«Кто вы, господин Геденштром?»
Был на короткой ноге с графом, министрами и адмиралом
Он лично знал и общался с такими известными государственными деятелями Российской империи, как Сперанский и Бенкендорф, с графом и министром иностранных дел Румянцевым и адмиралом Врангелем. Но свою яркую и полную приключений жизнь этот человек закончил в нищете и пьянстве… Так кто же он такой, Матвей Матвеевич Геденштром?
Детальному изучению его биографии, его жизни и деятельности, изучению итогов экспедиции посвящена работа доктора исторических наук, зав. отделом истории и этнографии Института гуманитарных исследований АН РС(Я) С. И. Бояковой. Благодаря публикации в журнале «Якутский архив» в 2008 году, стала известна биография, деятельность и заслуги М. Геденштрома в области изучения российской Арктики.
Благодаря трудам участников экспедиции М. Геденштрома в начале 19 века, впервые была создана общая географическая карта Новосибирских островов. До этого они изображались крайне схематично.
Обвинили в контрабанде, но назначили в экспедицию
Как отмечает в своей работе С. Боякова о Геденштроме, Матвей Матвеевич (Mathias) Геденштром (Hedenstrom) по происхождению немец, родился в Ревеле, Лифляндской губернии примерно в 1780 году в семье служащего, учился в Дерптском университете, но, не закончив, поступил на службу в Ревельскую таможню в 1798 году.
По данным современного историка из Омска А. Ремнева, в период службы на Ревельской таможне Геденштром попал под суд по делу о контрабанде и был выслан в Сибирь. Но здесь его назначают начальником экспедиции на Новосибирские острова. Как же так получилось, что чиновника таможни, обвиненного в контрабанде, назначают в экспедицию и отправляют в путешествие? Дело в том, что Геденштром в 1800-е годы занимал разные должности государственной службы того времени: регистратор Лифляндского губернского правления; затем был определен в канцелярию московского обер-полицмейстера; после переведен в канцелярию лифляндского генерал-губернатора; был помощником таможенного ревизора. К тому же М. Геденштром одно время был домашним секретарем ни много ни мало самого графа Н. Румянцева, министра коммерции, а позже министра иностранных дел при императоре Александре I. И вот в 1808 году Геденштром взял на себя вину в контрабанде, дабы не бросать тень на графа Румянцева, и отправился в ссылку в Сибирь. Естественно, что граф Румянцев позаботился о том, чтобы к М. Геденштрому не применяли сурового наказания, а просто отослали от глаз подальше, заверив, что ссылка не будет тому в тягость. Вот таким образом по рекомендации графа и министра коммерции Румянцева Матвей Матвеевич Геденштром, которому на тот момент было всего 28 лет, был назначен руководить экспедицией по изучению Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане.
Итак, экспедиции под началом М. Геденштрома поручалось, как написано в документах начала 19 века, «описать вернейшим образом», основываясь на астрономических наблюдениях, Новосибирские острова, а также попытаться достичь «матерой земли», расположенной, предположительно, северо-восточнее этих островов. Таковы были представления о Северном полюсе тех лет. Напомним, Северный полюс был достигнут дрейфующими судами, а затем людьми только в конце 19 века, а Антарктида открыта не намногим раньше, в 1820 году Беллинсгаузеном и Лазаревым.
В ходе своей экспедиции 1808 года Геденштрому также предписывалось «описывать… все предметы, относящиеся до естественной истории и в особенности, те, которые могут составить отрасль народной промышленности». В состав экспедиции были включены землемер И. Е. Кожевин, казачий десятник И. Безносов, а также крестьянин Ф. Обухов, записанный плотником экспедиции. Этот крестьянин прибыл с Геденштромом из Москвы и пожелал разделить с ним тяготы трудного и опасного путешествия.
Экспедиция прибыла в Якутск в сентябре 1808 года. Здесь к ним прикомандировали землемера П. Г. Пшеницына, сотника А. Татаринова и унтер-офицера И. Решетникова. Кстати, впоследствии эти двое приняли участие в экспедиции Врангеля-Анжу 1820-1824 гг.
Позднее в работах экспедиции были задействованы казаки П. Тарабукин, А. Никулин, И. Варгуев.
В экспедиции непосредственное участие приняли промышленники Г. Портнягин, И. Ширяев, С. Фадеев и Я. Санников с сыновьями. Именно он в ходе экспедиции Геденштрома увидел землю, ставшей загадочной Землей Санникова.
Еще одна заслуга экспедиции под руководством Геденштрома – он, пожалуй, первым из исследователей Арктики сохранил для истории имена жителей Якутии, оказавших ему помощь в снаряжении экспедиции. Об этом мы подробно писали в предыдущем номере «ЭС».
Итак, в сентябре 1808 года экспедиция Геденштрома прибыла в Якутск. Здесь были собраны дополнительные сведения о предполагаемом районе исследования, подготовлены снаряжение, транспорт и провиант. С установлением устойчивого зимнего санного пути в феврале 1809 года экспедиция добралась до своей основной базы – селения Усть-Янск.
Из книги А. Калашникова «1632-1917. Хроника. Факты. События» на основе архивных данных.
- 5 февраля в Усть-Янск прибыла экспедиция М. Геденштрома. В состав экспедиции вошли Я. Санников с сыновьями, Г. Горохов, Г. Гулимов, А. Мухоплев и другие, всего 20 человек. При активной помощи населения Усть-Янска Геденштром собрал 120 собачьих упряжек, 48 лошадей, 63 оленя, более 29 тыс. штук рыб, 306 пудов говядины, 100 пудов масла.
- В начале марта экспедиция выехала из Усть-Янска к мысу Святой Нос на побережье моря Лаптевых, разделившись на три группы.
Кожевину было поручено описать и составить карту острова Фадеевский, Санникову – обследовать пролив, отделяющий от Котельного. Отметим, что позже пролив между островами будет назван его именем, а загадочную землю так никто и не найдет. Третью группу возглавил сам Геденштром. На нее возлагалась самая трудная задача экспедиции – описать остров Новая Сибирь.
Результаты и значение экспедиции Геденштрома
Во время экспедиции были собраны первые сведения о природе Новосибирских островов.
Выполнена опись материкового побережья между устьями Яны и Колымы.
Геденштром высказал важные представления о климате Восточной Сибири, при этом отметив влияние на нее Ледовитого океана. Ему принадлежит честь установления так называемой «Сибирской полыньи» - обширного пространства открытой воды на границе дрейфующих льдов и ледового континентального припая.
Геденштром впервые упомянул о том, что «Омекон в верховьях Индигирки – холоднейшее место во всей Якутской области».
С экспедицией Геденштрома связано рождения легенды Арктики – загадочной Земли Санникова. Об этом подробнее мы писали в прошлом номере № 33 «ЭС».
По оценке академика Петербургской академии истории науки, автора более 20 книг по истории открытий и исследований в Арктике В. Пасецкого, экспедиция Геденштрома 1808-1812 гг. – самое крупное и яркое полярное путешествие начала 19 века, оказавшее большое влияние на дальнейшее развитие русских полярных исследований к северу от Чукотки, Берингова пролива и Русской Америки.
Еще до Врангеля и Анжу Геденштром указал на то, что Северный Ледовитый океан даже зимой не покрыт сплошным льдом, и тем самым определил возможность арктического судоходства.
В следующем номере «ЭС» мы расскажет о трудностях экспедиции Геденштрома к Новосибирским островам; его дальнейшей жизни и судьбе этого неординарного человека.