Кому не светит место в школе?
А во-вторых, работа над ним велась достаточно долго – документ прорабатывался и обсуждался больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете, а после общественных слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. Во всяком случае, считается именно так. Но даже после этого споры и дебаты не прекратились и пыла своего не растеряли. В результате даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался и переделывался. Новый закон заменит сразу два законодательных акта: принятый еще в 1992 году закон «Об образовании» и закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый в 1996-м.
Что будет?
Первоначально проект закона содержал в себе более 400 страниц. Причем в нем затрагивались многие достаточно узкие и мелкие вопросы, такие, как оклады ректоров или профессоров. А эти и многие подобные моменты можно разрешить и в нормативных актах, не внося непосредственно в закон. Так что же принципиально нового появится в российском образовании после принятия закона «Об образовании»?
Закон принят и официально работать начнет с 1 января этого года. Но можно предположить, что в полную силу он заработает с 1 сентября 2013 года. Это логично – коней на переправе не меняют, и новый закон вступит в силу с нового учебного года. А пока народ имеет право осваиваться, привыкать и обсуждать. Потому что предъявлять претензии и требовать каких-либо изменений уже поздно. Итак, если рассмотреть то, что действительно важно для народа – то есть какие изменения коснутся школ, техникумов, вузов, детских садов – то можно отметить следующее.
В школе:
- Преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
- Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.
- Отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения.
- Закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.
- Закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования;
- Право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и отбор учащихся.
- Результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет;
- Список льготников при поступлении сократится;
- Устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10 процентов), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов;
- Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз;
- Все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге Минобрнауки.
- Дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
- Граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;
- Чернобыльцы;
- Дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.
Правительство России будет ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на сайте кабинета министров; в документе уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций; педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, отныне имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, а также - если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет - на сохранение этих мер социальной поддержки после выхода на пенсию; зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона; уточняется норма о плате за проживание в студенческом общежитии - ее размер будет определяться актами образовательных организаций с учетом мнения студенческих советов; плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей, а стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.
Детский сад, детский сад…
А теперь попробуем подробнее остановиться на некоторых позициях. Меня, как маму трехлетнего сына, который, кстати, еще не ходит в детский сад, заинтересовало то, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что, как считается, значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.
Если верить новым нормам, то государство полностью снимает с себя обязательства по обеспечению детей полноценными местами в садике, с пребыванием с утра до вечера. До принятия закона родители еще могли бороться за место для ребёнка, опираясь на обязательность, общедоступность и бесплатность дошкольного образования, закреплённые в Конституции. Теперь такая возможность исчезает. «Дошкольное образование» по новому закону становится отдельной категорией, с пребыванием в детском саду не связанной. Теперь представьте, что к нему теперь могут относиться, например, занятия с ребёнком в группе кратковременного пребывания. Вот их государство и берётся обеспечить, даже прописав отдельной строкой, что деньги за дошкольное образование брать нельзя. А вот предоставление полноценного места в детском саду к «образованию», по этой логике, не относится. Получается, что заниматься организацией этого присмотра и ухода отныне будут исключительно муниципалитеты по своему усмотрению. Лично у меня возникает множество вопросов. Например, предоставляет ли законопроект право отказывать ребёнку в приёме в детский сад на основании отсутствия мест? Что произойдет с бесконечными очередями? И если место всё-таки досталось, не придётся ли платить за него столько, что мамочкам будет удобнее и дешевле сидеть дома? И наконец, по каким нормам будут снижать оплату «некоторым категориям родителей» и как именно будет учитываться материальное положение?
Кстати, для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие «инклюзивного образования». Это уточнение в законе позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающими тяжелыми недугами.
ПТУ, «художки», «музыкалки»…
ПТУ и колледжи тоже коснулись нововведения. Вернее, теперь просто не станет тех училищ, которые предлагают программы начального профобразования. Сторонникам начального профобразования так и не удалось доказать, что этот уровень необходим. Оно сейчас включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Бурные споры развернулись и вокруг отмены уровня начального профобразования и отсутствия понятия «академия». В итоге в законе главным стало общее понятие «образовательная организация».
Следует отметить, что множество поправок было связано с художественным и музыкальным образованием. Некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы, но и профессиональные дисциплины. Проект закона «Об образовании» не учитывал эти нюансы, и получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля. Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
Если уж начистоту, принятая поправка, касающаяся специальных музыкальных школ, имеет важное значение. Ситуация была критической: ведь ясно, что нельзя спецшколы для одаренных детей приравнивать к общеобразовательным, нельзя вместо специальности и занятий на инструменте загружать их уроками математики, в такие школы нельзя принимать детей без конкурса, просто по месту жительства, и нет смысла начинать профессионально учить музыке, балету или живописи с 13 лет. Принятая поправка вернет все на свои места, а значит, сохранит нашу российскую исполнительскую школу, признанную во всем мире.
Инклюзивному образованию – путевку в жизнь
По программам инклюзива начали работать около десяти лет назад. И тогда возникло много вопросов: кто будет писать программы, как быть, если дети с отставанием в развитии не смогут осилить физику и химию, как заниматься с учениками, которые нуждаются в ежеминутном внимании, сколько заплатят педагогу в инклюзивном классе и какой документ выдавать «особым» ученикам: аттестат или справку коррекционной школы? Никаких разъяснений и рекомендаций в документах не было, впрочем, как и законодательного понятия «инклюзивное образование». То, что оно появилось - очень важно и для педагогов, и для родителей, и для детей.
А что на селе?
Что касается льгот, то сельские учителя с введением нового закона их не утратят. Более того, будет введена норма, касающаяся возможности установления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления дополнительных гарантий и мер соцподдержки. Всем педагогам законом даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона. Иными словами, сельская школа жить будет, более того, новый закон позволит вводить методы дистанционного обучения, профориентационной работы, включать в процесс коммуникации и обмен опытом педагогов из других регионов, используя при этом информационные каналы и интернет. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Теперь после принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы: основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
Мнение эксперта
Сардана Татаринова, начальник Управления образования г. Якутска:
- Закон вступил в силу с 1 января. Поэтому все органы государственной власти и управления сразу должны все привести в соответствие. Это оговаривается отдельными пунктами – решения, положения, отдельные сроки в отношении типов образовательных учреждений. Если говорить об изменениях в законе, то основные изменения касаются, в первую очередь, перераспределения полномочий между РФ, субъектами и органами местного самоуправления. Раньше организация обеспечения, допустим, дошкольного образования, присмотра и ухода относилась к органам местного самоуправления и финансировалась из местного бюджета.
К примеру, в прошлом году было принято постановление, что из местного бюджета должно было субсидироваться дошкольное образование негосударственных детских садов, имеющих лицензию. Был разработан порядок и нормативы по перерасчету субсидий. А в новом законе, уже вступившем в силу, полномочия в части обеспечения дошкольного образования и для государственных, и для негосударственных детских садов теперь отнесены к субъекту РФ. То есть - на уровень региона. А это означает, что полностью меняется механизм финансирования, так же, как и по школам. Смотрите: вся заработная плата педагогов и учебные расходы на общее образование обеспечиваются из республиканского бюджета, потому что это полномочия субъекта. А содержание зданий, коммунальные расходы – за счет местного бюджета. Такое вот происходит деление. Соответственно, мы следим и за текущим ремонтом, и за благоустройством. И теперь точно такая же ситуация будет наблюдаться и по детским садам. Теперь зарплата воспитателей, приобретение игрушек, образовательная часть дошкольного образования будут относиться к субъекту. И это для местного бюджета пусть небольшое, но облегчение.
Правила приема в образовательные учреждения практически остались без изменений. Теперь руководители садов или школ имеют право отказать ребенку, если мест нет, потому что существуют определенные нормы наполняемости. И это будет происходить, как бы ни возмущались и ни ругались родители. В противном случае, если детей будет больше, чем положено, надзорные органы на директоров школ и заведующих детских садов будут выдавать предписания и выписывать штраф. А в городе Якутске отличительная черта – именно переполненность и садиков, и школ, и эти нормативы практически нигде не соблюдаются. И причина – большой приток населения.
Организация конкурса или индивидуальный отбор не допускается, за исключением приема в учреждения, организующие преподавание профессиональных дисциплин в области искусства или с углубленным изучением отдельных предметов, или на профильном уровне. И прием должен осуществляться с учетом результатов освоения программы на предыдущем этапе. Допустим, если ребенка принимают после пятого класса, то никаких тестирований и конкурсов быть не должно, только оценивание результатов учебы, с которыми он уже пришел. И главный вопрос – вопрос территориальной доступности и закрепленности - в новом законе тоже прописан.
Более подробную информацию об изменениях, нововведениях, в том числе и в правовой области, в законе «Об образовании» читайте в одном из наших следующих номеров.