06.06.2011 | 04:53

Космонавт Романенко: "Я хотел увидеть летающую тарелку"

На днях в Якутске побывал летчик-космонавт, Герой России Роман Романенко и министр правительства Амурской области Константин Чмаров.
Автор: EXO-YKT

Прибыли они по приглашению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии.

Программа визита была более чем насыщенной: в первый день они возложили цветы к памятнику Юрию Гагарину, состоялась встреча с курсантами и коллективом Якутского авиационного училища, представителями авиакомпаний Якутии и школьниками. Затем они посетили село Дюпсюн Усть-Алданского улуса, где побывали в Музее космонавтики и авиации и встретились с воспитанниками кружка по авиаракетомоделированию. А 30 мая состоялась встреча с председателем Правительства Якутии Галиной Данчиковой и школьниками Якутска.

Курсанты в летной форме, школьники, авиаторы, журналисты и фотокорреспонденты – народу было много. И все они пришли на встречу с прославленным космонавтом, не каждый день в нашу республику приезжает с визитом Герой России. Да и вообще, космонавт – это же как житель другой планеты! Помнится, во времена моего детства почти каждый мальчишка мечтал им стать. Профессия была престижной, космонавты в глазах тогдашних ребят были настоящими героями. Сейчас изменилось многое – и отношение к космонавтике тоже. И редко когда от современного мальчугана можно услышать, что он мечтает полететь в космос. Скорее уж они мечтают стать бизнесменами, олигархами и банкирами…

Герой – сын Героя…


И вот в актовый зал авиационного училища заходит он – подтянутый, стройный, спортивный, моложавый и улыбчивый Роман Романенко, российский космонавт, сорокалетний полковник ВС РФ, Герой Российской Федерации. Достойный сын своего отца и продолжатель «космической династии», он родился в семье дважды Героя Советского Союза космонавта Юрия Романенко.

Очень интересен и показателен был его рассказ, который сопровождался видеорядом. И ответы на вопросы – с юмором и без лишнего апломба. Обычный человек, даром что герой.

Съемки из космоса – это, скажу вам, нечто! Роман Юрьевич подробно рассказал о том, как проходит подготовка к полету, о жизни на орбитальной космической станции, о том, какие эксперименты ставят участники экспедиции. А потом он вспоминал, рассказывал, делился впечатлениями.

В 1977 году, когда Роману было 6 лет, его отец полетел в космос. И по его словам, он хорошо помнит этот момент, хотя и был еще маленьким: и для него, и для мамы это известие стало полной неожиданностью. В общем-то, это и неудивительно, ведь раньше все происходило в обстановке полной секретности, и запуск ракет до последнего старались не афишировать.

- Мы знали, что мой отец был в резерве, то есть космонавтом-дублером. Однако в последний момент кто-то из основного состава заболел, и пришлось менять экипаж. Вот так отец в первый раз оказался в космосе и сразу установил рекорд по длительности пребывания на орбите – 96 суток, - вспоминает Роман Юрьевич. – Я, конечно, гордился, но хвастаться особо было не перед кем: в нашем Звездном городке жили семьи космонавтов. Я бегал по двору с дочками Леонова, с сыновьями Коваленко и Попова. Для нас полеты отцов были чем-то обыденным, нормальным.

Они не были избалованы отцовским вниманием – это Роман Романенко тоже помнит. Отцы постоянно находились то на тренировках, то в командировках, то в космосе… Теперь такая судьба и у его собственных детей: сын уже взрослый, собирается поступать в институт, а дочка еще маленькая, и теперь она ждет возвращения отца из полета, тренировок, командировок.

Дорога самого Романа в космос была, скажем так, не запланирована. И мечтой детства, как ни странно, тоже не являлась. Скорее, так сложились обстоятельства. А может, судьбой было предназначено, только шел он окольными путями, хотя к авиации имел непосредственное отношение – 6 лет отдал небу. Летал на «Ту-134», «Л-39». А когда наступили лихие 90-е, Романенко встал перед выбором: или уходить на гражданку, или оставаться в авиации, но при этом заниматься неизвестно чем.

- И тут мне предложили подать заявление на то, чтобы стать космонавтом, - смеется Роман. – А через два месяца позвонили, пригласили на собеседование, еще год ушел на то, чтобы пройти медицинскую комиссию, все обследования. О-о, это очень серьезные медкомиссии. Смысл ее в том, чтобы определить, насколько вынослив и здоров организм, ведь нужно отдать космонавтике не меньше 10 лет, иначе и толку нет готовить человека… Собираются лучшие умы, светила медицины, профессора, чтобы работать индивидуально с каждым претендентом. Вот так. 27 мая 2009 года улетел в космос.

А готовился к этому дню 11 лет. Там получилась такая история. Первоначально экипаж готовили к запуску на американском шаттле, но он при возвращении сгорел вместе со всеми, кто в нем находился. Потому их группу срочно сняли с программы и начали готовить с ориентацией на наши, российские, космические корабли. С нуля…

Мыши, тренажеры, тоска по пельменям и престиж


Собравшиеся в зале училища интересовались многим: начиная от самочувствия человека в космосе и до летающих тарелок.

- В космосе очень красиво, - делился своими впечатлениями от полета космонавт. – И никакие суперсовременные видеокамеры и фотоаппараты не смогут передать всю эту захватывающую красоту. Я, конечно, хотел увидеть вблизи летающую тарелку, но пока не посчастливилось.

Космонавт рассказывал про эксперименты весело и с юмором. Про шесть мышей, которые жили с ними на станции в своих домиках, у них была своя система подачи еды и воды. Так вот, сначала члены экипажа хотели назвать их своими именами, но после того, как три мышки умерли, энтузиазм поутих.

- Еще мы изучаем, как человек ведет себя под воздействием факторов космоса – невесомости и тому подобного. Три-четыре раза в неделю обязательные занятия спортом, иначе будет теряться костная и мышечная масса, кальций будет вымываться из костей и в результате кости просто превратятся в хрящи. У нас там были беговая дорожка, специальные тренажеры, велосипед… Настоящий тренажерный зал! А еще я выращивал капусту, не помню какую. Пробовали – не вкусно, - смеется Роман.

Без веселья, шуток, с одной работой было бы скучно – хоть волком вой! Вот и придумывал экипаж разные увлекательные штуки, отмечали вместе праздники, даже Хэллоуин. В свободное время летали (там же невесомость!), делали обзорные экскурсии – для себя, для родных…

- Родные наши, семьи очень переживают, как мы там по полгода. А мы за них переживаем, им психологически труднее, - продолжает Роман Юрьевич. – Они-то думают, что нам здесь сложно, несколько человек в замкнутом пространстве по несколько месяцев, постоянно одни и те же лица, рутинная работа, за иллюминаторами – космос и звезды. Думают, что нам плохо… И не правы! Нам есть чем там заняться, к тому же все космонавты в первую очередь проходят психологическую подготовку, тесты на совместимость, стрессоустойчивость, так что ни о какой клаустрофобии или о том, что мы начнем кидаться друг на друга, и речи быть не может. Если у человека есть хоть малейший намек на некие психологические отклонения, его убирают еще на первичном этапе. С нами ведь крутые психологи работают, и экипажи подбираются так, чтобы все члены отлично друг с другом сработались. К тому же мы читаем книги, слушаем музыку, есть Интернет, почта, кино смотрим – некая психологическая поддержка. И с родными регулярно по телеконференции общаемся. Каждые выходные такие вот свидания. Вместе обедаем: кто сверху, кто снизу. И в пище проблем нет: едим то же, что и на земле. Продукты легкие, сублимированные, завариваются по принципу «Доширака». Есть все, что угодно! Только вот пельмени не отваришь, а я их люблю…

С восхищением космонавт рассказывал и показывал, как выглядит из космоса Соборная площадь в Париже, Карибские острова, Дубай, Венеция… На видео было видно, как над Землей клубится дым от пожарищ… Красиво и страшно.

- Первый выход в космос – как второй прыжок с парашютом. Как никогда ощущаешь, что ты – всего лишь песчинка в этом мире. Руками нужно держаться за поручни, и обязателен двойной, даже тройной контроль за фиксацией. Если забыл зафиксироваться карабином, все… ближайшее время ты будешь сначала живым космическим спутником Земли, а потом – мертвым… Такие вот дела.

… Вопрос престижа – это сложно. Не идут сейчас в космонавты. А ведь рекламной имиджевой кампанией из мухи слона можно сделать, верно? У нас про космонавтику, про корабли космические говорят только тогда, когда что-то выйдет из строя, сломается или взорвется. Вот с 2009 года стали регулярно выходить в Интернет, и стало проще: видео сливаем прямо оттуда, кому интересно, могут смотреть и изучать. Телевидение тоже великая сила. Ведь спрос рождает предложение. Нет спроса – вот и идут в космонавтику, как бы это сказать… фанаты. Потому что дополнительных стимулирующих надбавок и добавок от государства нет никаких. Нечем молодежь в космос завлекать. А работать над собой нужно много. От многого отказаться, чтобы заниматься любимой профессией.

Земля - это здоровый мощный организм. Очень мощный, и из космоса ну совсем не выглядит хрупким и беззащитным. Иногда поражаешься, как много на планете воды, иногда несколько суток летишь, а под тобой вода, везде вода. Защищать нужно Землю изнутри, столько пожаров, очагов 20-30 точно видели. А если защищать извне – как защитишь? Бесполезно. Если прилетит метеорит размером хотя бы в четверть Земли, ничто не поможет.

Новости

Популярное

Отключения света 7 октября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света 7 октября в Якутске
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.
Прогноз погоды на 7 октября в Якутске
Город | 13 часов назад
Прогноз погоды на 7 октября в Якутске
Температура воздуха днем составит +1, +3°С.
Инцидент с массовой дракой в баре Якутска вынесут на обсуждение межведомственной комиссии
Город | 12 часов назад
Инцидент с массовой дракой в баре Якутска вынесут на обсуждение межведомственной комиссии
На заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений рассмотрят инцидент в «Контакт-баре».
В Якутии выкупят новые здания для школ столицы республики
Город | 12 часов назад
В Якутии выкупят новые здания для школ столицы республики
Строительство за счет подрядчиков с последующим выкупом – эффективный механизм, который применяется не первый год.