Крадин и Васильев. Разговоры об истории Якутска
Увы, назвать сегодня наш город историческим невозможно. Материальной истории как таковой сегодня у нас не осталось. То, что осталось, пытаются спасти немногочисленная прослойка местных краеведов и истинных патриотов своей земли под руководством председателя Совета Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Руслана Васильева.
В нашей газете мы уже много раз касались этой больной темы. Сегодня о деревянном зодчестве речь зайдет между Русланом Василевым и Николаем Крадиным. Корреспондент «ЭС» выслушал и Руслана Васильевича, и Николая Петровича. Последний человек в кругах краеведов и историков деревянного зодчества Сибири - культовая фигура. В буквальном смысле он мировое светило истории деревянной архитектуры. В первый раз он приехал в Якутск в 80-х годах прошлого века. Памятники, которые он увидел в нашем городе, привели его в восхищение. По рекомендации Крадина и настоянию пригласивших его краеведов городская администрация, возглавляемая Спартаком Борисовым, приняла решение о создании второй охранной зоны, которая очерчена улицами Чернышевского, Крупской, Ярославского и Дежнева. С тех пор утекло немало воды. Судьба второй охранной зоны решается только сейчас. Заметим, что там сохранились последние останки старого Якутска, казацкие подворья, дома известных в городе людей, дом композитора Адама Скрябина, дом Чепалова, руководителя молодежного кружка марксистов и других. Конечно, дома не такие богатые, какими были снесенные здания центра города. В этой части города проживали в основном средние слои населения, так называемые разночинцы, представители разных народов - евреи, татары, башкиры, русские, якуты.
- Николай Петрович, вы снова в наших краях. Что вас привело в Якутию?
- В Якутию и Якутск я в последнее время приезжаю регулярно. Начиная с 2012 года, мы каждый год совершаем в Якутии экспедиции по местам сталинских лагерей. Мы - это в основном мои бывшие ученики из Якутии, те, кто когда-то были моими студентами. Изучаем сталинскую эпоху, репрессии, эту страшную страницу из нашей истории, жизни ГУЛАГа. Накопилось очень много материалов. Полагаем, что от нас на эту тему выйдет книга.
- Вы изучаете лагеря?
- Не только. Это обширная тема. К примеру, мы делали уникальные обмеры деревянных мостов. Совершенно невероятные конструкции и решения. Был в одном из лагерей такой инженер - Герлингер. Один из его мостов мы нашли в районе «заячьей петли», и там мы поставили памятник, стелу в память о погибших людях. Пусть проезжающие по этой трассе люди видят, в память о ком мы соорудили это.
- Чем характерны памятники зодчества в Якутии и Якутске?
- Якутск был совершенно уникальным городом с богатейшей деревянной архитектурой. Собственно, город был построен в традициях русского деревянного зодчества. Чем оно отличалось? С одной стороны, своей лаконичностью. Очень лаконичные декоры, их не так много, как, допустим, в Иркутске. Но при этом огромные в диаметрах бревна. Помню, было одно здание, построенное всего в восемь венцов. Но об этом сегодня можно говорить как о прошедшем. Очень жаль. Приезжая сюда, я страдаю от того, что деревянный исторический Якутск исчез.
Отчасти остался, - полемизирует ему Руслан Васильев. - В Заложной части еще сохранились старые дома. И мы совместно с городом разработали концепцию «Якутск - деревянный Залог». Если так называемый Старый город - это в основном новодел, то в Залоге исторические дома сохранились. Мы изучили все старинные дома как в городе, так и в его пригородах и предлагаем сохранить на этой выделенной территории все деревянное зодчество. Плюс собираемся привезти сюда памятники старины из Табаги, Владимировки, Мархи, Тулагино-Кильдямского наслега и др. Их мало, наша задача - сохранить то, что осталось.
- Современные памятники выживают лишь тогда, когда приносят какие-то дивиденды, зарабатывают деньги. Может, стоит обратиться к этому опыту?
Васильев: Согласен с вами. И работа в данном направлении ведется. Мы были на восточной надвратной башне Якутского острога, которая была построена после злополучного пожара, уничтожившего оригинал. И вот в данное время мы пытаемся как-то реанимировать интерес к ней. Ведь это символ города Якутска!
Крадин: Естественно. Нужно по уму собрать все три башни, сделать историческую реконструкцию острога, экспозицию, показывать и зарабатывать на этом деньги. У вас ведь много туристов, а это очень интересные сооружения. Ну что там, они издалека посмотрели на нее, а нужно так, чтобы можно было заходить, трогать руками.
- А что вы думаете о шахте Шергина?
Крадин: Это исторический, единственный в мире такой объект. Его историческую ценность и уникальность невозможно оспорить. Странно, что этот объект республиканского значения, он, безусловно, имеет право получить статус федерального значения.
- В Якутии на сегодня нет ни одного поселения, имеющего статус исторического поселения, при том что поселений с историческими объектами немало. Какому из поселений можно было бы присвоить такой статус?
Крадин: Увы, о Якутске говорить уже не приходится. Его историческая часть фактически исчезла. То же самое с Вилюйском. Возможно, Олекминск, Павловск, где сохранилась часть старых улиц. Увы, я приезжаю и вижу, что они так же, как и Якутск, исчезают как историческое наследие.
Васильев: Новые веяния позволяют получить такой статус не всему поселению, а отдельным его частям. У Якутска есть такие шансы, и еще остались исторические объекты, благодаря которым столица может сохранить за собой гордое звание исторического города. Сейчас стоит такая сложнейшая проблема, как сохранить имеющееся. Это старинный уголок Залога. Притом что люди, живущие сегодня там, хотят жить комфортно, в благоустроенных квартирах. И это их конституционное право на жилье. А с другой стороны, дома ветшают, с каждым годом уходят в землю, сырость, гниль, общая неблагоустроенность улиц, дворов, территорий - все это создает печальную картину, портит вид города, который совершенно не отвечает панораме, существовавшей даже до революции. И здесь, конечно, нужны большие вложения, инвестиции, чтобы сохранить этот уголок.