«Кто ищет, тот всегда найдёт»
Казалось бы, с той войны прошло много времени, установлены факты и события, безымянным воинам возвращаются их имена. Но поисковики продолжают находить в тайге останки летчиков, обломки упавших самолетов; открывают не известные до этого страницы истории, устанавливают имена и события.
Под конец года поисковики, военно-патриотические клубы Якутии подвели итоги года, рассказали о новых открытиях и поделились планами.
СЛЁТ ПОИСКОВИКОВ
Слет поисковых объединений и военных реконструкторов прошел в соответствующей обстановке — в Музее боевой славы, расположенном в здании ДОСААФ. К дате здесь подготовили тематическую экспозицию с уникальными экспонатами — обломки настоящего военного истребителя, найденного в Олекминском улусе; инструкция 1943 года по эксплуатации американского истребителя на русском языке для советских авиатехников и летчиков, другие экспонаты. «Можно сказать, что они в единственном экземпляре, уцелевшие до наших дней, найденные и хранящиеся у нас», — говорит председатель регионального отделения ДОСААФ Сергей Черных. Для простого человека все эти предметы ничего не скажут, но для поисковиков они содержат и несут ценную информацию. По номерам на деталях можно установить самолет, кто и когда на нем летал и т. д., что помогает им в исследовательской работе.
Кропотливая работа с документами в архивах, переписка с коллегами в других регионах — это тоже часть работы поисковиков. Традиционно отряды появляются в тех районах, которые, так или иначе, имеют отношение к событиям тех лет. Например, в Томпонском и Хангаласском улусах, над которыми в свое время проходила перегоночная трасса, и летали военные самолеты. Установление имен погибших и пропавших воинов-земляков, неизвестные факты и события Великой Отечественной войны, места боев Гражданской войны и даже события Первой мировой войны и их связь с Якутией — все это интересует поисковиков.
ОТ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ...
Как простой парень из Якутии очутился в Париже, потом Северной Африке, принимал участие в восстании вместе с будущим маршалом СССР Родионом Малиновским? Все это узнал студент СВФУ, возможно, будущий военный историк, Владимир Прокопьев. Поиск данных, сопоставление дат, хронология событий, подоплека исторических событий — все это лишь верхушка айсберга упорного кропотливого труда ребят.
А вы знаете, что уроженец Нохтуйска Олекминского района Котельников является первым генералов из якутян и командовал I дивизией народного ополчения, защищавшей Москву в 1941 году? А сколько курсантов выпустила Якутская национальная военная школа? Обо всем этом знают учащиеся школ Якутска, члены военно-патриотических клубов, юнармейцы.
«Темы дети разрабатывают сами. Мы им даем материалы, а дальше школьники работают самостоятельно», — объясняют свою работу с подрастающим поколением в ДОСААФе.
ЭХО ХАЛХИН-ГОЛА
Но все же наиболее интересная и основная поисковая работа идет в экспедициях, «в поле». Причем не только на территории Якутии и в регионах России на месте боев, но и за границей. «В уходящем году наши ребята из поисковых объединений и отрядов участвовали в экспедициях подо Ржевом, на месте жесточайших боев. Четвертый год выезжают на места боев под Сталинградом. Побывали в Монголии на месте боев на Халхин-Голе. В наступившем 2020 году они намерены продолжить совместную работу с оборонно-спортивным обществом Монголии, аналогом нашего ДОСААФа, по проекту «Большой Хинган», который приурочен к окончанию Второй мировой войны, к сентябрю текущего года».
ЗАГАДКА УПАВШЕГО САМОЛЁТА
Новые подробности и неизвестные страницы из истории авиации Якутии рассказал ветеран этой отрасли Василий Гоголев. Кстати, будучи авиатехником, вместе с коллегами он принимал участие в восстановлении и изготовлении макета знаменитого истребителя Р39 «Аэрокобра», который поставляли из США в СССР на фронт. Копия, изготовленная по заводским чертежам 1:1, стала памятником погибшим летчикам, всем, кто внес вклад в победу, символом военного сотрудничества двух стран. В августе этого года они вели поиск места катастрофы одного самолета, но нашли останки совершенно другого.
Тогда в горах Верхоянья был найден самолет «МП-1 бис», летающая лодка. Поисковики обнаружили части двигателя, фюзеляжа. Останки летчиков, погибшего экипажа были захоронены неподалеку от места их гибели в 1940-х годах и нахождения в 2019-м. Теперь предстоит установить имена погибших, детали полета и т. д.
А в 1939 году здесь, в горах, разбился самолет «Г-1», гражданский вариант бомбардировщика «ТБ-1».
«Скорее всего, экипаж вел разведку с самолета. Возможно, проводили изыскания будущей перегоночной трассы «Аляска — Сибирь» или смотрели месторождения для «Дальстроя». Здесь ведь добывали вольфрам и молибден, стратегические материалы для нужд фронта. Также у нас есть предположения, что в районе Илин-Тас был расположен аэродром, точнее, авиаплощадка перегоночной трассы. В общем, все это предстоит уточнить, исследовать», — делятся своими планами поисковики.
НА ВОДЕ И НА СУШЕ
Ищут ребята не только на суше. Оказывается, в Якутии есть и те, кто занимается поисками артефактов под водой. Есть в Оймяконском улусе озеро Красное, или Кулуу. По информации старожилов, на этом озере в годы войны совершил аварийную посадку на воду истребитель Р39 «Аэрокобра» и затонул. В этом году на озере организовали подводные погружения. Пока информация о самолете полностью не подтвердилась, но зато поисковики нашли другие предметы. Это вещи и орудия труда заключенных или рабочих «Дальстроя», строивших трассу «Колыма», печально известной как «Дорога на костях».
ОПЕРЕДИТЬ «ЧЁРНЫХ КОПАТЕЛЕЙ»
В общем, как стало известно из докладов, сделанных во время Слета поисковиков Якутии, у нас еще много мест, где можно обнаружить обломки настоящих боевых самолетов. Поисковики установили еще десять мест в улусах, где они могут находиться. Также установлены места нахождения танкеток «Комсомолец», уникальной довоенной техники, легендарных летающих лодок «Каталина» американского производства. Кроме того, в Якутии возможно найти следы пребывания трофейных немецких и японских транспортных самолетов. За отсутствием своих самолетов в нашу республику направляли и использовали именно их. В Музее боевой славы при ДОСААФ хранится деталь от японского самолета. Естественно, что все это привлекает других ценителей, охотников за артефактами, «черных копателей», работающих ради наживы.
«Историю надо беречь и хранить, а не вывозить и продавать на сторону. Ради этого мы и работаем», — резюмировали поисковики.