Легендарный Кузьмин. Его именем могут назвать аэропорт Якутска
Отец – Георгиевский кавалер
Валерий Ильич Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в маленьком селе Иннях Олекминского района ЯАССР в семье крестьянина Кузьмина Ильи Дмитриевича - участника Первой мировой войны, кавалера трёх орденов Георгиевского креста. На селе он был очень уважаемым человеком, опытным охотником и рыбаком, но когда дети были маленькими, отец скоропостижно скончался от перитонита. У матери, Марфы Ефремовны, осталось пятеро детей. В 1928 году в числе первых она вступила в колхоз «Ударник», умела делать все, была отличной хозяйкой, неустанной работницей и, по словам знавших ее людей, была женщиной крутого нрава. Всех своих детей Марфа Ефремовна подняла и воспитала одна.
Они были первыми
В 1933 году Валерий Кузьмин окончил семилетнюю школу в селе Дельгей.
По направлению комсомола был направлен на учёбу и поступил в Якутский техникум пушно-мехового хозяйства на охотоведческое отделение. Но его влекло небо.
В сентябре 1935 года в Якутске открылась планерная станция. Занятия с учлетами-планеристами (учлет, ученик-летчик) проводили Ю.Шафер и Л.Шевченко.
В первой группе планеристов занимались В.Кузьмин, Г.Табунанов, И.Захаров, А.Ременникова, Е.Быковский и другие.
Если рассказывать про каждого из них, то не хватит и целой газеты.
В этой группе планерной школы вместе с В.Кузьминым учился старший брат Веры Захаровой – Иннокентий Захаров. Именно под его влиянием Вера Захарова выучилась на летчика и стала одной из первых женщин-летчиц Якутии.
Еще одна из первых летчиц Якутии, Анна Ременникова, в годы Великой Отечественной войны воевала в составе женского авиаполка ночных бомбардировщиков. После войны А.Ременникова уехала из Якутии, и ее следы затерялись.
Георгий Табунанов перед окончанием Ульяновской летной школы Осоавиахима в 1938 году был несправедливо обвинен в связи с врагами народа, исключен из партии, но в 1939 году обвинения были сняты. Служил в Забайкальском военном округе, в запасных полках, командиром пулеметного взвода, замкомандира пулеметной роты. Участвовал в войне с Японией.
Кузьмин и «враг народа» Шафер
Летать будущего Героя Соцтруда в Якутске учил Юрий Георгиевич Шафер, будущий доктор физико-математических наук, лауреат Сталинской премии, основатель Института космофизических исследований и аэрономии ЯФ АН СССР.
Немногие знают, что Юрий Шафер мог и не стать ученым с мировым именем, а в Якутске не было бы Института космофизики…
В сентябре 1937 году в Якутске проходил II пленум республиканского Совета Осоавиахима ЯАССР. Среди прочего, на пленуме был разоблачен как «враг народа» Ю.Г.Шафер, начальник отдела авиации республиканского Совета Осоавиахима. Также был поставлен вопрос о дальнейшей работе друга «врага народа» – начальника планерной станции инструктора-планериста Л.Шевченко.
Выдержка из протокола пленума, сентябрь 1937 г., г.Якутск:
«Шафер – волк в овечьей шкуре… Проник, замаскировался комсомольцем и общественником и затормозил авиационную работу.
Шевченко разложился под влиянием троцкиста Шафера. Он разбил планер, второй планер разбит по вине Шафера» (из кн. В.Пестерева «Хроника авиации Якутии 1921-1987», 1997 г.).
По итогам пленума Шафер был исключен из состава президиума и членов республиканского Осоавиахима. Тем не менее он продолжил работу в Якутском педагогическом институте. Участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., политработник 16-й Воздушной Армии, прошедший войну от Сталинграда до Берлина,
Л. Шевченко, обвиненный вместе с Ю.Шафером, – отец будущего министра здравоохранения России Ю.Шевченко. В биографии министра здравоохранения России 2000-х годов указано, что он родился в 1947 году в г.Якутске в семье военнослужащего.
Вот такие перипетии человеческих судеб.
Все выше и выше
А какие события происходили в 1935 году в авиации в ЯАССР?
В январе 1935 г. в Якутск прилетел Сергей Асямов, он будет принят летчиком Ленской авиагруппы Главсевморпути, ГУСМП, будущий Герой Советского Союза (посмертно в 1942 г.)
В марте 1935 года летчику Галышеву и Неронену поручили открыть круглогодичную воздушную линию Якутск – Тикси. Первый полет был выполнен с 3 по 15 марта. Задержки были связаны с непогодой, так в Сангаре летчики 6 дней ждали погоду. В Тикси они доставили почту и грузы.
В марте из Иркутска в Якутск авиарейсом доставили кинокартину «Чапаев». Это был один из первых звуковых фильмов, показанных якутянам на экране звукового кинотеатра.
Открыта авиалиния Иркутск – Якутск – Тикси. Ее обслуживала Ленская авиагруппа ГУСМП с временным центром в Иркутске, позднее в г.Якутске.
С декабря по апрель 1935 г. Якутская авиалиния выполнила 29 рейсов Иркутск - Якутск и обратно вместо положенных 17. Всего перевезено 180 человек, 3476 кг. почты, 11831 кг. груза и багажа.
В августе 1935 года были открыты регулярные полеты между Якутском и Алданскими приисками, авиалиния Якутск – Усть-Мая – Аян.
В августе закончено оборудование постоянного центрального Якутского аэродрома размером 450 х 500 м., построены ангар на 2 самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка.
В Амгинском, Намском, Таттинском и Чурапчинском районах оборудованы площадки для приема самолетов. В 1936 году туда были совершены первые полеты.
Лучшие из Якутии
6 мая 1936 года состоялся торжественный выпуск первых планеристов-инструкторов Осоавиахима в г.Якутске. Среди них - молодой Валерий Кузьмин.
В июне этого же года группу из ЯАССР в количестве 8 человек отправляют учиться в Ульяновскую объединенную школу пилотов и авиатехников. Пятеро из них зачислены на курс инструкторов-летчиков: А.Ременникова, В.Кузьмин, И.Простаков, В.Скрыбыкин и Г.Табунанов. Трое зачислены на курс авиатехников: Г.Брагин, К.Коммунаров, К.Свинобоев. Учились якутяне на «успешно» и «хорошо». Их учебой интересовались начальник летной школы и командир отряда школы. Нередко они совершали с курсантами контрольные полеты. При подведении итогов учебного года, лучшей по результатам успеваемости на отделении пилотов оказалась учебная группа из Якутии.
Газета «Пролетарский путь» г.Ульяновск, август 1937 г.
«В сентябре прошлого года правительство Якутии командировало нас на учебу в Ульяновскую летную школу Осоавиахима.
…За 10 месяцев мы усвоили весь полет на самолете «У-2». Школа выпускает нас летчиками-инструкторами.
В Якутии своих летчиков нет, и мы первые ласточки, на которых лежит огромная почетная задача развития Якутской авиации. На днях мы летим в Якутск. Мы впервые посадим якутских юношей и девушек на самолеты».
Выпускники летной школы Осоавиахима, якутская группа: А.Ременникова, В.Скрыбыкин, И.Простаков, В.Кузьмин.
Отметим, что в это же время, в августе 1937 года, в Школе морских летчиков Полярной авиации ГУСМП в г.Николаеве училась курсантка Татьяна Кривогорницына из Якутии. По неустановленным данным, Т.Кривогорницына погибла во время воздушных боев над Курской дугой летом 1943 года.
Служба в Алсибе
В сентябре 1937 г. первые дипломированные летчики вернулись в Якутию. Некоторое время Валерий Кузьмин работал в посёлке Незаметный (позже - г.Алдан). Затем работа в Якутском аэроклубе, в феврале 1940 года состоялся первый выпуск авиамехаников Якутского аэроклуба, командиром звена которого был В.Кузьмин. Позднее работал пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления особой воздушной линии. Она была создана для организации перегоночной трассы из США в СССР, истребителей и бомбардировщиков, военных грузовых самолетов. Как пилот Кузьмин обслуживал изыскателей и строителей этой линии. Не раз он пролетал над родным Олекминским районом. В 1943 году стал вторым пилотом самолёта «С-47» 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Все военные годы работал на трассе АЛСИБ, участвовал в перегоне американских самолётов.
Такова предвоенная и военная биография жизни легенды якутской авиации, Героя Социалистического Труда Валерия Ильича Кузьмина.
Как проголосовать
На сайте великиеимена.рф закончился II этап голосования по присвоению имен аэропортам России, среди которых аэропорт Якутска. В ходе I этапа жители могли предложить свои варианты имен аэропортов. В пятерке лидируют имена: летчик В.Кузьмин, ученый В.Ларионов, композитор М.Жирков, писатель П.Ойунский, первый президент республики М.Николаев. Далее с 31 октября по 11 ноября в ходе соцопросов будут выявлены три имени лидеров для каждого аэропорта.
Финальный III этап пройдет с 12 по 30 ноября. За этот период любой желающий может выбрать один аэропорт из общего списка и проголосовать за одно имя, по принципу «один голос – один аэропорт – одно имя» (на сайте, в социальных сетях, позвонив на «горячую линию» 8-800-707-93-17; путём заполнения анкеты в СМИ и на борту самолета, на постах «Волонтеров Победы», расположенных в аэропортах и ж/д вокзалах).