления отделочных работ. Между тем, закон разграничивает границу ответственности сторон за внесение платы за коммунальные услуги в таких случаях моментом передачи жилого дома дольщику строительства многоквартирного дома в установленном законом порядке на основании передаточного акта при условии, если имеется разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, а не простой передачей ключей без законных на то оснований.


Качество предоставления услуг


- Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают бесперебойность и качество предоставляемых услуг. Бесперебойность услуг включает в себя круглосуточное горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение в течение года, отопление в течение отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды, водоотведения - 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа при аварийных ситуациях в централизованных сетях.


Качество услуг кроме бесперебойности включает в себя соответствие состава и свойств холодной, горячей воды требованиям законодательства РФ о техническом урегулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), соответствие давления воды в системе холодного, горячего водоснабжения предусмотренной норме, постоянное соответствие напряжения частоты электрического тока требованиям законодательства РФ, обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 градусов.


Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества закреплен в п.п.64-74 Правил.
Первое, что должен делать потребитель коммунальных услуг при обнаружении недостатков услуг, - это сообщить в диспетчерскую службу о возникшей ситуации с указанием своих данных - фамилии, имени, отчества, адреса проживания, затем уточнить номер заявки в журнале регистрации заявок, данные лица, принявшего заявку.


В случае, если причина неполадки потребителю известна, то достаточно будет сохранить номер заявки, дату, данные о диспетчере. Если причина недостатков услуги потребителю неизвестна, то по результатам проверки исполнителем коммунальных услуг должен быть составлен акт, в который вносятся сведения о нарушении параметров качества, время, дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.


Как доказать?


- Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества либо с перерывами, превышающими допустимую норму, или о непредоставлении коммунальных услуг – это юридический документ, на основании которого потребитель вправе потребовать перерасчета платы за непредоставленные услуги или за предоставленные услуги ненадлежащего качества или с перерывами и платы неустойки за нарушение исполнителем своих обязательств.
Однако следует учесть, что при составлении акта потребитель и исполнитель коммунальных услуг могут не придти к единому мнению о причине недостатков услуг. Не секрет, когда исполнитель в акте указывает причину недостатков услуг, которая возникла по его вине, так как он должен будет сделать перерасчет платы коммунальных услуг. Либо, наоборот, потребитель любыми способами пытается уклониться от полной оплаты стоимости предоставляемых услуг. В таком случае, немаловажно привлечение к составлению акта 3 лица, например, представителя Жилищной инспекции или представителя общественного объединения защиты прав потребителей.
Согласитесь, что перерасчет платы за непредоставленные услуги или за предоставленные ненадлежащего качества услуги имеет немаловажное значение при той ситуации, когда плата за коммунальные услуги растет с каждым годом. И каждый потребитель вправе требовать предоставления ему таких услуг, которые соответствуют ее стоимости.


Бывают случаи, когда исполнитель всячески уклоняется от составления акта. К примеру, потребитель обращается в суд с иском о перерасчете платы за отопление, указывая на несоответствие тепла в жилом помещении температурному режиму, установленному СанПиНом. Исполнитель услуг не признает иск и указывает на отсутствие акта замера тепла. Или может сложиться другая ситуация, когда управляющая компания обращается в суд с иском о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Потребитель иск не признает и указывает на ненадлежащее исполнение управляющей компанией своих обязательств по качеству предоставляемых услуг. При этом потребитель каких-либо доказательств, в частности, акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества либо с перерывами свыше допустимой нормы не предъявляет.


В обоих случаях суд вынужден будет вынести решение не в пользу потребителя, поскольку потребителем не предоставлено доказательств на свое требование и возражение.


В то же время одним из доказательств потребителя о непредоставлении коммунальных услуг или их предоставлении ненадлежащего качества может быть запись в журнале регистрации заявок управляющей компании, в котором должно быть зафиксировано время подачи заявки об устранении недостатков услуг.


Таким образом, каждому потребителю необходимо знать, что грамотная и своевременная фиксация некачественного предоставления коммунальных услуг - это гарантия защиты потребителей от бездействия коммунальных служб.
Новыми Правилами предусмотрена обязательная установка приборов учета используемой воды в многоквартирных и частных домах. Однако не все потребители понимают важность данной процедуры и до настоящего времени не выполняют обязанности по установке счетчиков. Между тем, показания приборов учета автоматически без обращения в коммунальные службы могли бы зафиксировать недостаток предоставляемых услуг, в частности, недостаток напора воды, что и послужило бы основанием для уменьшения платы за потребляемую воду. В конечном итоге, если каждый потребитель коммунальных услуг применял бы такие меры ответственности к коммунальным службам, это нанесло бы удар по их карману и заставило бы задуматься об улучшении качества предоставляемых услуг.

Новости

Популярное

В Якутске утвердили список получателей субсидии для некоммерческих организаций города на 2024 год 
Город | 1 день назад
В Якутске утвердили список получателей субсидии для некоммерческих организаций города на 2024 год 
23 августа прошло заседание комиссии, которая рассмотрела поступившие 24 заявки на общую сумму свыше 13 648 643 рублей. В том числе запрашиваемая сумма составила около 7 206 670 рублей, вклад участников - более 6 791 973 рублей. Общая сумма субсидии 2 100 000 рублей. Прием заявок на оказание муниципальной поддержки...
Группа «ВИС» мобилизует в Якутск технику и оборудование для строительства Ленского моста
Город | 1 день назад
Группа «ВИС» мобилизует в Якутск технику и оборудование для строительства Ленского моста
На обоих берегах реки Лена ведутся работы по подготовке технологических площадок под размещение производственных баз, оборудования и административно-бытового комплекса, в котором разместится штаб строительства, а также общежития с бытовым блоком для строителей. В активную фазу строительства Ленского моста предполагается задействовать около 2000 человек, сообщает пресс-служба Группа "ВИС". До наступления зимы...
Евгений Григорьев обсудил реализацию мастер-плана Якутска с жителями Центрального округа
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев обсудил реализацию мастер-плана Якутска с жителями Центрального округа
Глава города Якутска Евгений Григорьев 29 августа встретился с жителями Центрального округа и обсудил с ними ход реализации мастер-плана города Якутска. По проекту мастер-плана Якутска в этом году в округе переселены 3 дома по ул. Котенко, ул. Пушкина, 19 и Орджоникидзе, 21. Ведется благоустройство дворовой территории по проспекту Ленина, 11....
Сохраним лес: В пригороде Якутска высадили более тысячи саженцев деревьев
Город | 20 часов назад
Сохраним лес: В пригороде Якутска высадили более тысячи саженцев деревьев
1200 саженцев сосны и лиственницы посадили в Шестаковском участковом лесничестве в селе Владимировка под городом Якутском в рамках регионального этапа ежегодной всероссийской осенней акции «Сохраним лес». Участие в акции традиционно принял Айсен Николаев. Глава региона вместе с другими участниками высадил 1000 саженцев сосны и лиственницы, выращенные в Хабаровском лесопитомнике из...